Регистрация

Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

  • 12 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики.

Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире. 

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу – помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

  • она является близким другом для ребенка;
  • в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
  • главное в этих играх – эмоциональный контакт;
  • дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все вышеизложенное позволило определить цель работы:

Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Литература:

  1. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2011
  2. Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. Волгоград: Учитель, 2009
  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2010
  4. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://www.rukukla.ru (дата обращения: 05.10.2011)
  5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. СПб.: Детство-пресс, 2011

    Приложение 1: Мастер – класс.

    Приложение 2: Презентация.

    Автор: Топанова Лариса Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР Д/с «Дружба», Качканарский городской округ Свердловской области.

    5 из 5 звезд
    (голосов: 10, сумма баллов: 50)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (7)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Ольга Евгеньевна 13.02.2013 в 20:07

    Спасибо, за интересный материал. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - актуальная на сегодняшний день тема. Продолжайте и дальше работать в этом направлении. УСПЕХОВ Вам и вашим детям!

    Ирина Владимировна 14.02.2013 в 16:53

    Уважаемая Лариса Евгеньевна!Отличный материал на актуальную тему. Творческих успехов!

    Олеся Викторовна 14.02.2013 в 17:11

    Уважаемая Лариса Евгеньевна! Очень интересный материал! Уже хочу себе куклу- домового! На самом деле очень много информации, яркая презентация. Хотя и работаю в школе, взяла материал в копилку. Он будет интересен и моим ученикам. Спасибо. От меня 5+
    Приглашаю познакомиться моим опытом. Удачи!

    Лариса Евгеньевна 15.02.2013 в 18:54

    Спасибо большое! Успехов!

    Любовь Арсентьевна 15.02.2013 в 19:53

    +5!

    Ануфриева Ирина Викторовна 15.02.2013 в 21:52

    Представленный материал скорее всего не для учеников, как пишет "Olesya770777", а отличный Мастер-класс для педагогов и ДОУ, и школы, после которого педагог на основе этого Мастер-класса может создать различные мероприятия для детей по данной теме. Лариса Евгеньевна, отличная публикация!!!

    Елена Викторовна 27.06.2014 в 19:18

    Отличный материал! Полностью с вами согласна. Успехов в вашей работе!

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!