Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Чувство музыкального ритма является одной из основных музыкальных способностей. Без него музыкальная деятельность практически не возможна.
Первым в структуре чувства музыкального ритма появляется чувство темпа, вторым – чувство метра.
Способность к восприятию и воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз – чувство ритмического рисунка – появляется последней.
Развитие у детей этой способности протекает медленнее и труднее двух предыдущих компонентов чувства музыкального ритма. Для того чтобы, процесс развития чувства ритма протекал быстрее и эффективнее в своей работе я использую принципы педагогики Карла Орфа.
Орф-подход – это практический способ воспитания и обучения, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Где музыкальная сторона воспитания и обучения сильно отличается от общепринятой. Главным здесь выступает ритм, а не гармония.
К основным принципам педагогики Карла Орфа относятся:
Использование принципов педагогики Карла Орфа способствует более быстрому и эффективному развитию и последующей тренировке чувства метроритма, чувства ансамбля, формированию навыков коллективной игры.
Используя орф-подход в работе с дошкольниками, ни в коем случае нельзя отказываться от музыкальных инструментов, а наоборот вводить их как обязательное условие педагогического успеха.
По результатам опросов воспитателей и родителей, игра на музыкальных инструментах является самым любимым видом музыкальной деятельности детей.
В своей работе я использую шумовые и ударные инструменты: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки и тон-блоки, маракасы, кастаньеты и многие другие.
Дополняют ансамбль шумовых инструментов ксилофоны (А,С), металлофоны (А,С). Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.
На всех ступенях обучения я использую самодельные шумовые инструменты. Эти инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музицированию в отсутствие настоящих инструментов.
А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты – звуки человеческого тела (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.).
В нашем детском саду я использую орф-подход в работе с дошкольниками 5-7 лет. Для систематических занятий элементарным музицированием разработаны методические рекомендации по использованию принципов педагогики Карла Орфа на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.
Цель: вовлечь детей в музицирование с использованием звучащих жестов, пения, инструментов.
Задачи:
На ряду с основными видами музыкальной деятельности на занятиях с детьми 5-7 лет (два занятия в неделю) используются ритмические и рече-ритмические игры и упражнения с музыкальными инструментами, звучащими жестами, пением.
Им отводится 5-10 минут во второй части музыкального занятия ( если «модель» выполняется сидя на стульях ) или 5-10 минут в конце музыкального занятия (если «модель» предполагает построение детей в круг, шеренгу, парами и т.д.).
«Модели» меняются раз в одну или две недели, в зависимости от уровня сложности материала. В картотеку вошли игры с практических семинаров по методике Карла Орфа и из публикаций Т.Э.Тютюнниковой.
Приложение: Картотека ритмических и рече-ритмических игр и упражнений.
Автор: Рюмина Светлана Владимировна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад комбинированного вида № 123 «АБВГДейка», г.Архангельск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Владимировна, очень интересный материал Вы представили! Я работаю учителем-логопедом, и мои воспитанники - заикающиеся дошкольники. Так что развитие темпа и ритма, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи, для нас с коллегами чрезвычайно актуально!!! Огромное спасибо, обязательно воспользуемся Вашими рекомендациями)) Отличную картотеку рече-двигательных игр и упражнений Вы собрали. Думаю, многих заинтересует Ваш материл! Удачи и дальнейших творческих успехов))
Наталия Васильевна, данный опыт я использовала в работе и с детьми коррекционных групп (группа для детей с ТНР и группа для детей с ЗПР), на фотографиях именно эти дети играют на музыкальных инструментах. Результаты на лицо. Дерзайте!!! Желаю удачи!!! ВАМ и ВАШИМ ВОСПИТАННИКАМ ПОНРАВИТСЯ!!!
Светлана Владимировна, хочется отметить, что представленная вами работа интересная, музыкальная и познавательная! Дети должны с малых лет приобщаться к искусству. Ведь дети - это губка, так пусть они впитывают самое лучшее. Спасибо за профессионализм!
Елена Васильевна, спасибо вам за внимание к моей работе и за отзыв.
Великолепный материал!!! Спасибо, Светлана Владимировна! Я знакома с методикой элементарного музицирования (посещала семинары Татьяны Эдуардовны Т.) Считаю, что доступность, привлекательность и легкость игры на муз. инструментах приносит детям радость и создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой. Желаю Вам профессионального роста, творческих успехов и победы в конкурсе! 5!!!
Светлана Владимировна, Вы молодец! Представили очень интересный материал для коллег - педагогов. Ставлю Вам отлично. Желаю успеха в творчестве и в конкурсе.
Галина Викторовна.
Уважаемая Светлана Владимировна! Думаю, что Ваш материал будет очень полезен преподавателям музыки в ОУ. Интересные упражнения. Развивают память, речь, чувство ритма. Хорошее визуальное сопровождение материала. 5 баллов!