Регистрация

Совместная работа воспитателя ДОУ и музыкального руководителя в развитии связной речи дошкольника

  • 10 октября 2019

Одним из крупных достижений нашей дошкольной педагогической практики является признание музыкального образования неотъемлемой частью педагогической работы в целом.

Основной формой музыкального воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия способствуют формированию музыкальности, играют важную роль в развитии внимания, памяти, связной речи и других важных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых недостатков детей.

Чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Поэтому так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе, что они рассказывают товарищам нечто, что может и должно всех заинтересовать.

В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формулирует вопрос таким образом, что в нем закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка: веселое или грустное?», «Как поют птенчики: высоким или низким голосом?». Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие речевых навыков.

Для развития связной речи используются такие формы совместной работы воспитателя и музыкального руководителя как занятия, досуги, праздники, школа вокала. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем-логопедом.

Совместная работа воспитателя ДОУ и музыкального руководителя

В праздничные выступления детей неизменно включаются музыкальные номера, главным образом пение. Детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту предъявляются те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей, – абсолютной грамотности, по возможности художественности.

Дети должны понимать смысл песни, которая ими поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни должен быть разучен с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя.

Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить качество усвоения материала. Поэтому воспитатель следит за тем, все ли дети активно поют и правильно ли воспроизводят мелодию песни.

Пение также очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкальное образование неразрывно связано с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи. На музыкальных занятиях проводятся небольшие беседы о прослушанном произведении. Дети рассказывают, что они чувствуют при слушании произведения, говорят, какая это музыка по характеру, при этом музыкальный руководитель (воспитатель) добивается того, чтобы дети отвечали полными предложениями, а не односложно.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи.

Совместная работа воспитателя ДОУ и музыкального руководителя

Часто практикуются такие моменты: давая произведение послушать, мы сначала не даем его точного названия, а предлагаем детям закрыть глаза и мысленно нарисовать себе картинку: что дети представляют, слушая данное произведение. Добиваемся того, чтобы дети не повторяли чей-то рассказ, а придумали интересный свой. Таким образом, мы развиваем у детей связную речь, воображение и фантазию.

Работа музыкального руководителя ведется в тесной взаимосвязи с работой воспитателя по развитию речи дошкольников.

1) Музыку целесообразно включать в занятия воспитателя по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.

2) Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

3) Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.).

Процесс развития связной речи непростой и длительный. Только совместная деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Совместная работа воспитателя ДОУ и музыкального руководителя

Автор: Данилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ ДС №40 «Русалочка» г. Тамбова

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!