Регистрация

Дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательное азбуковедение»

  • 2 ноября 2016

Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»

Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.

Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим использование лэпбука в образовательном процессе. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают педагог с детьми, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Проблема. Из наблюдений за детьми подготовительной группы мы выяснили, что речь их не сформирована в совершенстве и малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, меняют местами слоги или совсем их пропускают, не правильно ставят ударение в словах. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям.

По результатам мониторинга речевого развития детей было выявлено, что у 72 % не сформирована звуковая культура речи, и только лишь 28 % владеют фонематическим слухом в норме. В процессе анкетирования родителей по теме «Речевое развития детей старшего дошкольного возраста» было установлено, что

  • 36 % не имеет представления о том, соответствует ли речевое развитие его ребёнка возрастной норме;
  • 55 % проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи через такие формы как, чтение художественной литературы, посещений занятий учителя-логопеда, выполнение рекомендаций воспитателей, разыгрывание театрализованных сценок дома.

Учитывая, важность проблемы по этому вопросу и результаты мониторинга, совместно с коллегами мы разработали дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательное азбуковедение» по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений (ОО «Речевое развитие», направление «Обучение грамоте»).

На сегодняшний день немногие дети стихийно достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком. Одним из способов достижения цели по развитию речи у ребёнка, является создание дидактического пособия в форме ЛЭПБУКА.

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ для закрепления иповторения пройденного материала с ребёнком, (особенно если он визуал) в любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

Использование лэпбука предполагает организацию совместной деятельности взрослого и ребёнка в индивидуальных и групповых формах.

Цель дидактического пособия: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи для педагога:

1. Закреплять умение различать на слух и произносить все звуки родного языка.

2. Совершенствовать фонематический слух:

  • называть слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
  • выделять ударный звук в слове;
  • проводить звуковой анализ слова;
  • делить слова на слоги;
  • составлять предложения с определённым количеством слов.

3. Развивать связную речь.

4. Воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, подгруппах.

Игровая задача для ребёнка. Набравшийнаибольшее количество монет становится лучшим «Азбуковедом» и его фото размещается на доске почёта.

I. Правила.

1. Организационные. Дидактическое пособие предназначено для детей 6-7 лет, принимать участие в игре могут от 1 до 5 человек.
2. Дисциплинарные. За не умение слушать и слышать собеседника с ребёнка взымается штраф в размере 3-х монет.
3. Игровые. Выигрывает тот, кто заработает наибольшее количество монет, выполнив все задания, соблюдая правила игры.

II. Игровые атрибуты.

Лэпбук – папка формата А3, в которую вклеены кармашки с заданиями, шаблоны – заготовки, фломастер, диск, фишки в виде монет, помпоны для разбора слова,кубик с шестью гранями, на сторонах которого нанесены точки (от одного до шести).

III. Игровые действия: Взяв в руки лэпбук, ребёнок сам выбирает задание, ориентируясь на его стоимость, которая условно обозначена на каждом задании. За правильное выполнение задания ребёнок получает монету, определённого наминала (от одной до пяти монет). Чем сложнее уровень задания, тем больше монет может заработать ребёнок.

Игровые задания.

«Преврати буквы в рисунок»

Цель: На листе бумаги расположены буквы (разного шрифта, повёрнуты под различным углом, разного размера). Ребёнку предлагается создать на их основе рисунок(стоимость задания2 монеты) если удастся все буквы объединить в единую композицию (стоимость задания увеличивается до5 монет).

«Звуковой барабан»

Барабан представляет собой круг с секторами, на которых предложены задания. Игрок бросает кубик. Выпавшее количество точек на верхней стороне кубика, указывает на сектор на барабане и стоимость задания. Если выпавшее количество точек показывает число шесть – ребёнок пропускает ход. Задания: – мягкие – твёрдые (стоимость задания 2 монеты). Цель: закреплять знания детей о мягкости и твёрдости звука.

Игра«Звуковое домино»

Все участвующие в игре получают по 6 картинок, остальные находятся в банке лицевой стороной вниз. Игрок, у которого есть карточка с парными звуками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои картинки с соответствующим звуком. Если у кого-то из игроков нет карточки с данным звуком, то он берёт карточку из банка. Если карточки закончились и в банке, игрок пропускает ход. Игрок, у которого раньше всех закончатся карточки, становится победителем. Победитель получает 2 монеты. - звуки в слове (стоимость задания 3 монеты) Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Игра «Лото»

Все участники игры берут карточки со схемами-поровну. Определив звук и его положение в слове (в начале, середине, конце) подбирают соответствующую картинку. Победил тот, кто не допустил ошибок. – ударение (стоимость задания 4 монеты) Цель: учить детей выделять ударные гласные звуки.

Игра «Звуковые мастера»

У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он звучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» – по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одного слова не остаётся без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слова, начинают спорить – кому ударить молоточком. Помоги им договариться, чьи слова. – деление на слоги (стоимость задания 1 монета) Цель: упражнять детей в делении слов на слоги, определять количество и последовательность слогов в слове.

Игра«Три линейки»

Играющие берут карты, разделённые на три части и предметные картинки. На первую линию выкладываются картинки, название которых, состоит из одного слога; на вторую линию выкладываются картинки, название которых, состоит из двух слогов; на третью – из трёх слогов. – звуковой анализ слова (стоимость задания 5 монет) Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.

«Допиши буквы». Цель: запомнить графические образы букв, находить и узнавать одинаковые и разные элементы букв (стоимость задания 1 монета).

«Какая буква спряталась?». Цель: учиться различать похожие по написанию буквы, развивать пространственное мышление, тренировать внимание (стоимость задания 1 монета)

«Буквобол»

Малый барабан представляет собой круг с секторами, на которых предложены игровые задания с буквой. Игрок бросает кубик. Выпавшее количество точек на верхней стороне кубика, указывает на сектор на барабане и стоимость задания. Если выпавшее количество точек показывает число шесть – ребёнок пропускает ход. Цель: развивать мелкую моторику рук. Задания: – слепить букву (стоимость задания 5 монет); – сложить букву из палочек (стоимость задания 2 монеты); – заштриховать букву (3 монеты); – собрать пазл (4 монеты); – обвести по контуру и закрасить букву (1монета).

«Водопад». Цель: учить определять первый звук в словах и составлять новые слова. На полоске друг за другом располагаются картинки. Вытягивая полоску игрок,запоминает первый звук каждой картинки и составляет из них слово: – слово из трёх звуков (стоимость задания 3 монеты); – из четырёх звуков (стоимость задания 4 монеты); – из пяти (стоимость задания 5 монет).

«Ребусы». Цель: развивать мыслительную деятельность, образное мышление, сообразительность, расширять словарь. Ребенок, рассмотрев картинку, читает слог или букву, добавляет предмет, изображённый на картинке, и получает новое слово (каждый ребус стоимостью 1 монета).

«Найди букву». Цель: запоминать графические образы букв, тренировать Внимание. На карточке в беспорядке расположены буквы, нужно найти и обвести определённую букву (стоимость задания 1 монета). Если работоспособность ребёнка снижается, то в лэпбуке имеются задания способствующие снятию напряжения у детей.

«Почитай-ка» – данное задание предлагается для детей, которые умеют читать.

«Пойте вместе» – дети могут прослушать песенку в фонограмме, исполнить самостоятельно под минусовку, обыграть.

«Артикуляционная гимнастика».

IV. Результат.

1. Дети различают на слух, и произносить все звуки родного языка.
2. У детей сформирован фонематический слух.
3. Развита связная речь.
4. Дети работают самостоятельно, в парах, подгруппах.

V. Критерии освоения детьми материала по ОО «Речевое развитие»

1. Дети различают на слух и произносят все звуки родного языка.
2. Называют слова с определённым звуком.
3. Определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
4. Выделяют ударный слог в слове.
5. Проводят звуковой анализ слова.
6. Делят слова на слоги.
7. Составляют предложения с определённым количеством слов.
8. Дети умеют составлять описательный рассказ по картине.

Список литературы:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., МихайловаЗ.А.. Программа «Детство». СПб., 2011
2. Волина В.В., Худож.. Рудаковская Л.М – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.
3. ЖуроваЛ.Е.,. ДуроваН.В. УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М.:, 2014. – 192с.
4. Попова Д.А, Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе. От 3 – 6 лет. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
5. Интернет ресурсы: - http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf

Автор: Малкова Надежда Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №8», г. Верещагино, Пермский край.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Шахова Ольга Вячеславовна 07.11.2016 в 21:00

Надежда Геннадьевна, с большим интересом познакомилась с вашей разработкой. Видно, что работа по речевому развитию ведется у вас системно (об этом говорит многообразие заданий лэпбука).
И все же, мне лично не хватило визуального ряда. Описание игр, их цели -это очень ценно, но хотелось бы рассмотреть сам лэпбук более внимательно (один кадр презентации не дает такой возможности).

Шахова Ольга Вячеславовна 07.11.2016 в 21:41

Надежда Геннадьевна, рассмотрела лэпбук, где Вы его представили в соавторстве с коллегами. Действительно, работа впечатляет.

Наталья Михайловна 09.11.2016 в 08:53

Уважаемая , Надежда Геннадьевна! Работа по образовательной области "Речевое развитие" действительно трудоемка и ответственна. Но Вы большая молодец! Лэпбук - то самое средство, которое дает большие возможности. Дальнейших творческих успехов!

Нагорная Мария 15.11.2016 в 20:01

Уважаемая Надежда Геннадьевна! У вас получился отличный лэпбук! Понравилось разнообразие дидактических игр. Интересен подход к выбору задания детьми (по стоимости). Вы не только речь детей развиваете, но и отрабатываете навыки быстрого счёта! Успехов в работе!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!