Регистрация

«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

  • 7 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.

Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные игры), эстетическое (музыкальные игры), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.)

Дидактические игры в раннем возрасте

Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания. В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.

Раннее детство от 1 года до 3 лет – это период энергичного освоения детьми различных общественно-выработанных действий. В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивается наблюдательность и внимание.

Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности:

  • сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
  • развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
  • развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);
  • развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;
  • развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. С помощью слова воспитательница направляет, регулирует внимание детей: она указывает на такие качества, свойства наблюдаемого предмета или явления, которые доступны детскому пониманию на данном этапе и которые она считает соответствующими решению поставленных дидактических задач.

Предположим, детей учат на непосредственно-образовательной деятельности использовать красный и синий шарики. Им дают сначала шарики одного цвета. Берут какой-то один и говорят: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорят о синих шариках. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

На непосредственно-образовательной деятельности с детьми проводилась дидактическая игра «Чудесный мешочек» с целью научить детей называть предметы или игрушки, и действия. Воспитательница, вынимая из мешочка, например, игрушечную машину, называла ее, затем возила по столу и говорила: «Машина едет». Следовательно, дети получили наглядное словесное обозначение «Машина», «Машина едет». Их ответные реакции выразились в том, что они называли игрушку. Однако движения ее не назвал никто. И только после того, как на НОД детям была предоставлена возможность возить машину, играть с нею, многие из них стали обозначать словами и предмет, и действие. Благодаря тому, что дети не только смотрели, слушали, но и действовали, между тем, что они наблюдали, и словом образовалась прочная связь.

Самостоятельная деятельность: детям предоставляются только те игрушки, которыми они научились действовать во время занятий. «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры. 

Хочу показать примеры дидактических игр своими руками по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

1. Игра «Подбери колеса к машине»

Ход игры:

Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.

Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.

2. Игра «Подбери варежку»

Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть варежку. Ребенок рассматривает и называет цвет варежки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у варежки должна быть пара и предлагает ее найти. Т. образом воспитатель учит детей подбирать предметы по цвету, развивает внимание и память.

Автор: Дышекова Вайдат Муссабиевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Березка», г. Новый Уренгой.

2 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 2)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Адамбаева Людмила Анатольевна 26.12.2015 в 17:00

Вайдат Муссабиевна, добрый вечер. Позакомилась с Вашей работой и предположила, что данный материал - это текст Вашего выступления перед своими коллегами определенного уровня. Однако, все, что Вами обозначено, не является новым и описано в учебниках по педагогике. Хотела бы напомнить, что необходимо обозначать источники, когда составляете текст своего выступления. Безусловно, спорить с педагогикой, как наукой, никто не будет. Значимость дидактической игры доказана людми многолетним опытом. А зачем Вы используете дидактические игры в своей практике? Какой получаете результат? Подтверждают ли результаты Вашей деятельности по введению и использованию дидактических игр научные выводы? Успехов в конкурсе!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:25

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!