Регистрация

Влияние народного искусства на эстетическое развитие дошкольников

  • 28 марта 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Культуру России невозможно представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его эстетическую ценность,
художественный вкус и является частью его истории.
В.А. Сухомлинский

Эстетическое образование – это огромный потенциал для развития у ребенка мышления, воображения, сенсорных способностей, а также воспитания важнейших качеств, как любовь и уважение к наследию своего народа, патриотических чувств.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Цель проекта: изучить и выявить в процессе приобщения детей к народному искусству влияние на эстетическое воспитание дошкольников.

Участники проекта: дети дошкольного возраста и родители.

Сроки реализации проекта: 4 года. 

Предмет исследования: как влияет процесс восприятия декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание дошкольников.

Работая по данному проекту, использую адаптированные методические разработки.

Задачи:

  1. Познакомить с предметами декоративно-прикладного искусства и вызвать у детей интерес к этому виду народного творчества.
  2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки, изделий хохломской росписи Городца, Гжели и предметов татарского искусства.
  3. Формирование навыков рисования элементов росписи.
  4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Этапы проекта:

1 этап – создание условий для приобщения детей и родителей к народной культуре.

2 этап – знакомство с промыслом.

3 этап – обучение приемам рисования.

4 этап – презентация проекта.

Результаты:

  • В группе созданы необходимые условия для приобщения детей к народному искусству.
  • Дети стали проявлять интерес к народной игрушке, истории возникновения промысла.
  • Знают цветовую гамму, умеют изображать простые и сложные элементы, хорошо рисуют концом кисти.
  • Дети умеют точно передать узор, самостоятельно выполнить работу и дополнить изображение подходящими элементами.
  • Дети научились получать цвета путем смешивания красок.
  • Появился интерес к окружающему миру, к природным явлениям, заинтересовались традициями и обычаями народной культуры. 

Приложение 1.

Приложение 2.

Автор: Лучинкина Юлия Владимировна, воспитатель дошкольного возраста, 1 квалификационная категория, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №42, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, педагогический стаж 13 лет.

4.6 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 41)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (17)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена 29.03.2014 в 10:13

Юлия Владимировна, хороший проект, ёмкий, разнообразный по наполнению, актуальный -в Год культуры в России. Спасибо. Только жутковато смотреть на детей с белыми "повязками" на глазах (!)... Мне кажется это не выход.

Юлия 31.03.2014 в 11:02

Спасибо за комментарий. Да, согласна, это жутковато, но на тот момент другого выхода не нашла.

Елена Валерьевна 29.03.2014 в 22:35

Уважаемая Юлия Владимировна! С интересом познакомилась с вашей работой. Приложение 1 больше похоже на статью «Влияние народного искусства на эстетическое развитие дошкольников», чем на педагогический проект. Цель и предмет исследования, указанные на странице Портала, сформулированы не совсем верно. В работе отсутствует рабочий план реализации проекта, не намечены предполагаемые результаты. Так как работа по реализации проекта вами уже проводилась, хотелось бы узнать насколько данный проект оказался эффективен, с какими трудностями пришлось столкнуться. Успехов вам в конкурсе и новых проектов!

Юлия 31.03.2014 в 11:10

Спасибо за замечания, в будущем учту. Работаю в данном направлении уже много и результат есть. Во-первых, дети проявляют интерес к народному искусству, во-вторых могут отличить дымку от хохломы, а хохлому от городца, знают названия элементов росписи, цвета, хорошо рисуют элементы росписи и составляют композиции на листе бумаги разной формы. И главное, дети от процесса получают удовольствие. Моя ошибка, что мало детских работ показала в приложении 2.

30.03.2014 в 02:05

Уважаемая Юлия Владимировна! Спасибо за участие в конкурсе! Ваш проект интересный, познавательный, творческий. По фотографиям видно, что Вами было подготовлено много дидактического и наглядного материала для реализации проекта. Вы указали срок реализации проекта - 4 года, все это время этот материал у вас в группе? А если вы изучаете не только дымковскую игрушку, то где еще фото? Не все же 4 года вы изучаете только дымку! Согласна, впечатление от фотографий портят белые прямоугольники. В проекте не хватает методических разработок мероприятий. Не могу согласиться и с формулировкой цели вашего проекта. Удачи в конкурсе!

Юлия 31.03.2014 в 11:16

Спасибо за комментарий. Срок реализации указала 4 года, так как в этот период мы изучаем народное искусство - разные виды росписи: дымковская игрушка, хохлома, городец и национальный орнамент - татарский. Проект составила только на примере знакомства с дымковской игрушкой, это мой минус. Материал естественно меняется согласно изучаемому материалу.

Анна Николаевна 01.04.2014 в 21:36

Тема народного творчества мне близка, достойная работа, +5!

Осташова Ольга Владимировна 02.04.2014 в 20:21

Юлия Владимировна, это здорово, что знакомите детей с народным творчеством! Желаю успехов в реализации задуманных проектов! Вам 5!

Юлия 03.04.2014 в 11:37

Спасибо большое.

Зоя Степановна 03.04.2014 в 13:49

Соглашусь с мнением жюри: проект представляет собой описание теории по ознакомлению дошкольников с народным творчеством. Да и презентация не понравилась. Зачем растягивать небольшую по объему значимую часть своей работы на столько слайдов??? ( можно было шрифт то поуменьшить, и выводы, например, поместились бы на одном слайде, что могло бы выглядеть более презентабельней). Да и предметно - развивающая среда, представленная на ваших фото, уже не соответствует современным требованиям!

Галина Викторовна 06.04.2014 в 10:25

Уважаемая Юлия Владимировна! С превеликим удовольствием познакомилась с Вашей конкурсной работой. Приобщение к народному искусству - очень плодотворно влияет на развитие детей. Думаю цель:" изучить и выявить в процессе приобщения детей к народному искусству влияние на эстетическое воспитание дошкольников" достигнута в ходе реализации проекта. Не нашла в приложении плана проекта по этапам. Спасибо, думаю некоторые элементы Вашего проекта коллеги - воспитатели и преподаватели дополнительного образования могут взять себе в копилку. Желаю успеха в творчестве, ставлю Вам 5.

13.04.2014 в 17:46

Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! Отмечаю отличную развивающую среду в группе по народному искусству. С такой средой нужно не "влиять", а что-то развивать, например творческие способности. За 4 года предоставить более разнообразные формы работы: совместные с родителями мероприятия; дипломы участников разных конкурсов; праздники; не выставки предметов искусств, а мини-музеи и т.п. В фотоматериале (раз 4 года работаете) обозначить возрастную группу - надо же показать Вами достигнутые результаты. Успехов Вам! Елена Ивановна Ликаренко

Юлия 18.04.2014 в 15:41

Спасибо за рекомендации и отзыв.

Андреева Лидия Федоровна 13.04.2014 в 22:21

Юлия Владимировна! Очень важно в процессе эстетического воспитания приобщать детей к народному творчеству еще в детском саду. Тем более при помощи дымковской игрушки, изделий хохломской росписи Городца, Гжели и т.д. Ставлю 5!

Юлия 18.04.2014 в 15:41

Спасибо за отзыв и оценку

Юлия 18.04.2014 в 15:38

Спасибо большое за отзыв и оценку.

Светлана Григорьевна 20.04.2014 в 12:39

Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе. С большим интересом познакомилась с вашим проектом. Фотоматериал демонстрирует, что серьезная работа была проделана, не хватает плана, методических разработок. Успехов и удачи в конкурсе.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!