Регистрация

Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями дошкольников

  • 24 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Работа с родителями»

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников (Ахутина Т.В., 2000). Здоровьесберегающие технологии становятся всё популярнее в организации занятий с дошкольниками, хотя являются актуальными на протяжении уже достаточно длительного времени.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физической культуре и воспитателями дошкольный образовательных учреждений (ДОУ) в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Немалую роль в воспитательном процессе детей дошкольного возраста играет семья, а именно родители. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, многие используют разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно-развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование (Гаврючина Л.В., 2007).

В нашей работе использовались совместные занятия детей средней и старшей групп и родителей (взрослых) на базе ДОУ № 125. На занятиях были предложены средства современных видов гимнастики: фитнес-йога и калланетика.

Построение занятий происходило по классической схеме – подготовительная, основная и заключительная часть. В подготовительной части занятия предлагались упражнения с гимнастическим инвентарем (мячи, обручи, палки) под музыкальное сопровождение.

Основная часть содержала в себе выполнение упражнений фитнес-йоги (асан) в парах: взрослый и ребенок, упражнения калланетики. В заключительной части занятия давались упражнения на внимание, дыхание, игровые задания.

Парное выполнение упражнений фитнес-йоги является наиболее эффективным видов взаимодействия взрослого и ребенка. Дети смотрят как взрослые выполняют упражнения и стремятся выполнить не «хуже». Улучшение организованности, стремление выполнять сложные упражнения, или простые упражнения, но более полезные для организма – всё это способствует наиболее высокому проявлению различных качеств детей.

Более того, фитнес-йога в настоящее время, занимает ведущее место среди оздоровительных направлений в физической культуре взрослого населения. Направленность фитнес-йоги заключается в овладении физическими упражнениями и познании своего тела. Родители имеют желание заниматься фитнес-йогой, но в основном недостаток времени и средств сказывается на невозможности посещения спортивных клубов, залов и т.д.

Упражнения фитнес-йоги в основе своей состояли из выполнения несложных поз с задержкой дыхания, с глубоким вдохом и выдохом. Продолжительность каждой позы – 20 секунд. После выполнения упражнения давались игровые задания на внимание, координацию, на силу мышц, гибкость.

Основные асаны для совместных занятий: упражнения с прогибанием тела (а ребенок находится под телом родителя). Например, взрослый выполняет положение «планки» – упор стоя, согнувшись, а ребенок – между руками и ногами. Выполнение упражнения осуществляется на вдохе, а заканчивать упражнение – на выдохе.

К наиболее распространенным асанам, предложенными нами являлись также: упражнения с подниманием ног вверх (положение перевернутого угла), назад (рыбка), упражнения типа «кошка» и т.д. Каждое положение фитнес-йоги чередовалось с выполнением упражнений калланетики, целью которых были растягивание наиболее загруженных в асане мышц. Например, при выполнении позы «плуг» растягивающими упражнениями были следующие – наклон вперед из положения сидя и стоя.

Игровые задания в конце занятия проводились в соревновательной форме: взрослые против детей. Предлагается игра или задание, после чего выбирается ведущий (ребенок). Две команды: взрослые и дети, располагаются друг против друга и организуется игра. Игры подбирались не на скорость выполнения, а на качество выполнения отдельных гимнастических элементов (асан).

В результате совместных действий (занятий) повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их познавательной инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. 

Литература:

  • Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие /Л.В. Гаврючина. М.; Сфера, 2008.
  • Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21 – 28.

1. Экспериментальная группа. ГБДОУ № 125, Адмиралтейский район, г. Санкт-Петербург

Экспериментальная группа

2. Начало занятия

Начало занятия

Автор: Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, кандидат педагогических наук, доцент НГУ имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург.

4 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 8)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Викторовна 10.03.2013 в 10:20

Уважаемая Гульнара Рафаильевна, вы говорите о работе с родителями, но на фотографиях только дети. Надо было ярче оформить работу.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!