Регистрация

Проект «Математика и музыка»

  • 13 мая 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

 

Номинация «Математика»

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.

Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не три, а не пять – это надо знать!
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не шесть, а не семь – это ясно всем!
Трижды три навеки – девять,
Ничего тут не поделать!
И нетрудно сосчитать,
Сколько будет пятью пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Пятью пять – двадцать пять!
Совершенно верно!

сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского

Вслушайтесь в эту веселую песенку. На её примере можно выдвинуть гипотезу, что занятия музыкой помогают изучению математики. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения. Мы думаем, что ни один человек в мире не может прожить без математики и без музыки.

Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой?

Я поставил перед собой цель: доказать, что связь между музыкой и математикой существует.

Для достижения цели надо решить три задачи:

  • проанализировать литературу по теме исследования;
  • сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики;
  • сформулировать выводы.

На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой.

В музыке все считать надо. Как и в математике.

7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы .

А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.

Так в 5-6 лет ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты или что-нибудь другое может делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса. Интересно, что у истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!

Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты.

При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).

Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.

Предлагаю рассмотреть нотную запись отрывка пьесы Петра Ильича Чайковского «Сладкая греза», исполняемого на блок-флейте.

 

В этой нотной записи:

Целые ноты не используются.

Половинки используются 3 раза. Например, нота до.

Четверти используются 12 раз. Например, нота ре.

 Восьмые используются 3 раза. Например, нота ми.

Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.

Именно здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.

В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть никогда не пересекаются.

Кроме вышеупомянутых понятий, с понятием последовательность в математике мы встречаемся крайне часто. Обычно цель при встрече с ними – отгадать следующее число или символ.

 Все музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности.

Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой:

  • Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.
  • Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Данное исследование доказывает, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.

А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Приложение: Презентация «Математика и музыка».

Автор: Михаил Соболев, 9 лет, ученик 2 «Б» класса МОУ Гимназия №17 города Перми. Михаил – участник концертного хора Пермской хоровой капеллы мальчиков. Он играет на флейте и на фортепиано. Работу прислала мама Соболева Ирина Евгеньевна.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 22, сумма баллов: 99)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (24)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Оксана Руслановна 14.05.2011 в 18:33

Миша, прекрасная работа. Есть все этапы исследования. Удачи!!!

Ирина Евгеньевна 16.05.2011 в 14:36

Спасибо, Оксана Руслановна. Это пока только первый опыт.

Болутанова Надежда Викторовна 14.05.2011 в 18:50

Миша и Ирина Евгеньевна, познакомилась с вашей работой. Тему вы выбрали интересную, подготовили интересную презентацию. Безусловно, большинство предметов взаимосвязаны. Вы видвинули гипотезу: "занятия музыкой помогают изучению математики", сформулировали вывод: "Исследование доказывает, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе." Думаю, что данный вывод не соответствует действительности, т. к. не все дети, занимающиеся музыкой, становятся "математиками". В целом работа не плохая. Удачи!

Ирина Евгеньевна 16.05.2011 в 15:17

Спасибо за Ваш комментарий, Надежда Викторовна.
Идея написать эту работу родилась как раз из практических наблюдений. Миша начал учиться в музыкальной школе на год раньше, чем в общеобразовательной. Когда он ещё не поступил в общеобразовательную школу, легко начал делить некоторые двузначные числа на двузначные. Например 36 на 12 и т.п.Когда стали разбираться откуда бы это, выяснилось, что в музыкальной школе они проходят длительности нот, т.е. деление. Отсюда идея этой работы, а потом уже и другие "совпадения" нашлись. Миша не вундеркинд и даже не отличник.
И ещё одно наблюдение. Миша учится в одной из лучших музыкальных школ города- хоровой капелле мальчиков. И многие капелланы, как и Миша, поступили и учатся в школах с углубленным изучением математики.

Нефёдова Евгения Николаевна 14.05.2011 в 23:04

На мой взгляд, Миша и Ирина Евгеньевна сделали верные выводы. Как показывает анкетирование учащихся, проведённое в нашей школе, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная. Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учёбе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений...

Ирина Евгеньевна 16.05.2011 в 15:22

Спасибо, Евгения Николаевна.
Прежде, чем приступить к работе, мы с Мишей перечитали много материалов на эту тему и убедились, что специалисты тоже придерживаются обозначенной точки зрения.

Болутанова Надежда Викторовна 15.05.2011 в 01:15

Может, конечно, я не права, но вопрос в исследовании не об интеграции, а Миша приводи доказательство своей гипотезы: "ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе." Я бы так не сказала. С уважением!

Нефёдова Евгения Николаевна 15.05.2011 в 15:20

Соглашусь с Вами, Надежда Викторовна.
Мише в своих выводах и заключениях необходимо было опираться в большей степени на результаты проведённых исследований (опрос родителей и подростков) и в меньшей - на собственный опыт…

Ирина Евгеньевна 16.05.2011 в 15:29

Спасибо за рекомендации, Евгения Николаевна. Это первая Мишина работа. Мне было важно помочь ему отразить его собственное мнение на этот счет, не вмешиваясь в ход работы.

Ирина Евгеньевна 16.05.2011 в 15:23

Действительно, Надежда Викторовна, речь в работе не об интеграции.

Рахимова Лилия Махмутовна 16.05.2011 в 18:56

Данный межпредметный исследовательский проект основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. С выводом Миши, что "музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой", я согласна. Дальнейших творческих открытий, Миша!

Ирина Евгеньевна 17.05.2011 в 12:18

Спасибо за Вашу оценку Мишиной работы, Лилия Махмутовна . Было интересно сравнивать такие разные предметы.

Голубцова Ольга 16.05.2011 в 21:06

Очень познавательная работа, узнали много нового и интересного с девочками! Успехов тебе Миша!! Твой проект на 5!!

Ирина Евгеньевна 17.05.2011 в 12:19

Спасибо за поддержку, Ольга! :)

Ольга Кривилева 17.05.2011 в 17:17

Молодец, Миша! Я с тобой полностью согласна! На примере моей Настасьи лишний раз подтверждаю: Средняя школа с медалью закончена. Муз.школа по классу фортепиано с красным дипломом и сейчас учится в ПГУ на мехмате только на отлично! Музыка очень помогает в жизни...Успехов тебе!

Ирина Евгеньевна 17.05.2011 в 17:24

Спасибо за подтверждение выводов и поддержку!

Дмитрий Поносов 18.05.2011 в 07:22

Молодец, Миша Математика разумна, а музыка чувственна, он пытается найти что-то общее, и находит. Связать тонкую материю души с реальным объективным миром - это взрослым ученым редко удается, а он пробует и что-то у него получается. А описать музыку языком математики, это также как попробовать описать математику литературным языком Льюис Кэролл с этим справился, почему бы Соболеву М. в будущем не попробовать описать математику музыкальным языком.

Ирина Евгеньевна 18.05.2011 в 11:10

Да, эти три друга Кэролл, Толкиен и Льюис - постоянные источники для изучения и подражания Миши. В перерывах между новыми книгами сын всё время возвращается к их произведениям. Читает даже в машине и в общественном транспорте.

Лариса Геннадьевна 18.05.2011 в 09:40

На мой взгляд, занятия музыкой имеет влияние на успешность обучения в школе.
Сама музыка развивает в человеке различные способности, а уж математические способности тем более.
Не умея считать и выявлять закономерности, не владея некоторыми математическими понятиями, трудно овладеть и музыкальной грамотностью.
Получается, что человек, увлекающийся музыкой, просто вынужден владеть математическими знаниями и оперировать ими.
Вывод: связь музыки с математикой ПРЯМАЯ!
Отличная работа. Молодец Миша.

Ирина Евгеньевна 18.05.2011 в 11:14

Спасибо за поддержку.Связь между рассматриваемыми предметами, безусловно, не лежит на поверхности, но она есть, надо только постараться увидеть, сопоставить проанализировать. Спасибо.

марина александровна 19.05.2011 в 21:44

Миша!ты большой молодец!дерзай дальше,успехов тебе в учебе и творчестве!работа очень интересная и творческая,хотя и не во всем бесспорная.Мне работа понравилась,оценка-5

Ирина Евгеньевна 20.05.2011 в 10:12

Спасибо за высокую оценку работы сына.

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 06:20

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 10:12

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!