Регистрация

«Повышение эффективности работы по активному восприятию художественного текста у дошкольников»

  • 9 января 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике» 

В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы. Потребность в ежедневном общении с книгой, формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления.

Ознакомление дошкольников с ЗПР с произведениями художественной литературы является одним из важных направлений коррекционно-развивающей работы. Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок приобретает новый вид внутренней психологической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности. Посредствам художественной литературы у детей формируется образность мышления, тренируется зрительное и слуховое восприятие, внимание память, начинают формироваться представления о общечеловеческих ценностей.

Особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В современных условиях информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

Повысить мотивацию детей к занятийной и совместной деятельности позволяет использование в коррекционном процессе информационно-коммуникативных технологий. Средства ИКТ должны включатся в образовательный процесс в качестве «поддерживающих средств», в рамках традиционных методов системы коррекционного обучения и воспитания. Звук, движение, цвет на экране это те факторы, которые наиболее долго удерживает внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Поэтому я разработала систему использования компьютерных технологий для более эффективной реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»; в частности активных форм восприятия художественного текста детьми и наметила следующие цели и задачи.

Цель: сформировать интерес к художественной литературе.

Задачи:

  • Знакомить с основными жанрами художественной литературы.
  • Прививать чуткость к поэтическому слову, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Совершенствовать работу с детьми по обогащению образной речи детей, способствовать развитию поэтического слуха, эстетических и нравственных категорий, через развитие способностей у ребенка к самотворчеству.
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворения. 
  • Прививать любовь к поэзии.

Система моей работы включает в себя использование:

  • презентаций,
  • видеоклипов,
  • интерактивных игр,
  • заучивание стихотворений, с помощью мнемотаблиц,
  • создание лимериков с детьми (короткое юмористическое стихотворение),
  • сочинение собственных коротких стишков с зарисовками.

Моя тема работы: «Повышение эффективности работы по активному восприятию художественного текста у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием ИКТ».

В рамках краевой экспериментальной площадки показала открытое занятие Приложение №1 на тему: «Волшебная страна-поэзия», где поделилась опытом работы с детьми по восприятию художественного текста с использованием ИКТ. Приложение №2 и видеозарисовка 

Таким образом, использование информационных технологий по активному восприятию художественных текстов позволяет вызвать огромный интерес к заданияму детей,постоянно поддерживает их положительный эмоциональный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышаетмотивацию к обучению. Это способствовало формированию интереса детей к художественной литературе, развивало языковое чутьё, любовь к поэзии. 

Дети познакомились с творчеством великих русских и современных поэтов . Дети овладели навыками стихотворчества. В городском конкурсе «Юные дарования – 2013» в номинациях «Исполнитель. Чтецы»; «Исполнитель. Театр» мои воспитанники заняли призовые места.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду //: Учеб, пособие. М., 1998.
  2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. 1991. №4.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981.
  4. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. М., 1981.
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. М., 2010.
  6. Пушкин А.С. «Сказки. Стихи» Ростов-на – Дону. 2012
  7. Есенин С.А. Стихи «Книги «Искателя». 2011.

Приложение №1.

Автор: Танкова Ольга Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ детский сад компенсирующего вида №8 «Солнышко», Алтайский край, г. Новоалтайск. Отличник народного просвещения, педагогический стаж 33 года.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (17)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна Васильевна 10.01.2014 в 01:11

Спасибо, Ольга Николаевна, за интересный материал. Поражает ваш стаж работы! Удачи Вами - отлично!

Ольга Николаевна 10.01.2014 в 17:42

Уважаемая ОлешкаР, спасибо Вам за то,что вы поняли и оценили мой труд.

Олеся Викторовна 10.01.2014 в 08:39

Уважаемая Ольга Николаевна . Спасибо за работу. Но в своем опыте вы делаете акцент на ИКТ, при это представляете весьма скудное приложение. Удивили слова в конспекте" Вы прослушали стихотворение в исполнении автора С. Есенина". У вас была фонограмма с записью голоса поэта?
Нет рефлексии. Ее раз спасибо за работу.

Ольга Николаевна 10.01.2014 в 17:41

Уважаемая Олеся Викторовна, в течении двух месяцев я пыталась отправить презетнацию (приложение №2) в надлежащем формате,сопровождающееся музыкальными и звуковыми эффектами, но, к сожалению возможности сайта, куда необходимо было отправлять приложение, не позволили в полном объёме воспроизвести её в том формате, в котором она есть. Кроме этого, я , конечно же, отправляла приложение с фотографиями своего мероприятия, с электронной книгой стихов,авторами которой являются мои воспитанники. Что касается записи стихотворения,то разумеется, я на занятии говорила,что это стихотворение,автором которго является Сергей Есенин,но звучит в исполнении актера. Получилась небольшая опечатка, но, на мой взгляд, это не является особо значимым поводом для критики. В рамках краевой экспериментальной площадки коллеги оценили моё занятие на самом высоком уровне,а самое главное - дети получили огромное удовольствие от этого занятия, что для меня является самым приоритетным.

Ануфриева Ирина Викторовна 11.01.2014 в 19:03

Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за публикацию. Вы пишите, что разработали систему использования компьютерных технологий для активных форм восприятия детьми художественного текста… Но почему же Вы нам её не представили. Ведь, как я поняла, с помощью именно этой системы Вы повышаете эффективность работы по активному восприятию художественного текста у дошкольников. Жаль, что Вам не удалось загрузить ту презентацию, о которой Вы пишите в своём комментарии. Представленная презентация очень низкого уровня, а ведь Вы делаете акцент на ИКТ. Интересное занятие, но (соглашусь с Олесей Викторовной) обрывается оно внезапно, нет ни итога, ни рефлексии. От души желаю Вам профессиональных успехов!

14.01.2014 в 04:00

Уважаемая Ирина Викторовна, для участия в конкурсе я выбрала наиболее удачный, на мой взгляд, вариант итогового интегрированного занятия: «Волшебная страна-поэзия", где поделилась опытом работы с детьми по активному восприятию художественного текста с использованием ИКТ. Именно этой формой работы, входящую в разработанную мной систему использования ИКТ я хотела поделиться с коллегами.
Что касается итога занятия оно было. После того, когда каждый ребенок получил в подарок от волшебницы книгу» Мои первые стихи" авторами которой являлись они сами, сказав волшебные слова, наше путешествие закончилось. В этот момент я провела с детьми релаксацию, они поделились своими впечатлениями о более запомнившихся моментах в волшебной стране. В память о себе волшебница оставила волшебные палочки и конвертики со сладостями.
Ирина Викторовна, я согласна с вашими замечаниями и. пожеланиями. В конспекте надо было более подробнее отразить итог занятия, презентацию не удалось загрузить. Спасибо за добрые пожелания!

Ануфриева Ирина Викторовна 16.01.2014 в 22:38

Добрый вечер, Ольга Николаевна! Спасибо за ответ. Вот я про это и подумала, что вы дали неверное название своей конкурсной публикации, вам так и нужно было написать "Интегрированное занятие "Волшебная страна - поэзия", а вступление оставили то же... Вот тогда бы всё внимание было сосредоточено на занятии. Всего доброго.

Ольга Николаевна 17.01.2014 в 19:26

Уважаемая Ирина Викторовна, именно так и назывался первоначальный вариант отправленной мной работы, и она звучала так: Тема: «Волшебная страна - поэзия»
Стихи рождаются где-то глубоко в душе, там, где находятся чувства человека.
Разработанный мной план – конспект интегрированного занятия, направлен на обогащение образной речи, развитие поэтического слуха, эстетических и нравственных категорий, через развитие способностей у ребенка к самотворчеству.
Предлагаю вам побывать в « Волшебной стране – поэзия…»
Но, по мнению редактора, моя работа была отправлена на доработку.
А затем начались проблемы с загрузкой презентации.
Вот так все получилось.Спасибо за понимание.

Светлана Аркадьевна 11.01.2014 в 21:36

Уважаемая Ольга Николаевна, очень интересное занятие. Понравилась идея "волшебной книги", где собраны авторские стихи детей. Спасибо за идею! 5!

Ольга Николаевна 17.01.2014 в 19:42

Уважаемые коллеги, спасибо за добрые слова. Пусть Вам сопутствует успех и удача во всех начинаниях!

Светлана 18.01.2014 в 05:25

Ольга Николаевна, мне очень понравилось ваше занятие, сама идея и замысел воплощения при формировании интереса к чтению у дошкольников с ЗПР заслуживают "5". Очень жаль, что не получилось загрузить видеозарисовку. Удачи!

18.01.2014 в 17:05

Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за добрый отзыв о моем занятии. Усехов Вам и благополучия!

18.01.2014 в 17:13

Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за добрые слова о моем занятии. Успехов Вам и благополучия!

Яна Артуровна 18.01.2014 в 14:40

Уважаемая Ольга Николаевна! Занятие интересное, бесспорно, но я считаю, что ваша работа, как конкурсная не заслуживает "5": нет фото, презентаций и т.п. Название статьи не раскрывает её содержание, а здесь ведь должно учитываться всё. Но впрочем это сугубо моё мнение.

Ольга Николаевна 18.01.2014 в 17:19

Уважаемая коллега, по условиям конкурса приложений должно быть 1-2 (не более). Я отправила приложение 1(конспект занятия), приложение 2(презентация к занятию), приложение 3(книга «Мои первые стихи»), приложение 4(фотографии моего мероприятия, а также отсканированные грамоты, которыми были награждены мои воспитанники за свои успехи).
К моему глубокому сожалению возникло много проблем с отправкой материала, с загрузкой презентации (музыкальным и звуковым сопровождением).
Мне хотелось поделиться опытом своей работы, а также успехами своих воспитанников.

Яна Артуровна 18.01.2014 в 19:22

Я искренне сожалею..... Осваивайте ИКТ, никаких проблем там не может возникнуть. Существует столько хранилищ в Интернете, н-р, slideboom, который сохраняет не только анимацию, аудио, но даже имеет возможность работы с триггерами.

Цырен-Жаб Доржиевна 27.02.2014 в 05:21

Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за работу! Материал оформлен грамотно, логично. Удачи вам!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!