Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Можно обратиться к опыту агентств по организации детских праздников, которые создают настоящие детские шоу. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Праздники и культурно-досуговая деятельность в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 493» рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социальнопедагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или камерно в группах (приложение 1).
Эффективному проведению праздника способствуют:
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
1 этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чемлибо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2 этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.
При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.
Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурнодосуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей.
Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30–35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5–10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.
Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.
Творчество – еще один важный вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия.
Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать чтото интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творческипроектировочную среду.
В качестве примера в приложении 2 представлен конспект коллективного творческого проекта «Детский сад моей мечты».
Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника. Такими условиями являются:
Кроме этого педагогу нужно уметь:
Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д.
Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Приложение 1
Месяц |
Праздник |
Открыто (в музыкальном зале, с гостями) |
Камерно (в группе) |
Сентябрь |
День знаний В гостях у сказки Спортивные эстафеты |
В дошкольных группах В группах раннего возраста |
В старшей и подготовительной группах |
Октябрь |
Осенины |
Средняя, старшая, подготовительная группы |
– |
Ноябрь |
Театрализованное представление по мотивам народных сказок |
Старшие дошкольники – малышам |
– |
Декабрь |
Новогодние утренники |
Во всех возрастных группах |
– |
Январь |
Рождественские вытворяшки Зимние забавы |
– |
Во всех возрастных группах Старшие группы |
Февраль |
День защитника Отечества День добра |
Старшие группы |
Младшая и средняя группы Во всех возрастных группах |
Март |
8 МАРТА – Женский день Дети, книжки берегите! |
Во всех возрастных группах |
Во всех возрастных группах |
Апрель |
Праздник смеха День космонавтики Весенняя капель |
– |
Старшие группы Во всех дошкольных группах |
Май |
Выпускной утренник «До свидания, детский сад!» |
Подготовительная группа |
– |
Июнь |
Открытие малых олимпийских игр Спортивный праздник Праздник мыльных пузырей |
Старшие группы Во всех дошкольных группах |
В группах раннего |
Июль |
День Нептуна |
– |
Старшие группы |
Август |
Закрытие малых олимпийских игр |
Старшие группы |
– |
Приложение 2
Задачи:
Предварительная работа: создание макета «детской» комнаты для куклы; составление плана-схемы сказочного теремка.
Материал: заготовки плана-схемы игровой комнаты – цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.
Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых группах.
Часть 1
Педагог проводит среди детей экспресс-опрос:
Часть 2
Педагог приглашает детей на экскурсию по группе. При этом взрослый берет на себя роль новенького в группе, а дети выступают в роли экскурсоводов.
Экскурсия начинается с приемной. Педагог задает вопросы, а дети отвечают на них, рассказывают, показывают, объясняют.
В игровой комнате взрослый интересуется игровыми зонами (где, во что и как можно играть). Далее педагог спрашивает, где дети занимаются, где и как отдыхают и т. д.
Часть 3
Проводится работа в малых творческих группах («мастерских»).
Организационный момент: педагог рассыпает цветные карандаши на ковре (пять цветов). Каждый ребенок выбирает себе один карандаш. По цвету карандашей дети объединяются в «малые» группы и рассаживаются за столы с соответствующей пометкой: «синий», «зеленый», «красный», «желтый», «коричневый».
На столах разложены заготовки плана-схемы игровой комнаты. Взрослый помогает детям сориентироваться, где на схеме находятся окна и двери, сравнить, где в действительности они находятся.
Задание группам: создать макет групповой комнаты (игровой).
Варианты макетов:
Часть 4
Каждая мини-группа приглашает к себе в «гости» детей из других групп. Дети-«гости» вместе с педагогом рассматривают макет, задают вопросы. Дети-«хозяева» объясняют рассказывают, показывают, отвечают на вопросы.
В ходе творческого дела педагог учитывает пожелания детей, их творческие находки, проявившиеся при изготовлении макета. Совместно с детьми обогащает предметнопространственную среду группы к новому учебному году.
Авторы:
О.М. Ельцова,
преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ИПКиПРО г. Новосибирска
Н.Н. Горбачевская,
заведующий МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 493» г. Новосибирска
А.Н. Терехова,
старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 493» г. Новосибирска
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.