Регистрация

Использование шариков Марблс в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

  • 27 ноября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение шариков Марблс.

Логопеды и воспитатели знают, что существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание обращается на развитие тонких движений пальцев рук.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. У детей, имеющих различные нарушения зрения, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки не совершенны, совместная работа глаз и рук – не координированы.

В работе с детьми, имеющими нарушения зрения (амблиопия, косоглазие) поставлена цель: развитие зрительного восприятия с использованием шариков Марблс.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).

3. Развитие сенсорного восприятия.

4. Развитие тактильных ощущений.

5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.

6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Используются в работе шарики Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.

Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.

При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание и мышление.

Эти игры и упражнения можно применять не только в коррекционной группе по зрению, но и в общеразвивающих группах, а также в домашних условиях.

Игры и упражнения

 «Лошадка»  (слайд №4)

На развитие  целостного зрительного восприятия.

Задание: найти копыта и положить на них камешки, положить камешки на хвост и т.д.  Предметные представления становятся  более полными (ребенок через действия  запомнит, что такое копыта и где они находятся).   Добавляем задание на развитие цветовосприятия: подобрать камешки по цвету и украсить уздечку.

«Петушок»  (слайд №5)

На формирование элементарных математических представлений (количество - один, много;  счет,  форма), на развитие логического мышления (что лишнее), на цветовосприятие (выкладывание разноцветного  хвоста).

«Месяц, месяц, мой дружок» (слайд №6)

На стимулирование  зрительно-поисковой деятельности.

Задание: найти и закрыть все  большие звездочки желтыми камешками, а маленькие-синими.

«Угостим вкусным соком»  (слайд №7)

На формирование практических действий по цветовому различию на ограниченной плоскости.

Задание: «налить» сок в стакан, не пролив (не выезжать за контур). Можно спросить детей, какого цвета они используют камешки, значит, из каких ягод будет сок, как будет называться этот сок.

 «Торопливый паучок» (слайд №8)

Задание: помоги паучку подобрать парную обувь.

«Кап-кап, дождик идет» (слайд №9)

Здесь идет одновременная работа руки, глаза и речи. Выкладываем в определенном ритме, темпе, с проговариванием слова – кап. Можно заодно  заучить потешку, сочинить сказку, используя разные цветные силуэты. Можно дать задание на выкладывание цветного зонтика.

«Дождик, дождик пуще» (слайд №10)

Тема осени, показать разнообразные виды дождя. Усложнить задание -  выкладывание по контуру.

«Сказка «маша и медведь» (слайды №11,12,13)

Задания можно объединять в единый сюжет, например по сказке.

Если у детей продолжается интерес к выполнению заданий, можно продолжить игровую ситуацию:  Маша шла и нашла ягоду-землянику, а медведь нашел фруктовое дерево (яблоню, грушу, сливу - в зависимости от цвета камешков).

Можно это дать как отдельное задание: медведь любит красные яблоки, положи красные камешки на место, где были яблоки.

«Ежик по дорожке шел и…» (слайд №14)

Координированная работа глаза и руки, развитие  речи, памяти.

Задание: помоги ежику собрать грибы, продолжи предложение.  (Ежик по дорожке шел и белый гриб нашел)

«Ходит осень…» (слайд №15)

С использованием природного материала, упражнение на количество, на различение разных видов листьев. Можно просто украсить листья  камешками - «капельками росы».

Выкладывание рябиновой грозди.

«Всем береза нравится» (слайд №16)

Изображение березы в разное время года.

«Цветы» (слайд №17)

Упражнение на подбор лепестков по цвету  к сердцевине, составление цветов на воображение и оформление   цветка в рамочку.

Выкладывание  узоров, картин (слайд №18)

На развитие творчества детей.

На развитие мышления – задание: выложить узор по  схеме.

ö

 

 

 

 

 

ö

 

ö

 

ô

 

ö

 

 

 

Ö

×

Ö

 

 

 

õ

×

Õ

×

õ

 

 

 

Ö

×

Ö

 

 

 

ö

 

ô

 

ö

 

ö

 

 

 

 

 

ö

«Транспорт» (слайд №19)

По ознакомлению с окружающим по теме дается задание на ориентировку в пространстве.  Рассмотреть в каком направлении едут машины, выложить дорогу в том направлении, куда едет машина, спросить ребенка,  в каком направлении он выкладывал камешки.

 «Спрячь зайчика от лисы»» (слайд №20)

Создание игровой ситуации с использованием мелких игрушек.

Упражнения с контурами

Варианты:

  • Выкладывание по контуру геометрических фигур, изображений (слайды №»21,22)
  • Заполнение контура изображения камешками (слайд №23)
  • Самостоятельное выкладывание контура изображения камешками, заполнение его или выкладывание контура веревочкой и дальнейшее его заполнение (слайд №24)
  • Можно выкладывать цифры, буквы.

 «Ворона-модница» (слайд №25)

На развитие мышления, выкладывание ритмичного ряда по цвету, форме.

«Украсим елочку» (слайд №26)

На развитие зрительно моторной координации, стимулирования зрительно-поисковой деятельности.

Задание: найти елочные украшения и отметить их камешками.

«Подарки» (слайд №27)

На одном материале решаются разные задачи:

  • развитие умения различать цвета (форму), не обращая внимания на другие признаки,
  • развитие внимания  «убери лишнее», «найди ошибку»,
  • развитие творчества.

Выкладывание разнообразных дорожек (прямых, спиралеобразных, ломанных) (слайды №28,29,30)

Различные лабиринты (слайд №31)

Работа на плоскости в большем пространстве (слайды №32,33)

Выкладывание индивидуальных дорожек, в дальнейшем объединение в один коллективный игровой сюжет. Решение задач на ориентировку в пространстве (далеко-близко, влево-вправо, впереди-сзади  и.д.)

«Веселый счет» (слайд №34)

Соотнесение числа с цифрой

Упражнения на  пространственную ориентировку  (слайды №35,36)

В старшем возрасте идет подготовка к школе, работа на листе в клеточку (слайды №37,38)

Даются задания выложить путь по словесному диктанту, по схеме, придумать свой путь и описать его…

«Самодельные лабиринты» (слайды №39,40)

Упражнение на развитие глазодвигательных функций, тонкой моторики кистей. Совместно с детьми изготавливаются лабиринты, используя коробки и коктейльные палочки.

«Рисование шариками» (слайды №41,42)

Этот метод рисования доступен даже малышам. Используется коробка, на дне лежит белый лист бумаги, капается на бумагу жидкая краска и катаются шарики по коробке. Картины похожи на разноцветные дорожки, нити.

Презентация

Автор: Сысоева Эльмира Анарбековна, воспитатель, первая квалификационная категория, 29 лет педагогического стажа, МБОУ СОШ №2 структурное подразделение детский сад №6 «Искорка» г. Вельска Архангельской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 29.11.2015 в 18:45

Обожаю такие практические наработки. Сама давно хожу вокруг таких камушков, позавчера заново приценилась - и опять отложила покупку. Рассматривала их для игр по ФЭМП, а у вас уже всё продумано - и вширь, и вглубь:). Вот бы ещё карточки с рисунками скачать для распечатки! Есть замечания по правописанию, но по остальным критериям - всё на уровне. Фотографии не оставляют сомнений насчёт авторства. Да, идея такая уже озвучивалась в интернете, но без таких наглядных наработок, как у вас, Эльмира Анарбековна. Успеха в конкурсе!

Эльмира Анарбековна 01.12.2015 в 20:58

Ева Владимировна, спасибо! Дети приносят в детский сад много раскрасок и интересные рисунки я использую в работе, а придумать задания по ним - просто. Сложнее было приобрести камешки в разнообразной цветовой палитре.

Шахова Ольга Вячеславовна 30.11.2015 в 19:09

Эльмира Анарбековна, большое спасибо за Вашу работу. С удовольствием беру себе в закладки. Подобную работу можно и нужно проводить в любом дошкольном учреждении. Порадовало разнообразие предложенных Вами игр (можно варьировать и по виду деятельности, и по возрасту ребят). Отлично!

Эльмира Анарбековна 01.12.2015 в 21:30

Ольга Вячеславовна, спасибо за оценку. В мою группу ходят дети трех возрастов и всем хочется играть с камешками, а любую игру можно усложнить или упростить. Главное, чтобы детям было интересно.

Илья Алексеевич 05.12.2015 в 18:49

Эльвира Анарбековна, спасибо за Вашу статью. Никогда раньше не обращал внимание на данные шарики, возьму на заметку. Соглашусь с Ольгой Вячеславовной, подобные практические занятия будут непременно полезны для детей дошкольного возраста.

Галина Павловна 11.12.2015 в 06:02

Уважаемая Эльмира Анарбековна! Спасибо за участие в конкурсе! Вы убедили, что это Ваша инициатива, прекрасное визуальное сопровождение дополнили приятное впечатление. Мне Ваша работа очень понравилась! Надеюсь, что увижу Вас в победителях!

Адамбаева Людмила Анатольевна 13.12.2015 в 14:38

Эльмира Анарбековна, добрый вечер. Как замечательно, что педагоги, имеющие в своей копилке такой богатый опыт делятся им со своими коллегами. А Ваш опыт дорогого стоит. Замечательная практика, доступные упражнения, четко обозначенные области развития и коррекции высших психических функций ребенка. Очень хорошо! Спасибо за представленный материал. Успехов в конкурсе!

Шахова Ольга Вячеславовна 16.01.2016 в 18:55

Эльмира Анарбековна, поздравляю Вас со званием лауреата! Творческого вдохновения Вам и дальнейших успехов!

Галина Павловна 18.01.2016 в 19:52

Уважаемая Эльмира Анарбековна , поздравляю Вас с победой! Новых творческих побед и удачи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:29

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!