Регистрация

Проект «Колыбельные песни»

  • 4 апреля 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация «Эстетический цикл»

Недавно в нашей семье произошло радостное событие: родился мой двоюродный брат. Я обратила внимание на то, как ему нравится засыпать, слушая колыбельные песни. Мне стало любопытно: почему эти песни так называются, какие бывают колыбельные, чем они отличаются от других песен? Так возникла тема моего исследования.

Цель моей работы:

Рассмотреть разновидности русских народных колыбельных песен уральского региона, выделить характерные черты, раскрыть их значение.

Для выполнения этой цели необходимо решить задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • найти и изучить колыбельные уральского региона. 

Ход работы над проектом:

1. Подготовительный этап: выбор необходимой литературы.

2. Основной этап:

  • прочитать тексты; выделить важные и интересные фрагменты текста; анкетирование;
  • обобщить найденные материалы.

Я узнала, что название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки. В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». Поэтому пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства.

В уральских народных колыбельных отразились черты разных народов, населяющих Россию. Несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им (слайд 9). В содержании песен отражается уклад жизни. Взрослый выражает свои тревоги о ребёнке. Вместе с тем наблюдается и пожелание счастья. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов (слайд 10). Ласковость колыбельных песен часто усиливается обилием мягких согласных (слайд 11). Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания (слайд 12).

Можно выделить 2 основные группы разновидностей колыбельных (слайд 13- 15).

Мы провели анкетирование в классе (слайд 17-18). Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что 14 детям в нашем классе пели мамы колыбельную, но знают колыбельную только 4 девочки, которые поют её своим куклам-«дочкам», а мальчики колыбельные не помнят.

3 этап. Обобщение. В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы что-то невосполнимо теряем.

Автор: Плужникова Анастасия, 10 лет, 3 «Б» класс МОУ СОШ № 151 города Челябинска. Руководитель: Авдеева Людмила Геннадьевна, учитель музыки высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 151 г. Челябинск. Стаж работы 18 лет.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 15, сумма баллов: 68)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


kovaleva 04.04.2011 в 18:25

Было бы замечательно приложить к работе аудио-файл колыбельной песни, спетой тобой или твоей мамой! Социологические опросы уже надоели, а вот песню послушать было бы неплохо. И ещё ты ничего не написала.... а у тебя какая любимая колыбельная?

Нефёдова Евгения Николаевна 04.04.2011 в 22:02

Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы её ритма, мелодии. В наши дни этот жанр (как и многие другие «жемчужины» народного творчества) во всём его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали ещё с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения. Спасибо, Анастасия и Людмила Геннадьевна, за проделанную работу, в которой вы нам поведали о разновидностях русских народных колыбельных песен уральского региона, выделили характерные черты этих песен, раскрыли их значение. Удачи вам!

Рахимова Лилия Махмутовна 10.04.2011 в 09:50

А хорошо бы обозначить новую проблему для дальнейшего развития данного исследования: выучить или сочинить собственную колыбельную песню, организовать в классе конкурс - инсценирование на лучшее исполнение колыбельной песни.

Людмила Шкаева 15.04.2011 в 00:06

Изучение фольклора своего края всегда у меня вызывает огромное уважение! Колыбельные песни - неотъемлемая часть культуры, которую нужно поддерживать и возрождать. Авторам желаю удачи,а также не останавливаться на достигнутом! А вот было бы здорово провести небольшую экспедицию в деревню! Наверняка бабушки,живущие в глубинке помнят старинные колыбельные! Удачи!!!

Татьяна 18.04.2011 в 11:02

Трогательная тема, душевная. Настенька, успехов в продолжении развития исследования!

Маргарита Викторовна 26.04.2011 в 18:52

Анастасия и Людмила Геннадьевна, спасибо за ваш проект. Согласна с kovaleva, прекрасным дополнением было бы видео- или аудио-приложение (хотя и соцопрос, как метод, интересен в проектной работе). Можно продолжить и собрать сборник колыбельных песен (чем не тема следующего проекта).
И очень трогательно, что именно появление братика побудило Настеньку заниматься этой темой!!! Умница! Удачи!

Шепилова Мария Алексеевна 30.04.2011 в 23:18

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Замечательно, что Настя затронула эту тему. Согласна с предыдущими комментариями, думаю что данный проект будет пролонгирован. Желаю дальнейших исследований!

Болутанова Надежда Викторовна 20.05.2011 в 21:33

Настя и Людмила Геннадьевна, познакомилась с вашей работой. Мододцы! Работа интересна и актуальна, выполнена методически верно. Успехов вам!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!