Регистрация

Развитие технического творчества у детей с ЗПР

  • 3 ноября 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является техническое творчество.

Занятие «Зайчик»

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др.

Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Одним из видов технического творчества является конструирование.

По результатам наблюдений за деятельностью детей я сделала вывод, что наиболее интересным для них является конструирование из природного материала.

Конструирование из природного материала.

Мотивация успешности при использовании природного материала сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как факто удержания внимания. В связи с этим я разработала цикл занятий по развитию технического творчества детей, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию.

Результаты творческой деятельности детей.

Результаты творческой деятельности детей.

Приложение: Конспект занятия «Зайчик».

Автор: Сторожева Светлана Анатольевна, старший воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 66 «Беломорочка», г. Архангельск. Педагогический стаж 10 лет. Участник городских конкурсов, участник мастер-классов, семинаров, конкурсов на базе окружного ресурсного центра.

4.3 из 5 звезд
(голосов: 12, сумма баллов: 51)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Сивухина Елена Васильевна 06.11.2011 в 17:42

Светлана Анатольевна, очень хороший материал. Занятие Ваше интересное, методически грамотное. Особенно хочется отметить разнообразие использованных заданий,их практическую направленность. Вы просто молодец! Желаю вам дальнейших творческих успехов.

Наталия Васильевна 06.11.2011 в 21:46

Добрый вечер, Светлана Анатольевна! Работать с детьми, имеющими нарушения в развитии непросто... И тему по развитию технического творчества Вы выбрали очень важную и актуальную! Остаётся только восхищаться как прекрасно ребята справились с очень непростой для них задачей. Согласна с Вами, такая деятельность имеет огромное значение для общего развития детей, их умения взаимодействовать, сотрудничать. В результате занятия ребята УВИДЕЛИ результат своего труда, а значит получили положительный эмоциональный опыт, подтверждение своей УСПЕШНОСТИ!!!! А это основа их роста и развития. Безусловно, Светлана Анатольевна, ваша работа заслуживает самой высокой оценки! Спасибо за Ваше желание делиться своим опытом! Удачи Вам и успехов в нелёгком, но столь благородном труде))

Никитина Ева Владимировна 07.11.2011 в 19:48

Любопытная идея поделки из сена по трафарету, нигде в интернете ещё не встречала. Оригинально.

Савельева Любовь Владимировна 15.12.2011 в 20:49

Работа замечательная! Светлана Анатольевна, скажите, у Вас функционирует отдельная группа для детей с ЗПР?

Светлана Крюкова 08.01.2012 в 23:19

Уважаемая Светлана Анатольевна! Ваша работа имеет практическую значимость. Материал грамотно и логично изложен. Желаю творческих успехов и профессиональных побед!
С уважением, Светлана Крюкова.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!