Регистрация

Семинар по теме обучения детей дошкольного возраста игре на ДМИ

  • 4 декабря 2020

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Победитель конкурса «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»


Конспект семинара для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Цель: формировать знания о методике обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • дать воспитателям основные знания о задачах и основах методики обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;
  • развивать умение сравнивать и делать выводы об основных понятиях методики;
  • воспитывать у воспитателей осознание собственной профессиональной причастности к методике обучения детей дошкольного возраста игре на ДМИ, воспитанию музыкальных способностей.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: экран, проектор, презентация «Детские музыкальные инструменты», видео ролики из серии «Лесной концерт», инструменты: монохорд, флейта дождя, морковка-погремушка, ложки, металлофон, цветные колокольчики. 

Методика обучения детей дошкольного возраста игре на ДМИ

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема обучения детей игре на  детских музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания. Значение музицирования в музыкальном и общем развитии дошкольников.

2. Классификация детских музыкальных инструментов. Требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов для детей.

3. Возрастные возможности детей в инструментальном  музицировании.

4. Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.

5. Методика обучения детей коллективному музицированию (в ансамбле, оркестре).

Ход семинара

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего семинара: Методика обучения  дошкольников игре на детских музыкальных   инструментах.   

ЗАДАНИЕ 1. Вам необходимо было подготовить сообщения на заданную тему. Приглашаю для выступления участников семинара.

*Регламент выступления – 5-7- минут, количество выступающих – 4-5 человек. Далее – дополнения от остальных участников семинара.

ЗАДАНИЕ 2. Одним из заданий при подготовке к семинару было заполнить таблицу «Детские музыкальные игрушки и инструменты». Прошу желающих выступить и показать результаты вашей работы.

– А теперь предлагаю вашему вниманию несколько инструментов, сделанных из бросовых материалов.

  1. Монохорд
  2. Флейта дождя
  3. Морковь-погремушка.

– Рассмотрите их. Как, по-вашему, можно извлекать из них звук? К какой группе ДМ инструментов вы отнесете эти инструменты?

ЗАДАНИЕ 3. Со средней группы дети учатся играть на МИ, имеющих звукоряд. Для этого используют цветовые, цифровые обозначения, названия нот или игра по слуху.

Давайте попробуем сыграть мелодию «Василек» всеми четырьмя способами.

  1. Игра по слуху
  2. Игра с названием нот (фа-фа-ми ре-ре-до)
  3. Цифровые обозначения (4-4-3 2-2-1)
  4. Цветовые обозначения (пособие «Цветной оркестр»)

– А теперь попробуем организовать оркестр ложкарей. Для этого нам необходимо выучить несколько приемов игры на ложках:

  • Удар «шапочками» перед грудью.

  • Удар «шапочками» над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

  • Удар «шапочками» по ножкам стула, на котором сидит ребенок

  • Удар «шапочками» по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.

  • Удар «шапочками» попеременно, то у правого уха, то у левого. Это движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного покачивается, то в одну сторону, то в другую.

  • Переменный удар правой ложкой то по «шапочке», то по « корешку» левой ложки. При этом «шапочка» левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

  • Переменный удар по внешней стороне «шапочки» и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне «шапочки» более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

  • Ударяя «шапочки» друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

  • Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

  • Приём «Игра с соседями». Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками» о ложки соседей с обеих сторон.

  • Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

  • Прием «Ножницы». Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, «шапочки» скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

  • Приём «Скольжение» – это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

– Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

А теперь попробуем организовать смешанный оркестр. Будем играть по подгруппам. Музыкальное сопровождение – р.н.п. «Ах, ты, береза».

– В конце нашего разговора хочу предложить вопрос для обсуждения: сейчас в нашу жизнь вошли электронные музыкальные игрушки. Многие родители покупают детям именно их. Как вы считаете, необходимы ли такие игрушки в детском саду или все же необходимо использовать традиционные детские музыкальные инструменты? Обоснуйте свой ответ.

Конечно ДМИ: их можно потрогать, извлечь звук, осязать. Все эти характеристики соответствуют особенностям восприятия детей дошкольного возраста.

Надеюсь, было интересно. На этой ноте я хочу закончить наш семинар. Спасибо за внимание. До свидания.

Подбор и анализ литературных источников

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  2. Дубровская Е. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях. — М., 1988.
  3. Дубровская Е. Теория и методика музыкального воспитания. — М., 1991.
  4. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2000.
  5. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
  6. Радынова О. Слушаем музыку (Книга для воспитателя и музыкального руководителя). — М., 1990.
  7. Радынова О., Груздова И., Комиссарова Л. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. — М., 1999.
  8. Радынова О., Катинене А., Палавандшвили М. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1994.
  9. Радынова О.и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

Исполнитель: учитель музыки Титаренко О.А., г. Сургут.

Text.ru - 100.00%

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 4 декабря 2020
  • 249
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!