Регистрация

Проект «Куколки-подружки – лучшие игрушки»

  • 3 марта 2015

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Название проекта: Куколки-подружки – лучшие игрушки.

Ресурсное обеспечение:

1. Куклы семьи.

2. Печатные и электронные источники информации.

3. Помощь мам и бабушек.

Цель проекта: Изучить происхождение кукол и развить интерес к теме проекта у сверстников, научиться и научить всех желающих изготавливать тряпичных кукол.

Задачи проекта:

1. Изучить материал по истории происхождения тряпичных кукол.

2. Изучить и применить на практике технологии по изготовлению тряпичных кукол.

3. Организовать совместно со взрослыми мероприятия, привлекающие внимание к теме проекта, провести мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол для всех желающих, побудить сверстников обратить внимание на красоту кукол, сделанных своими руками.

4. Определить план дальнейшей работы по изучению других техник изготовления кукол.

Срок реализации проекта: Месяц.

Проблема проекта: Возвращение тряпичной куклы в детство современных детей.

Актуальность проекта: Живя в 21 веке, в веке бурного развития техники и электроники, остро ощущая нехватку человеческих отношений, мы возвращаемся к истокам народной культуры. Мостиком между современностью и нашей историей является самая обыкновенная кукла. Кукла пришла к нам из глубины веков, кажется известно про неё всё… Однако, она всё так же молода и загадочна. В наших семьях к куклам всегда было трепетное и живое отношение. Почему? Как раз этот вопрос и заинтересовал нас. Наши мамы и бабушки для нас сами делали тряпичных кукол — это были первые и самые любимые наши куклы. Когда мы повзрослели, у нас стали возникать вопросы о происхождении кукол, о том, как и из чего их делали раньше. Поэтому мы решили реализовать творческий проект, посвящённый истории тряпичных кукол.

Новизна проекта:В среде детей наиболее популярны куклы — стандартные модные образы и персонажи. А мы, создавая тряпичных кукол, хотим привлечь внимание к игрушкам, у которых есть душа, и от которых веет теплом рук, их сделавших. Именно такие куклы мы изготовили и подарили своим ровесникам. А всех, кто хотел научиться, мы научили делать самых обыкновенных тряпичных кукол.

Ожидаемые результаты: Приобщение ровесников к истокам народной культуры; повышение их заинтересованности в желании что-то сделать самостоятельно своими руками; изготовление кукол для маленьких детей.

Планирование работы:

1. Подготовительный этап. Работа по организации поиска информации из разных источников о тряпичной кукле. Выдвижение гипотезы.

2. Разработка проекта. Структурирование теоретической и практической информации. Включает в себя анализ результатов первого этапа: знакомство с художественными произведениями, посвящённых куклам, беседу с мамой и бабушкой о том, какими куклами они играли в детстве; посещение Музейно-культурного центра «Дом купца Г.В. Тетюшинова», сделать фотографии кукол своих и маминых; подвести итоги.

3. Внедрение проекта. Создание материалов-заготовок для мастер-классов. Включает в себя: мастер-класс для взрослых, мастер-класс для детей, подведение итогов. Проведение выставки работ детей и взрослых. Подготовка работ для выставки, творческие задания для детей: подготовка рисунков на тему: «Моя любимая кукла», поиск стихотворений на тему: «Моё любимое стихотворение про куклу». Фотографирование всех мероприятий. Примечание: девочки рисуют и готовят стихи, а мальчики – оценивают их работу тайным голосованием. Обработка фотографий. Подведение итогов.

4. Итоговый этап: Создание с помощью взрослых презентации по теме проекта. Подготовка выступления по проекту при помощи взрослых. Подготовка текста проектной работы.

Подробное описание этапов проекта:

1 этап – подготовительный.

Первая неделя.

Беседы дома и в группе на тему проекта.По вопросам: «Моя любимая игрушка – кукла»; «Откуда пришла к нам кукла?», «Где можно найти нужную информацию?».

Чтение сказок, загадок, стихотворений про куклы.

Мы прочитали и обсудили следующие сказки:

1. Сказка про куклу. Надежда Романова

2. Про куклу.

3. Сказка Астрид Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

И пришли к выводу, что главным героиням в этих сказка больше нравились куклы, сделанные руками любящих людей. Очень интересны и поучительны были стихи и загадки. Все перечисленные художественные произведения даны в Приложении.

Далее мы выдвинули гипотезу: «Мы думаем, что наши бабушки и мамы в детстве играли куклами непохожими на наши».

2 этап – разработка проекта.

Первая неделя нашего проекта был очень интересной, насыщенной, поучительной и познавательной. Мы познакомились с интересными произведениями, посвящёнными куклам. Оказывается, кукла – это не просто игрушка, которую можно поиграть и бросить. Кукла – способ познания жизни и для тех, кто её создаёт, и для тех кто с нею общается. Кукла не иллюзия, а претворённый материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии: от древних — до новейших. Особенно это касается самой обыкновенной тряпичной куклы.

Традиционная тряпичная кукла несёт в себе память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный результат для занятия рукоделием с детьми

В разговоре с нашими бабушками и мамами мы не только узнали, что куклы у них были не похожие на наши, но и оказывается, наши мамы умеют делать тряпичных кукол и могут нас научить, а мы можем научить сверстников.

Мы посетили Музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова», было очень интересно и запоминающееся на всю жизнь. Экскурсовод рассказала о происхождении кукол, о том, как когда-то были практически утрачены технологии изготовления тряпичных кукол. А сейчас происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, и мы решили продолжить обязательно научится делать тряпичных кукол и познакомить с ними наших сверстников. Ведь эти куклы красивые и добрые. Мы сделали очень много фотографий в музее и не хотели из него уходить.

3 этап – внедрение проекта.

Вторая и третья недели нашего проекта позволили нам реализовать себя в качестве учителей сверстников. Мы обучили 15 человек изготавливать тряпичных кукол. Интересно, что в этом процессе участвовали не только девочки, но и мальчики.

Совместно с мамами мы участвовали в создании материалов-заготовок для мастер-классов. Мастер-класс для взрослых — провела Акимова Анжелика Викторовна, мастер-класс для детей – провели: Игнатьева Евгения и Кирсанова Дарья. Далее мы задумали провести выставку работ детей и взрослых. Подготовка работ для выставки заняла продолжительное время. Нашим ровесникам были предложены творческие задания: подготовка рисунков на тему: «Моя любимая кукла» и поиск стихотворений на тему: «Моё любимое стихотворение про кукол». Девочки рисовали и готовили стихи, а мальчики оценивали их работу тайным голосованием.

4 этап – итоговый этап.

Четвёртая неделя нашего проекта была самая ответственная. С помощью взрослых мы создали презентацию по теме проекта. Подготовили выступление по проекту и тексту проектной работы.

Перечень основных мероприятий, объём и содержание работы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Работа в классе

Проведение бесед по теме проекта

Печатные и электронные издания

Акимова Анжелика Викторовна

Первая неделя проекта

 

Чтение литературных произведений, посвящённых куклам

Примеры произведений в разделе: Приложение

 

 

 

Подготовка творческих работ (рисунков)

Принадлежности для рисования, имеются в группе

Акимова Анжелика Викторовна,

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Вторая и третья недели проекта

 

Проведение мастер-класса для детей

Материалы для мастер-класса в разделе: Приложение

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Вторая неделя проекта

 

Проведение мастер-класса для взрослых

Печатные и электронные источники информации

Акимова Анжелика Викторовна

Вторая неделя проекта

 

Проведение выставки творческих работ детей и взрослых

 

Акимова Анжелика Викторовна,

Кирсанова Ольга Николаевна, Игнатьева Оксана Юрьевна,

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Третья неделя проекта

Работа в семьях

Беседа с бабушками и мамами

 

Игнатьева Оксана Юрьевна,

Кирсанова Ольга Николаевна

Игнатьева Евгения,

Кирсанова Дарья

Первая неделя проекта

 

Создание презентации по теме проекта. Подготовка выступления и текста проектной работы.

Печатные и электронные источники информации

Акимова Анжелика Викторовна,

Кирсанова Ольга Николаевна, Игнатьева Оксана Юрьевна

Четвёртая неделя проекта

Результаты реализации проектами:

Результатами реализации проекта стали: подготовленная выставка творческих работ, повышение интереса у детей и взрослых к народным игрушкам. Произошли интересные изменения у нас самих, принимая активное участие в проекте, мы стали ответственнее относиться к поручениям, внимательнее и уважительнее к старшим, заинтересовались способами изготовления тряпичных кукол, стали больше рисовать, лепить, работать с тканью.

Мы решили, что будем беречь своих кукол, чтобы передать их своим детям; научиться делать кукол различных видов, таких как: дранка, зерновушка, изучить значение кукол-оберегов и научиться их делать.

  

Источники информации

Печатные:

1. Борисов С.Б. Энциклопедический словарь русского детства: В двух томах. Том 1. А-Н. — Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2008. - 518 с.

2. Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции. 2007. - 120 с.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа — СПб: АКЦИДЕНТ, 2006. - 304 с.

4. Соломенникова О.А. Радость творчества. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 174 с.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 208 с.

Электронные:

www.krupenichka.ru

4mother.ru

skazki-detyam.com

s-skazka.org

noel.ucoz.ru

Автор: Игнатьева Евгения, 7 лет, ученица 1 класса МБОУ СОШ № 35 г. Астрахани. Руководитель: Акимова Анжелика Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35 г. Астрахани.

4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Маслова Лариса Андреевна 03.03.2015 в 22:16

Евгения, Анжелика Викторовна, молодцы! Мне очень понравилось.Проект интересный, его тема полностью соответствует детскому возрасту. Структура и этапы проекта соблюдены. Но не хватает, на мой взгляд, фотоматериала - презентации ваших трудов.
Удачи Вам!

Акимова Анжелика Викторовна 04.03.2015 в 06:35

Спасибо, презентация есть, только не смогли закачать ни на один из предложенных сайтов. Попробуем еще раз, может, делаем, что-то не так.

Светлана Александровна 13.03.2015 в 21:21

Уважаемые авторы, все дети любят игрушки, тема проекта особенно интересна так как речь идет об игрушках, сделанных своими руками, порадовали продукты проекта: буклет, мастер-класс. Хотелось бы увидеть ваших кукол на фото, в целом работа добротная, удачи вам и новых интересных исследований!

Наталья Алексеевна 21.03.2015 в 06:12

Здравствуйте! Хороший проект, интересная и близкая детям тема, важно, что присутствует связь поколений и традиции. Успехов на конкурсе!

31.03.2015 в 11:13

Уважаемые Евгения и Анжелика Викторовна! С огромным интересом ознакомилась с вашим проектом. Тема вашего проекта интересна, соотвествует возрасту юного исследователя. Проект оформлен последовательно, грамотно, подробно. Отлично продуманы этапы исследования и их реализация. Однако, на мой взгляд, проект представлен не в полоной мере. Самое интересное и важное вы не представили в проекте, а именно: презентацию, фотоматериал сделанных кукол и проводимого вами мастер-класса. Спасибо за участие в конкурсе! Удачи!

Гавриленко Елена Владимировна 13.03.2020 в 09:19

Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!