Регистрация

Кого можно назвать хорошей матерью?

  • 17 октября 2009

Кого можно назвать хорошей матерью? Казалось бы, ответ очевиден. Однако мнения разных людей на этот счет, оказывается, очень сильно расходятся. Так, одни считают, что хорошая мама – это ласковая и добрая, другие будут утверждать, что хорошая мать должна быть обязательно строгой и требовательной, а третьи уверены, что материнская любовь должна сочетать в себе и нежность, и строгость. При этом можно встретить и такое мнение, что мать вообще не может быть хорошим воспитателем, поэтому ребенка с самого рождения «должно воспитывать государство».

Как же разобраться в том, какие мамы нужны?

Наверное, многие были свидетелями того, как ведут себя разные мамы с младенцами в поликлинике в ожидании своей очереди на прием к педиатру? Это очень поучительная и характерная картина.

Одна мама осторожно кладет малыша на пеленальный столик, разворачивает одеяльце и пеленки, ласково разговаривает с ним, ее движения нежны и неторопливы. Она сосредоточена на ребенке, развлекает его, играет с ним, показывает игрушки. Если малыш расплакался, мама берет его на руки, успокаивает ласковыми словами.

Другая мама ведет себя совсем иначе: ее движения резки и торопливы, выражение лица суровое или безразличное. Молча распеленав младенца, она стоит рядом и не обращает на него никакого внимания. Если ребенок начинает капризничать, она требует: «Прекрати нытье!» Взяв младенца на руки с выражением недовольства, трясет его, как неодушевленный предмет. Ей и в голову не приходит приласкать малыша, отвлечь его разговором или игрушкой.

Нетрудно понять, что у первой мамы малыш чувствует себя любимым, нужным, защищенным, а у второй – с младенческого возраста одиноким, предоставленным самому себе, досадной помехой для мамы.

Такую же картину можно наблюдать и на детской площадке во время прогулки с детьми постарше – годовалыми или двухлетними. Поведение мам будет разным: одна сидит вместе с малышом в песочнице, помогает накладывать песок в ведерко, показывает ему, как делать куличики, подбадривает, а если куличик не получился, говорит: «Ничего, давай попробуем еще раз, я тебе помогу». Когда же у ребенка получается хороший куличик, мама искренне радуется вместе с малышом, хвалит его.

Другая же мама тоже пытается научить малыша делать куличики, но при этом она ничем не помогает ему, лишь понукает и поддразнивает: «Давай-давай, учись делать сам! Эх ты, неумеха – ничего у тебя не получается!»

А вот и третья мама! Она сидит на скамейке около песочницы, равнодушно наблюдает за малышом и время от времени делает ему замечания: «Не смей брать песок в рот!», «Не бери чужие формочки! Я кому говорю?!» Ребенок не слушается, мама сердито хватает его за руку, шлепает и тащит за собой к скамейке. У малыша заплетаются ноги, он сопротивляется, плачет. «Будешь сидеть в наказание здесь», – говорит мама. Ребенок, продолжая плакать, сидит на скамейке, а мама сурово молчит, своим поведением наказывая малыша.

Сразу видно, у какой мамы складываются более доверительные отношения с малышом и у кого из детей больше шансов научиться делать куличики.

Психологами, педиатрами, установлено, что недостаточное или неправильное общение взрослых (и в первую очередь матери) с младенцем ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии. . Самый опасный и уязвимый возраст – 6-12 месяцев. В этот период ни в коем случае нельзя лишать ребенка общения с матерью. А уж если мама очень занята, ее должен заменить близкий человек, который постоянно будет общаться с ребенком. Лишенный теплого человеческого общения малыш впадает в тоску, а его личность травмируется. И не только личность. Замедляется его психическое развитие. Существуют данные о том, что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин развития шизофрении и других заболеваний

Отчего это происходит? Из литературы известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Многие современные матери не обладают достаточным уровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Уже на этапе беременности примерно у 40% женщин выявились особенности, из-за которых они не могут выработать адекватного отношения к ребенку на первом году жизни.

Какие бывают типы мам?

Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства, она всегда все знает о своем ребенке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь, заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Тревожная мама – вся во власти того, что ей мнится по поводу здоровья ребенка; она во всем видит угрозу благополучию ребенка, тревожность и мнительность матери создают тяжелую обстановку, которая лишает покоя всех членов семьи.

Тоскливая мама – вечно всем недовольна, она озабочена исключительно собой, своим будущим; ее беспокойство и нервозность вызваны мыслями о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.

Уверенная и властная мама – твердо знает, что хочет от ребенка; жизнь ребенка спланирована до его рождения, и от воплощения задуманного мама не отходит ни на йоту. «Ваяя» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности и к инициативе.

Есть и другая классификация мам, где они предстают как известные сказочные героини.

«Царевна Несмеяна». Пожалуй, главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Эта строгая и чопорная мама сама не смеется, а шум, веселье и беготню детей считает пустым времяпрепровождением и баловством. Вся жизнь ребенка с такой матерью это одни «нельзя», «не надо», «перестань»… Она всегда принципиально и бездушно правильна. И в этой атмосфере правильности и суровости он постепенно начинает чахнуть.

Снежная королева. По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда – так холодно она относится к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней. Ей нет дела до переживаний и ошибок, сомнений и тревог маленького человека.

Спящая красавица. Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Она никуда не спешит и ни о чем не беспокоится. Эта мама расслабленная и самовлюбленная, разочарованная и ждущая перемен. Как правило отец ее ребенка – совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не замечая рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он для нее просто живая кукла, забавная и милая игрушка, которая внезапно может надоесть. Разве мама-Красавица должна заниматься бытом, потребностями ребенка, его пеленками или уроками? Нет, ребенок – это слишком большая обуза, для этого есть бабушки.

Наседка. Ребенок у нее на привязи, на коротком толстом поводке. Не может самостоятельно решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.

Мама – Баба-Яга. Она запугивает ребенка, добиваясь послушания гневом и раздражением. Разговаривает с ребенком грубо, командует им, принижая его чувство достоинства. Если же маленький человек поступает по-своему, такая мама может кричать и ругаться, наказать физически. Рано или поздно ребенок научится ей подыгрывать, а потом спрячет свою душу от мамы – Бабы-Яги за маской обмана и холодности. При этом он будет искать тепла и доверия у других людей, ведь каждому живому существу нужны любовь и понимание.

Наши рекомендации мамам

Семь главных «НЕ» для мамы:

  1. НЕ приказывать
  2. НЕ ругать
  3. НЕ высмеивать
  4. НЕ пугать
  5. НЕ стыдить
  6. НЕ выслеживать
  7. НЕ запрещать общение.

Семь главных «ДА» для мамы:

  1. Играть
  2. Выслушивать
  3. Быть внимательной
  4. Ставить себя на место ребенка
  5. Доверять
  6. Сочувствовать
  7. Поддерживать.

Автор: Психея

4.3 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 30)
  • 17 октября 2009
  • 4861
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!