Регистрация

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет «Услышать голос зимы»

  • 24 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Детям 6-7 лет предлагается пофантазировать над характеристикой услышанных музыкальных образов зимы в произведении А. Вивальди «Времена года». Концерт №4 фа минор «Зима» ч.1 Allegro non molto. Им надо вспомнить предыдущие занятия по выразительному языку музыки и собрать свое восприятие в единую образную картину.

Высказывания детей:

  • «Зима призывает огромную бурю (Соня);
  • зима бурная, все поднимается и поднимается (Вера);
  • зима скачет на снежной лошади (Карина);
  • от ветра птицы испугались и взлетели, им было очень трудно (Поля);
  • у зимы ветреный голос (Федор);зима какая – то буйная (Ваня);
  • нет, она просто грозная (Юля); ветер становится сильным (Вера);
  • ветер набирается смелости (Владик);
  • ритм такой колючий (Юля);
  • думаю, он сердитый (Соня);
  • какой-то строгий (Варя);
  • ритм неровный, потому, что сбивается (Полина);
  • музыка ветрящая (Артем);
  • мелодия летает, потом отдыхает и опять полетела (Женя);
  • темп резко набирает скорость (Тимур);
  • быстрость большая (Саша);
  • динамики тихие и громкие (Камилла);
  • музыка улетает и возвращается (Света);
  • сначала музыка звучала, как солдат, а потом, как балерина (Зенон);
  • буря быстро закружилась, а в конце – рассыпалась (София);
  • зима сказала, что закружит меня вьюгой, а я ответила, что ее не боюсь (Виолетта);
  • заканчивалась очень круто» (Паша).

Чтобы собрать образы и ощущения воедино – призываем на помощь свое воображение.

Начинается музыка с завывания зимних ветров. Отрывистое звучание мелодии и напряженный ритм создают тревожное настроение. Внезапно мы слышим резкую смену в звучании: стремительный темп и усиление динамики, силы звука. Это порывы ветра. Так повторяется несколько раз.

Мороз крепчает, сковывает ледяной холод и разыгрывается стихия: метель, пурга, вьюга. Постепенно музыка успокаивается. Темп музыки замедляется, ритм становится ровным – это делает мелодию плавной и мягкой, сразу изменяется характер звучания.

Есть фрагмент, где музыка звучит спокойно, напоминая о тепле домашнего очага. Затем короткое затишье вновь сменяется нарастающим порывом ветра и морозным холодом. Темп мелодии ускоряется, а от скорости движения изменяется характер и настроение музыки. Нарастает и увеличивается сила звука, прерывистый ритм сразу придает мелодии взволнованность, напряженность и все повторяется с новой силой. 

В заключении музыкального произведения зимние стихии, объединенные леденящим порывом ветра, стремительно кружатся в вихре. Свирепствует лютая буря, но все заканчивается, как всегда, на солнечной ноте: торжеством Добра и Света. Вот какую образную картину мы постарается изобразить для вас.

Материал адресован педагогам дошкольных учреждений, музыкальных и образовательных школ, центров эстетического развития.

Литература:

Учебная программа дошкольного образования. Министерство образования Республики Беларусь. / Научно – методическое учреждение «Национальный институт образования», – Минск: НМУ « Национальный институт образования», 2012. – 416 с.

Арт – проект « Музыкальная живопись фантазеров» А. Вивальди, «Зима» ч. 1.

Фрагменты: праздника с пластическим развитием музыкального образа, занятия с этапом рефлексии детей. Видеофильм.

Приложение 1: Конспект занятия.

Автор: Кустова Наталья Павловна, музыкальный руководитель высшей категории ГУО Ясли – сад № 426, г. Минск. Республика Беларусь. Педагогический стаж - 30 лет. Выражаю большую благодарность воспитателю высшей квалификационной категории Аксененко Галине Леонидовне за помощь и создание условий в группе при работе с детьми по восприятию классической музыки.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 15, сумма баллов: 71)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (36)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 25.02.2014 в 00:07

Уважаемая Наталья Павловна, спасибо вам за конкурсную работу, она у меня проассоциировалась с огромной жирной позитивной точкой на этом конкурсе в данной номинации! По четырём показателям экспертного оценивания у меня нет замечаний!
На своём интегрированном занятии вы хорошо показали детям выразительные средства (образные сравнения-мелодия, ритм, сила звука-мазки кистью, цветовая гамма), которыми пользуются поэты, композиторы, художники для выражения своих чувств. Все они «не только слышат, но и видят язык зимы» и каждый из них по-своему передают нам ощущение холода, вьюги, порывы ветра и т.п. Дети, которые посещают ваши «фантазийные занятия», не могут не любить прекрасное (стихи, музыку, живопись).
А попробуйте на своём занятии ввести интеграцию с другими видами деятельности. Это реально? Удачи вам!

25.02.2014 в 02:47

Уважаемая Ирина Викторовна, большое спасибо за отзыв, интерес к работе и диалогу. Это занятие вижу только так, но варианты могут быть разные, в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Можно ввести познавательно - исследовательскую и игровую деятельность, что я и делаю в средней группе. Дети воспринимают не только звуковую, визуальную информацию о зиме, но и тактильные ощущения (берем в руки холодный снег). Наблюдаем "эффект снежной бури": потрясти руками баночки с водой, в которых мелко нарезан "дождик"или блестки. Изображаем порыв ветра: с разной силой подуть на распушенный кусочек ваты, который лежит на ладони. Все это для развития процесса восприятия музыки А. Вивальди. И, конечно, зимние подвижные игры, с демонстрацией картины Моравова А.В. "Зимний спорт". Это то, что помню, а придумать - то завтра. С благодарностью!

Кустова Наталья Павловна 25.02.2014 в 02:48

авторизация

Кустова Наталья Павловна 25.02.2014 в 20:45

С позволения, уточню: познавательно - практическая и игровая деятельность. Экпериментирование (снег-вода-лед) и художественное экспериментирование детей с гуашевыми красками ( синяя, белая) для получения разных оттенков. Рисовать вьюгу - завируху - зимний ветер, который поднимается и кружит снег, будто танцует.

Светлана 25.02.2014 в 06:48

Уважаемая Наталья Павловна, у вас получилось замечательное занятие, достойное Всероссийского конкурса и, конечно же, победы!

Кустова Наталья Павловна 25.02.2014 в 20:33

Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за комментарий! Всегда рада, когда серьезная музыка занимает достойное место в системе образования.

Цырен-Жаб Доржиевна 26.02.2014 в 04:02

Уважаемая Наталья Павловна, отличное занятие! Конспект соответствует всем критериям конкурса, вам мои +5! Какая сильная мотивация с первых минут: "сегодня, в утренней тишине, я шла по дороге и слушала голос зимы"! Интригует. Знаете, если честно признаться, мне так захотелось выйти с малышами на улицу и попытаться услышать голос..."Дети, вы слышали зиму?" Ведь это почти было у вас!
Удачи вам!

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:07

Уважаемая Цырен-Жаб Доржиевна, спасибо за осознанное восприятие работы и высокую оценку. Благодарю!

Яна Артуровна 26.02.2014 в 09:27

Божественно! 5. Удачи!

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:11

Уважаемая Яна Артуровна, спасибо за внимание! Детское восприятие образца возносит наши чувства на определенную высоту.

Олеся Викторовна 26.02.2014 в 20:34

Уважаемая Наталья Павловна!Браво! Ваши работы восхищают и поражают своей тонкостью и мастерством. Вы очень талантливый человек, увлеченный своим делом. И не просто его делаете, а с душой! А для детей это главное. Огромное спасибо за работу, за удовольствие от ее просмотра. Удачи!

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:14

Уважаемая Олеся Викторовна, большое спасибо за добрые слова! Рада, что зерна упали на благодатную почву.

Светлана Александровна 26.02.2014 в 20:39

И от меня конечно 5! Удачи!

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:19

Уважаемая Светлана Александровна, спасибо! Ваши комментарии всегда созвучны авторской задумке. Благодарю!

Шахова Ольга Вячеславовна 28.02.2014 в 20:59

Наталья Павловна, позвольте добавить Вам еще одну пятерочку. Она Вами заслужена вполне. Удачи в конкурсе!

Кустова Наталья Павловна 28.02.2014 в 22:52

Уважаемая Ольга Вячеславовна, благодарю! Желаю медоносной пчелке чистых лугов и лесных угодий.

Анастасия Павловна 28.02.2014 в 21:10

Необычно, высокопрофессионально!!!

Кустова Наталья Павловна 28.02.2014 в 23:00

Уважаемая Анастасия Павловна, спасибо! Профессия, правда, необычная:) Примите от меня импульс добра и мира.

Галина Викторовна 03.03.2014 в 14:12

Поздравляю Вас, Наталья Павловна с выходом в финал, желаю успеха в вашей творческой деятельности.

Шахова Ольга Вячеславовна 03.03.2014 в 21:11

Наталья Павловна, обе Ваши работы очень достойны. Желаю удачи!

Кустова Наталья Павловна 05.03.2014 в 00:03

Уважаемые Галина Викторовна и Ольга Вячеславовна, спасибо!

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 22:41

Уважаемая Наталья Павловна, поздравляю Вас с выходом в финал, душевно рада за Вас!

Кустова Наталья Павловна 05.03.2014 в 00:11

Уважаемая Ирина Викторовна, большое спасибо!

Ольга Николаевна 04.03.2014 в 16:46

Уважаемая Наталья Павловна, прекрасное занятие! Разработка занятия соответствует всем критериям конкурса, +5! Методически грамотная. Вы очень хорошо показали детям выразительные средства, которыми выражаются чувства людей. Вашим воспитанникам очень повезло. Благодаря Вам они смогут понять и полюбить прекрасное -искусство. Поздравляю с выходом в финал. Победы в конкурсе!

Кустова Наталья Павловна 04.03.2014 в 23:11

Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо! Признательна за внимание, положительный отзыв и оценку. Благодарю!

Светлана Александровна 04.03.2014 в 17:00

Искренне рада за выход работы в финал, автору дальнейшего успеха в творчестве и удачи!

Кустова Наталья Павловна 05.03.2014 в 01:14

Уважаемая Светлана Александровна, признательна за внимание с особой благодарностью. Вспоминаю мою первую работу ( с философским шифром) на музыку И. С. Баха. На портале всего несколько дней, никого не знаю, но чувствую порядочность и достойный профессионализм подхода к организации. Конкурс закружил, как вихрь. И вот, первый положительный комментарий - Ваш! Без лишних слов - СПАСИБО!!!

Олеся Викторовна 11.03.2014 в 19:01

Уважаемая Наталья Павловна! Достойная победа! Спасибо за эстетическое наслаждение!! Здоровья и удачи!

Шахова Ольга Вячеславовна 11.03.2014 в 21:44

Наталья Павловна, от всей души поздравляю Вас с победой! Желаю успехов в творчестве и множество побед в дальнейшем!

Цырен-Жаб Доржиевна 12.03.2014 в 04:55

Уважаемая Наталья Павловна, поздравляю с победой!
Ваша работа выполнена на высоком профессиональном уровне и достойна такой победы! Дальнейших успехов вам!

13.03.2014 в 00:48

Уважаемые Олеся Викторовна, Ольга Вячеславовна, Цырен-Жаб Доржиевна Эрдынеева! Большое спасибо за поздравления и пожелания. Желаю всего доброго и светлого. Очень рада, что Вы со мной!

Светлана Аркадьевна 13.03.2014 в 07:15

Наталья Павловна, поздравляю с Победой с заглавной буквы этого слова. Получила огромнейшее удовольствие от просмотра видеоролика! Творите, творите и творите -Вы в своей стихии!

Кустова Наталья Павловна 13.03.2014 в 22:51

Светлана Аркадьевна, большое спасибо за одобрение! Желаю всех благ! Афоризмы классиков в профиле всегда располагают к диалогу.
Думаю, что изолировать детей нельзя, но оградить - можно. "Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом" Ницше

Ануфриева Ирина Викторовна 13.03.2014 в 19:47

Наталья Павловна, спасибо огромное за вашу Благодарность. Как вы необычно выражаетесь: манера разговора, подача своих мыслей, красивый слог... Как песня, как белые стихи... Творите, творите, творите и радуйте нас своими шедеврами!.. Творческой удачи Вам, стабильности, мира и душевного равновесия!

Ануфриева Ирина Викторовна 13.03.2014 в 19:53

Когда написала Вам, посмотрела на комментарий предыдущий. Ну, надо же какое совпадение! Светлана Аркадьевна (МДОУ-Буратино) написала то же самое "Творите, творите и творите..." У нас от ваших работ одинаковые ассоциации, ощущения и - пожелания!

Кустова Наталья Павловна 13.03.2014 в 23:02

Ирина Викторовна, спасибо на добром слове. Ваша душа имеет дар слышать голос моей души. В миру говор у меня обычный:)

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!