Регистрация

Развитие коммуникаций через театрализованную деятельность у детей с ограниченными способностями

  • 18 ноября 2013

Автор статьи: Маркова Людмила Борисовна.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее не защищенной категории населения. Согласно статистике инвалиды составляют примерно десятую часть населения планеты. 

Инвалид – сказано в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Сохраняющаяся тенденция роста числа детей-инвалидов определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация.

Большинство из детей-инвалидов получают образование в отрыве от своих сверстников и впоследствии имеют гораздо меньше шансов преуспеть в жизни. Многие обучаются на дому, что может повлечь за собой проблему коммуникации ребёнка. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания. 

Общение – фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Поэтому включение игры в социально-педагогический (коррекционный) процесс и обеспечивает успешное развитие ребёнка с проблемами.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию (по утверждению К.С. Станиславского). Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности. 

Таким образом, использование театрализовано-игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. 

Известно, что каждая отрасль знаний имеет свои функции. Театр и игра как один из видов искусств не исключение.

В самом начале этого пункта хотелось бы разобраться в понятии самоопределение. Это центральный механизм становления личностной зрелости, составляющий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.

Самоопределение может быть рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей, некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительными.

В нашем случае под самоопределением понимается способность ребенка войти в микросоциум с помощью театрально-игровой деятельности.

Как уже говорилось ранее – игра занимает важное место в жизни ребёнка. Система обучения театральной игре детей с отклонениями в развитии строится на признании того, что она является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Теперь рассмотрим, что такое микросоциум.

Микросоциум – это ближайшее окружение человека (семья, друзья, школа, соседи). Процессу вхождения в микросоциум способствует социализация и адаптация (как результат социализации). 

Театральная игра – это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум. 

Дадим определение коммуникативным способностям – это индивидуальные особенности человека, раскрывающие возможность контакта, общения и обмена информацией при практическом взаимодействии с другими членами общества.

Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. А виноваты в этом часто бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а игра играет большую роль в развитии ребёнка. 

Итак, театральная игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску.

У детей с отклонениями в развитии наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. 

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует принимать таким, какой он есть.

Театрализовано-игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Исследователи, изучающие театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерёв, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А. Медведева).

Театрализовано-игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться. 

Наш ОГУЗ «Белгородский дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» существует с июля 1987 года. Это единственное учреждение в области, где воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также «временные» дети, родители которых оказались в тяжёлой жизненной ситуации. Такие мамы и папы могут поместить своего ребёнка в наше учреждение на определённое время. На сегодняшний день в учреждении проводится большая работа не только по лечению, но и по медицинской и педагогической реабилитации воспитанников, цель которой – компенсация первичного дефекта, преодоление последствий материнской депривации ребёнка и его социализация. Для проведения реабилитации и социальной адаптации детей в учреждении созданы все условия.

Педагоги учреждения проводят с детьми занятия в основном индивидуальные и в игровой форме.

Фото 1. Занятия малой группой

Фото 1. Занятия малой группой

Важными направлениями работы, способствующими социальной адаптации детей, являются смехотерапия, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, эрготерапия. Кроме индивидуальных и подгрупповых занятий, проводимых в группах, педагоги проводят занятия в комнате психологической разгрузки, сенсорной комнате, зимнем саду (Гарден-терапия), комнате педагогики Марии Монтессори, логопедическом кабинете на логопедическом тренажёре, музыкальном, спортивном зале.

Важным направлением работы коллектива является социальная адаптация наших воспитанников. Для этого регулярно организуются поездки детей в парк, в зоопарк, на пескарьер. Наши воспитанники выступают на сценах драматического театра, Дворца Культуры «Энергомаш», Белгородского государственного института искусств и культуры, культурно-развлекательного центра НИУ БелГУ, поздравляют наших шефов – студентов и преподавателей Юридического института с днем милиции.

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, наши «особые» дети быстрее адаптируются в среде дома ребенка. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Реализуя этот проект, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности:

  • Трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучались самым необходимым умениям и навыкам, которые впоследствии могут являться основой для участия в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках (игры типа «Нарядим куклу Машу на праздник», «Большая уборка в доме», «Подготовим игрушки к спектаклю» и т.п.).
  • Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми.
  • Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.
  • Изобразительная деятельность. В процессе занятий дети имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений, воспроизвести некоторые диалоги.

Фото 2. Изодеятельность с элементами театрализации

Фото 2. Изодеятельность с элементами театрализации

 Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.

2. Развитие эмоциональной сферы детей.

  • Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.
  • Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).
  • Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

3. Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (студенты, педагоги, гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами дома ребенка сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И, если в самом начале нашей работы, педагоги выступали в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как чуткое, мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях (например, когда ребенок не может самостоятельно передвигаться, педагог поддерживает его, давая возможность действовать наравне с другими детьми).

5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

6. Развитие компенсаторных возможностей у детей.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Список литературы:

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г., с доп. и изм., вступающими в силу с 01.09.2013 г.) // СПС Консультант-Плюст: Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148903/

2. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.

3. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.

4. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филонтроп, 1995.

5. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.

6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.

Автор: Маркова Людмила Борисовна, воспитатель 1 категории, ОГКУЗ «Белгородской дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». Стаж - 21 год.

3.4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 17)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана Аркадьевна 28.11.2013 в 20:43

Спасибо за публикацию! Очень пригодился ваш материал!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!