Регистрация

Исследовательский проект «Лабиринты»

  • 29 марта 2011

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация «Математика»

Каждое лето мы всей семьей едем в путешествие. Чтобы не скучать, берем с собой много журналов и книг с логическими задачками. Мне всегда нравилось находить маршруты в лабиринтах. В детских журналах все лабиринты простые, но однажды мне встретился довольно сложный, над которым я трудилась дольше обычного.

И я задумалась, а нет ли таких лабиринтов, из которых нельзя найти выход? Может быть, в журналах специально рисуют такие, из которых легко выбраться, чтобы не расстраивать детей? В пятом классе мы начали изучать очень интересную науку – геометрию. Может она ответит на мой вопрос?

И я решила узнать о лабиринтах больше и посвятила этому свой проект.

Так как ни один из решенных пока мной лабиринтов не оказался безвыходным, я выдвинула гипотезу: безвыходных лабиринтов нет.

Цель проекта: доказательство возможности выхода из любого лабиринта.

Задачи проекта:

  • узнать происхождение и значение слова «лабиринт»;
  • найти и пройти как можно больше лабиринтов;
  • разделить все найденные лабиринты на типы;
  • узнать, решались ли лабиринты раньше математическими или геометрическими способами;
  • узнать, существует ли современный способ решения лабиринтов;
  • узнать, есть ли универсальное решение любого типа лабиринта.

Предмет исследования: алгоритмы решения задачи о лабиринтах.

Объекты исследования: лабиринты разных типов.  

Методы и приемы: анализ тематических источников информации, наблюдения, пробы, эксперименты.

План работы

  1. Поиск информации  о происхождении и значении слова «лабиринт».
  2. Поиск лабиринтов разных типов.
  3. Решение найденных лабиринтов.
  4. Поиск универсальных правил решения лабиринтов.
  5. Проверка найденных правил на практике.
  6. Поиск современного использования правил прохождения лабиринтов.
  7. Оформление материалов в виде отчета.
  8. Подготовка презентации и защиты проекта.

Ход работы изложен в презентации (см. ниже).

Выводы

1. Моя гипотеза подтвердилась: безвыходных лабиринтов нет.

2. Метод проб и ошибок применим к лабиринтам – логическим игрушкам, общий план которых виден сверху.

3. Метод правой (левой) руки является наиболее простым и верным, но применим только к односвязным лабиринтам и в том случае, когда не требуется отыскать кратчайший путь.

4. Метод зачеркивания тупиковых ходов является универсальным для решения любого типа лабиринтов, применим как для неформальных исполнителей (людей), так и для формальных (роботов).

5. Зная правило построения лабиринта, можно составлять алгоритм его прохождения для формальных исполнителей (роботов).

Практические результаты:

1. Найдена и оформлена информация о происхождении и значении слова «лабиринт».

2. Найденные лабиринты разделены на типы.

3. Найдены три способа прохождения лабиринтов.

4. Все три способа применены на практике для найденных лабиринтов.

5. Выявлен универсальный способ прохождения лабиринта любого типа – метод зачеркивания тупиковых ходов.

6. Найдено современное использование правил прохождения лабиринтов – в робототехнике.

7. Составлен алгоритм для Лего-робота (на базе NXT-2.0), решающий задачу прохождения лабиринта, созданного по правилу: односвязный лабиринт состоит из множества параллельных коридоров, в которых вход и выход находятся в противоположных стенах.

Заключение

В каждом задании, представленном в форме лабиринта, тесно переплетаются ЛОГИКА, ТВОРЧЕСТВО и ИНТЕЛЛЕКТ. Многие считают решение занимательных задач, таких, как лабиринты, средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно решение занимательных задач является одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря люди передавали эти задачи устно и письменно из поколения в поколение.

В результате проведенной исследовательской работы я узнала универсальный способ прохождения любого лабиринта, и теперь я точно знаю, что найду выход из любой пещеры, из любого дернового или ледового лабиринта, которые часто строят для забавы.

В ходе выполнения работы я узнала много нового. А некоторые новые понятия меня очень заинтересовали. Например, моя старшая сестра анализировала найденный мной маршрут в цветном лабиринте с использованием графа и матриц. Что это такое? Может быть это станет темой моего следующего проекта…

Исследовательский проект «Лабиринты»

Автор: Борискова Елизавета Юрьевна, 5 «Б» класс, МОУ «СОШ № 112», г. Трехгорный, Челябинская область. Руководитель проекта: Мятиева Галина Алексеевна, учитель математики МОУ «СОШ № 112», высшая квалификационная категория, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, педагогический стаж – 45 лет, г. Трехгорный, Челябинская область.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 31, сумма баллов: 145)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (11)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Людмила Шкаева 29.03.2011 в 22:31

Лизонька,ты умница!

Маргарита Викторовна 31.03.2011 в 21:50

Уважаемая Галина Алексеевна, Лизонька. Тема вашего проекта очень интересная и неожиданная. Вы переработали большой объем информации, провели исследование проблемы, выявили способы прохождения лабиринтов, применили их на практике, обозначили современное использование в роботехнике.... Молодцы! Удачи в конкурсе!

Нефёдова Евгения Николаевна 01.04.2011 в 18:13

Добрый вечер, Галина Алексеевна и Лиза! Ваша увлекательная исследовательская работа ещё раз подтверждает, что в каждом задании, представленном в форме лабиринта, тесно переплетаются ЛОГИКА, ТВОРЧЕСТВО и ИНТЕЛЛЕКТ! Спасибо вам! Молодцы! Успехов в работе над следующим проектом!

Рахимова Лилия Махмутовна 02.04.2011 в 16:14

Проект грамотно продуман по своей структуре,чётко обозначены цели, актуален предмет исследования по социальной значимости,полностью подчинён логике исследования. Отличная работа!

Болутанова Надежда Викторовна 03.04.2011 в 02:13

Лиза, Галина Алексеевна, у вас получилась увлекательная и интересная работа! Чётко прослеживаются этапы работы, обозначена актуальность выбранной темы, сделаны выводы. Спасибо за интересный материал! Успехов! Продолжайте в том же духе!

Баженова Елена Геннадьевна 03.04.2011 в 07:11

Проект очень интересный, познавательный. Логика исследования хорошо продумана. Успехов, Лиза и Галина Алексеевна!

Диана 12.05.2011 в 21:43

Проект необычный и в тоже время завлекает в прошлое государств, где были построены лабиринты, сразу захотелось посетить их. А робот - "умняшка". Без алгоритмов даже в повседневной жизни нельзя обойтись)

Антон 13.05.2011 в 05:54

Лиза,молодец!)
Проект очень хороший!

Болутанова Надежда Викторовна 11.06.2011 в 12:49

Лиза и Галина Алексеевна! Поздравляю с Победой! Молодцы! Удачи вам!

Нефёдова Евгения Николаевна 11.06.2011 в 13:48

С Победой вас, Лиза и Галина Алексеевна! Дальнейших вам творческих успехов, новых интересных идей и их воплощений!

Елизавета Борискова 11.06.2011 в 22:48

Спасибо всем-всем, кто ознакомился с проектом Лизы, кто проголосовал за ее работу. На конкурсе было много замечательных работ и тем приятнее победа. Лиза сейчас в летнем лагере, на море. Когда я по телефону сообщила ей о победе, она сначала даже растерялась: "Не может быть!" Мы очень рады и очень благодарны организаторам конкурса и экспертам за их работу. И ребенку, и его педагогу важно экспертное мнение. Ведь это напутствие на будущую деятельность. Спасибо!
С уважением, Борискова Ольга Александровна, мама Лизы.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!