Регистрация

В какие игры играют наши дети?

  • 29 ноября 2010

Рахимова Лилия Махмутовна

Конкурс «Педагогическое вдохновение»

Об авторе

Рахимова Лилия Махмутовна – учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 1» города Альметьевска, Республика Татарстан. Ее педагогический стаж – 23 года. Лилия Махмутовна – победитель регионального этапа Республиканского конкурса «Классный руководитель – 2005», победитель конкурса лучших учителей России –  2007. Ее принцип – быть оригинальной и креативной во всём.  Ее педагогическое кредо: учить не всех, а каждого.

«В какие игры играют наши дети?»

Как-то раз в канун Нового года я предложила последовать старому народному обычаю: «Если в новогоднюю ночь под ёлкой оставить валенок, то утром вы найдёте в нём игрушки, конфеты. Это Дед Мороз, обходя свои владения, оставляет детям подарки. Давайте и мы попробуем».

За неимением валенок под ёлку поставили два ботиночка. Поздно вечером, когда дочь уже спала, я положила в них  по стеклянной елочной  снежинке и по горсти  круглых, как орешки,  в золотой бумаге конфет. От елки до входной двери елочным «снегом»  выложила «следы» деда Мороза.

Утром первым делом дочь бросилась к елке. В первое мгновение она оторопела – и от загадочных следов, и от голубых блестящих снежинок, и от красивых, не виданных дотоле конфет. Но очень скоро её удивление сменилось обычной  деловитостью. Она повесила на елку снежинки. Отведала конфет и вежливо сказала мне «Спасибо». После этого  осведомилась: «А у нас еще есть такие конфеты?»

Тут же оторопела я: «Как так! Ведь это же  Дед Мороз принес! Он пришел ночью, когда ты спала…»

– Никакого Деда Мороза на свете нет. Это ты сама купила в магазине и игрушки, и конфеты.

Я была огорчена. Ведь утром даже мне в какие-то минуты  казалось, что это действительно Дед Мороз пришел, зажег на елке разноцветные огни и при их свете вынул из большого заплечного мешка свои подарки. И вдруг меня эдак снисходительно  похлопали по плечу. Но потом  я подумала: может, она права?  На дворе космический  век, ракеты на Луну летают, а я ей решила рассказать бабушкину сказку про Деда Мороза! И все-таки, досада не  проходила. Ну, хорошо, она не верит  в Деда  Мороза. Но и мы в детстве в него не  верили. Мы тоже знали, что Деда  Мороза нет, но это не мешало нам играть: воображение дополняло действительность, переплеталось с ней. Почему  же у  нынешних детей нет фантазии?

Я вспомнила, как однажды  в пионерском лагере я присутствовала  на веселом морском  празднике  с  пиратами, туземцами  и, конечно, бородатым Нептуном. Морской царь, окруженный  размалеванными  хвостатыми чудовищами, восседал на  плоту, спущенном в пруд. Разыгралось какое-то смешное действо. Рядом со мной на берегу сидел мальчик  и со скучающим видом  созерцал все это.

– А тебе что, неинтересно? – спросила я.

– А чего тут интересно, – нехотя  ответил он. – Разукрасились и кривляются. Вон, видите, этого «морского жителя» – это Вовка, а не водяной. А Нептун – это вожатый третьего отряда. Ему сегодня мочалку на бороду  по всему  лагерю искали. У всех губки теперь, но все-таки нашли.

И он снова стал равнодушно глядеть – не на представление, нет, – на Вовку, на вожатого третьего отряда. Оживился он один раз, когда в воду побросали не только ребят, но и начальника лагеря. Это мальчика позабавило – и только.

Дети перестают играть – играть так, как в  свое время  играли мы. Ни в одном дворе вы не увидите сегодня сюжетной игры в «казаков и разбойников». Не играют наши дети в «чапаевцев». Они вообще редко во что бы то ни было, играют, кроме разве футбола и хоккея. Этим  играм они предаются часами. Но  заметьте, на  поле часто нет команд, нет судьи и вообще игроков на тренировке, занятых упражнениями в технике.

Но, может быть, «казаки и разбойники» и «дочки и матери» сегодня устарели и детям просто неинтересно в них играть? Конечно, устарели, но ведь и в космонавтов наши дети не играют, а казалось, какое это обширное поле для сюжетной игры!

В какие игры играют наши дети?

А.С.Макаренко в своё время писал: «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда «вырастет». Это очень правильное наблюдение. Игра – это способ существования ребёнка, это мир, творимый ребёнком. Этот мир может быть добрым, ярким, живым. Рождённый фантазией, он сам начнёт подталкивать фантазию, будоражить воображение. А если ребёнок не играет, если он не может, оседлав палку, вообразить себя лихим всадником, мчащимся по широкой степи, значит, мир его беден и скучен, лишён красок, значит, ребёнок очень рано стал взрослым.  Наши дети вообще зачастую похожи на маленьких взрослых. Они много знают и многое могут вполне научно объяснить.

– Посмотрите, какая красивая гроза, – позвала я однажды к окну своих учеников. Фиолетовые молнии вспыхивали одна за другой. Иногда после особенно яркой вспышки раздавалось шипение, как будто раскалённый металл бросили в воду, а потом вдруг весь дом содрогался от оглушительного грома. Красиво и страшно.

«Приличная гроза, – заметил один из учеников. – Да вы не бойтесь. Это же просто сильный электрический разряд. Над нашим зданием – громоотвод. Ничего случиться не может». Вот и всё. Для меня красота, для него электрический разряд.

Телевизор, компьютер расширил границы осведомлённости детей до беспредельности. Они могут наблюдать запуск космической ракеты, передаваемый прямо с космодрома. Они видали, как космонавты гуляли по Луне. С «Клубом кинопутешествий» они объездили весь мир, побывали в тропиках и на Северном полюсе, на вершине высочайших гор и в морских глубинах. Зачем что-то воображать, если одним щелчком по пульту телевизора можно увидеть остров Пасхи?

Ранняя осведомлённость подрезает крылья детской фантазии, а лёгкая доступность и множественность зрелищ, демонстрируемых кино, телевидением делает порой ненужной игру.

У психологов есть такое понятие – возмещение удовлетворения. Я читала об одном опыте, который сводился к следующему. Подросткам показывали какой-нибудь остросюжетный фильм с погонями и драками. Ребята глядели его с захватывающим интересом, бурно реагировали на всё, что происходило на экране. Потом, после окончания фильма, экспериментаторы наблюдали за поведением во дворе. Можно было предположить, что возбуждённые фильмом ребята немедленно начнут устраивать погони или, чего доброго, драки. Но ничего подобного не случилось. Ребята мирно разошлись. Посмотрев фильм, они вместе с его героями остро пережили и погони, и драки – пережили в своём воображении. Они как бы поиграли – но играть взаправду им уже не хотелось.

Это и называется возмещением удовлетворения. Ребята видят по телевизору острые, захватывающие, порой трагические сражения хоккеистов. Они «болеют» до самозабвения. В одном из фильмов, помнится, это хорошо обыграно: во время такого телезрелища грабители спокойно входят в квартиру, берут всё, что им приглянулось, и никем не замеченные уходят: вся семья смотрит телевизор. После таких зрелищ хочется передохнуть, перевести дух. Вроде бы и ты поносился с клюшкой по льду.

Так, может, всё зло в телевизоре? Телевизор сузил пространство игры, но, может быть, у неё появились какие-то другие плацдармы?

В нашем классе, как и во всяком другом, много игр – покупают родители, приносят ребята сами.

– Давайте во что-нибудь сыграем, – предлагаю детям на перемене. – Несите ваши игры.

Приносят. Разворачиваем красочную картинку с экзотическими картинками, вокруг которых вьётся серпантином дорожка, отмеченная кружками с цифрами. По этой дорожке Буратино должен прийти к золотому ключику. Берём по фишке, и я первой бросаю оранжевый кубик. Три Буратино отправились в путь. Фишки продвигаются вперёд, иногда вдруг стремительно взлетают вверх или, наоборот, съезжают вниз. Наконец, одна из фишек достигает заветной дверцы с золотым ключиком. Предлагаю сыграть ещё раз. «Нет, давайте в другую. Эта игра скучная».

Достаём «Летающие колпачки». Через пять минут и они оказываются скучными. Расставляем ширму для ловки рыбок на магнитик. Кто-то из ребят вытащил рыбку, а я – дырявый сапог. Смеёмся. Но опять что-то скучно. Тогда я предлагаю.

– Хотите загадку? Кто отгадает – получит приз. Слушайте внимательно.

Я рассказываю им историю о том, как Колумб приплыл к берегам Америки и по двенадцати ступеням верёвочной лестницы спустился с борта своего парусника в шлюпку, чтобы плыть к земле. Но начался прилив. Вода прибывала за час на метр. Колумб вернулся на корабль через два часа. По скольким ступенькам он поднимался теперь, если расстояние между ними полметра? Дети оживились. Они схватили карандаши, бумагу, чертили ступени, считали. Ответ сообщили быстро: за два часа – два метра, четыре ступеньки, значит, осталось восемь.

– Не торопитесь, я вам не задачу дала, а загадку. Ну-ка, пошевелите мозгами ещё.

Они снова и снова рисовали, пока их не осенило: «Так корабль же вместе с приливом поднимался!»

Судьба приза-конфеты-гиганта – была решена. « Ещё задайте нам что-нибудь. Это интересно».

Я достаю картинки, вырезанные из журнала «Наука и жизнь», изображающие хитроумного инспектора. Дети увлеклись по-настоящему. Теперь мне понятно, почему им неинтересны традиционные, существующие ещё со времён моего детства, игры. В этих играх не нужны смекалка, ловкость, сообразительность. Успех в такой игре зависит от удачи – какой гранью выпадет шарик, какой крючок прилипнет к магнитику. Это безынициативные игры. А сегодняшним детям нужны игры активные, игры-соревнования. Они с удовольствием гоняют шарики детского бильярда или выпутываются из сложного лабиринта, изображённого на бумаге.

Теперь я собираю вырезки из журналов с психологическими практикумами, загадочными картинками, весёлыми тестами.  Изменились сегодня и игрушки наших детей. Чего только не увидишь в детских отделах супермаркетов! Куклы, ходящие и произносящие «мама», автомобили, луноходы, способные ездить по квартире, минуя препятствия. Только дети в них не играют. А как в них играть? Нажать кнопку – и пожалуйста, автомобиль поехал, огни засветились. Ну а дальше что? А с куклой говорящей что делать?  И стоят без дела красивые механизированные игрушки.

А в ходу – конструкторы, наборы для шитья кукольной одежды. Самая любимая кукла у дочери – кукла Шалтай-Болтай, сшитый из подручного материала. Шариковой ручкой нарисованы у него глаза, он неуклюж, но он сделан дочкой и потому любим.

Дети любят придумывать и делать игры и игрушки. У них есть и фантазия, и воображение. Надо только помочь в игре, помочь, как писал А.В.Луначарский, «рукою нежной,  любящими пальцами направлять резвый ручеёк в благоприятную сторону по благоприятному ложу…»  

Фото автора

Автор: Рахимова Лилия Махмутовна, учитель начальных классов 
гимназии № 1 города Альметьевска Республики Татарстан

4.7 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 52)
  • 29 ноября 2010
  • 8280
  • 8

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Рахимова Лилия Махмутовна 01.12.2010 в 14:34

Кстати, очень актуальная в наше время тематика.Нынешние дети не умеют играть.

Айгуль 02.12.2010 в 14:37

Дорогая Лилия Махмутовна! Я с удовольствием прочла Ваш рассказ, хорошо что есть такие учителя, которые не равнодушны к внутреннему миру детей! Спасибо Вам!

Рахимова Лилия Махмутовна 02.12.2010 в 15:52

Я испытываю огромное удовольствие от работы с детьми! Для меня работа является источником существования, признак статусности и востребованности, как любимый досуг и возможность самореализации. Благодарю вас за тёплые слова!

АнасРавилович 02.12.2010 в 20:38

Низкий вам поклон Лилия Махмутовна за ваши старания

Наталья Александровна 04.12.2010 в 17:20

Статья написана, на мой взгляд, очень профессилнально. Соглашусь, что в «казаки и разбойники» и «дочки и матери» дети сегодня не играют. Так что автору спасибо за психологические подсказки.

Рахимова Лилия Махмутовна 05.12.2010 в 14:38

Благодарю вас за положительный отзыв.

Елена Елена Елена 21.09.2020 в 11:25

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!