Регистрация

Проект «Мир ребёнка: взгляд сквозь время»

  • 17 мая 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Соловьева Елена

На уроках музыки в начальной школе часто звучали пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского. Слушая музыку этого композитора, мы возвращались на много лет назад в мир ребят XIX века. Я всё время сравнивала себя с детьми того времени, и вот возник вопрос: похожи ли интересы детей времен Чайковского, их занятия, игрушки и то, чем живут мои сверстники, то, что интересно нам?

Гипотеза: мир интересов детей XIX и XXI веков очень отличается, потому что изменилось время, и люди стали жить по-другому.

Цель работы: сравнить интересы детей XIX века на примере «Детского альбома» Чайковского и XXI века, учитывая опыт моих сверстников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучив пьесы «Детского альбома» Чайковского, выяснить ответ на вопрос: каковы были интересы детей в XIX веке? Какие занятия и игрушки были интересны детям XIX века?

При помощи учеников нашей школы выяснить, каковы интересы, занятия и игрушки современного ребенка.

На основе полученных результатов исследования сделать выводы.

На первом этапе я изучила историю создания «Детского альбома» Чайковского П.И. и содержание этой книги.

Работать над «Детским альбомом» Петр Ильич начал весной 1878 года – в это время Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить в семью своей сестры А.И.Давыдовой. В свободное время Петр Ильич любил возиться со своими маленькими племянниками, он без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.Его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии - то, из чего складывался мир ребенка в то время. Таким образом, «Детский альбом» – сборник фортепианных пьес, который раскрывает многообразный мир ребенка XIX века.

На втором этапе работы над темой мы провели опрос детей нашей школы, в котором попросили ответить на вопросы:

  • Как проходит твой день?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Твои любимые игрушки.

Было опрошено 50 учеников 2-5 классов нашей школы. Ответы моих сверстников помогли определить круг интересов современных детей.

Ответ на вопрос «Как проходит твой день?» нарисовал картину занятий и проблем, которые заполняют день современного ребенка: дети посещают школу, гуляют, занимаются в спортивных секциях и кружках, общаются друг с другом, любят смотреть телевизор и играть в различные игры – настольные, логические. Особенно часто ребята упоминали компьютер – это и игрушка, и способ познания мира, и помощник в решении учебных задач.

Ребенок в XIX веке в отличие от нас меньше общался со своими сверстниками, и учеба для него была не такой важной и интересной, думаю, потому что дети получали домашнее образование. Но, как и сейчас, ребенок любил играть, узнавать новое.

В числе своих любимых игрушек мои сверстники называли мягкие игрушки, куклы, машинки. Мальчики любят военные игры, но в отличие от деревянных солдатиков свои предшественников это военные компьютерные игры: «стрелялки», например. Вообще, компьютерные игры назвали многие. Причём по содержанию они близки играм 19 века – игры в куклы, логические, «стрелялки», интересы детей похожи, а вот технологии отличаются.

Я выделила ещё одну тему, которая на мой взгляд важна: «Отношение к семейным ценностям». Семья играет большую роль в жизни детей любого времени. Мои сверстники среди важных ценностей также назвали свою семью и родителей.

Результат исследования: в кругу детских интересов XIX и XXI веков много общего: дети любят игры, прогулки, узнавать новое, любят свою семью и своих близких.

Но я обнаружила и разницу: в мире современного ребенка бОльшую роль, чем у наших ровесников XIX веке, играет учеба и общение со сверстниками. Может потому, что учились дворянские дети немного по-другому: у них было домашнее обучение. Об окружающем мире дети теперь узнают не только от взрослых и из книг, но и из Интернета, из телепередач. Игрушки детей в чем-то похожи – куклы, солдатики, но изменившиеся технологии меняют и сами игрушки – например, современные мальчишки любят играть в компьютерных «солдатиков», изменились куклы девочек – часто это мягкие игрушки, которых ещё мало было в XIX веке, их только придумали. Даже книги стали электронными!

Вывод: гипотеза не подтвердилась. Интересы детей не зависят от времени, в котором они живут. Потому что ребенок в любое время познает окружающий мир в различных видах деятельности, различны только способы этого познания.

 Приложение: Презентация.

Автор: Соловьева Елена, ученица 4 «В» класса МО СШ № 2, город Белоярский ХМАО-Югры. Елену интересует очень многое: она отлично учится, принимает участие в различных Олимпиадах и конкурсах, серьёзно занимается плаванием, любит путешествия. Во всех делах девочки её поддерживает мама. Руководитель: Шевалдина Светлана Анатольевна, учитель музыки высшей категории МО СШ № 2, город Белоярский ХМАО-Югры. Стаж работы 22 года.

4.1 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 37)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Болутанова Надежда Викторовна 18.05.2011 в 18:51

Лена и Светлана Анатольевна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Тема исследования актуальна, выдвинута гипотеза, обозначены цель и задачи, подведены результаты, сформулирован вывод, подготовлена интересная презентация. Работа заслуживает внимания. Успехов вам!

Никита 18.05.2011 в 19:19

Уважаемая Елена! Мне очень понравилась твоя работа.

Светлана 18.05.2011 в 20:40

Благодарим за положительную оценку.

На самом деле поиск ответа на поставленные вопросы заставил нас вернуться в прошлое и посмотреть на то, чем живут дети сегодня, новым взглядом. В процессе работы получился интересный диалог с одноклассниками, которые с удовольствием поделились своим мнением о собственных интересах.
На мой взгляд - взгляд взрослого человека, в этой работе ценно то, что теоретическая основа работы адаптирована к возрастным особенностям автора исследования и выполнена Леной с полным пониманием сути исследования.

Оксана Руслановна 18.05.2011 в 21:10

Леночка, отличная и необычная работа.! Удачи!!!

Нефёдова Евгения Николаевна 19.05.2011 в 20:15

В работе прослеживается наличие цели, гипотезы, задач и методов исследования, достоверность полученных выводов. Имеются источники. Следует отметить актуальность и значимость темы, связь проекта с учебно-воспитательным процессом. Качество визуального сопровождения проекта очень хорошее. Лена и Светлана Анатольевна, успехов вам!

Рахимова Лилия Махмутовна 22.05.2011 в 16:32

В работе Лены используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности. Среди них исследовательский метод занимает центральное место, основанное на развитии умения осваивать окружающий мир на базе предметных школьных наук.
Хорошая работа!

Ирина Александровна 22.05.2011 в 20:06

Леночка! Очень интересная работа. Прекрасное соотношение музыки, работы с литературными источниками и методов социалогического исследования.

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 06:14

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 10:03

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!