Регистрация

Проект по направлению история «Дорога жизни»

  • 11 февраля 2020

Введение

Этим летом моя бабушка Таня поехала в отпуск в Санкт-Петербург и взяла меня с собой. Я очень много слушала об этом старинном, загадочном и красивом городе. Когда мы были в Санкт-Петербурге, нам предложили поехать на экскурсию в Старую Ладогу.

Я обрадовалась, что мы посмотрим все достопримечательности этого города, так как много раз слышала, что в годы Великой Отечественной войны дорога через реку Ладога была единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и всем миром. В городе Ладога много монументов, возведенных в память о событиях Великой Отечественной войны. Я очень волновалась перед поездкой в Старую Ладогу, так как она притягивает мое сердце. Я много интересного  слышала о Старой Ладоге от бабушки, много нового я узнала на экскурсии.

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Тема данной работы: «Дорога жизни».

Цель работы: изучение одной из страниц истории Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда.

Объект исследования: блокада Ленинграда.

Предмет исследования: дорога через Ладогу – дорога жизни.

Задачи работы:

  • изучить литературу по теме;
  • узнать о блокаде Ленинграда и «дороге жизни»
  • составить фотоальбом своих впечатлений об увиденном «Дорога жизни» для школьного музея.

Гипотеза: возможно, что «дорога жизни» спасла жизни многих горожан и защитников города-героя Ленинграда.

Методы:

  • поисковый – подбор литературного материала по теме;
  • исследовательский – изучение материала о блокаде Ленинграда;
  • творческий – оформление фотоальбома «Дорога жизни».

Чтение и анализ статей о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций по теме, посещение Ладоги в каникулы и позволило мне написать эту работу. На образовательном ресурсе по истории егэ59.ру я нашла интересные материалы по теме проектной работы.

ГЛАВА 1

1.1. Великая Отечественная война

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и длилась до 9 мая 1945 года. Во время вооруженных схваток перевес сил склонялся то в одну, то в другую сторону. Сражений было много, они были разными по времени. На одном из них я хотела бы остановиться поподробнее.

1.2. Блокада Ленинграда

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В городе к тому времени находилось свыше двух с половиной миллионов человек, среди которых преобладали женщины, дети, люди престарелого возраста.

Связь Ленинграда со страной по всем направлениям, за исключением Ладожского озера, была прервана. Запасы продовольствия и топлива в городе быстро уменьшались. Страна делала все возможное, чтобы ослабить бедствия ленинградцев и оказать им моральную и материальную помощь. Для спасения Ленинграда необходимо было организовать подвоз продовольствия по единственно возможной коммуникации – Ладожскому озеру.

В каждом районе были созданы истребительные батальоны и отряды по борьбе с фашистской агентурой. Сотни тысяч ленинградцев под руководством специальной комиссии возводили на подступах к городу и на его улицах оборонительные рубежи, общая протяженность которых достигала почти 900 километров. Новый командующий предпринял энергичные меры по укреплению обороны города на наиболее опасных направлениях.

В чрезвычайно трудных условиях наши войска сумели остановить врага, который был вынужден отказаться от попыток взять Ленинград штурмом. Немецко-фашистские войска оккупировали Ленинград, взяли его в осаду. Осада Ленинграда длилась долго. 14 января 1944 года наша армия перешла в наступление против фашистов.

В ходе ожесточенных боев под Ленинградом и Новгородом они за несколько дней прорвали сильно укрепленную оборону противника и вынудили его к отступлению. 27 января страна салютовала нашим воинам в честь полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады, продолжавшейся 900 дней.

1.2. «Дорога жизни»

Огромную роль в спасении Ленинграда сыграла Ладога. Именно через замершее озеро была проложена ледовая трасса, названная ленинградцами «Дорогой жизни».

«Дорога жизни» – это единая коммуникация, включающая в себя водную, ледовую, воздушную трассы через Ладожское озеро, а также железнодорожные и шоссейные дороги, связывающие Ленинград с Ладогой, а Ладогу со всей страной. И основной составляющей этого комплекса была Ладога.

«Дорога жизни»

Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. В теплое время года, пока речка не замерзла, провизию, боеприпасы переправляли по реке накораблях. По дороге жизни не только доставлялась провизия, боеприпасы, благодаря ей были эвакуированы тысячи людей из оккупированного города на Большую землю.

С Большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в  Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября 1941 года сюда первыми прибыли две баржи, гружёные зерном и мукой. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. В зимнее время года Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20−25 км от занятого противником берега.

Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Зимой грузы и людей переправляли через реку на автомашинах. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы не попасть под обстрел и не провалиться под лед.

В Ладоге стоит три танка-памятника, участвовавших в боевых действиях за освобождение Ленинграда. Все три танка участвовали в боях, после войны их только реставрировали. Танк «Ленинградец» вытащили из болота, второй танк нашли в лесу. Третий танк нашли в окопах под Ладогой.

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги.

ГЛАВА 2.

2.1. Впечатления об увиденном.

Мне очень понравилось на экскурсии в Ладоге. У меня такое впечатление, как будто я на «машине времени» перенеслась в прошлое, окунулась в военную эпоху. Я восхищаюсь героизмом, мужеством и отвагой воинов, женщин, детей и стариков, переживших блокаду в Ленинграде. Эти люди достойны уважения, славы, восхищения…  

Не зря в Ладоге установлено такое большое количество монументов и памятников. Я считаю, что людям, живущим сейчас, можно многому поучиться у «блокадников Ленинграда», научиться стойкости, силе воли, отваге, милосердию, мужественности, патриотизму.

Я очень довольна поездкой в Ладогу, там много красивых мест, живописная природа.  Я всем советую посетить эти памятные места.

2.2. Фотоальбом «Дорога жизни» для школьного музея.

Работая над проектом, я поняла, как важно знать историю своей страны. И мне  захотелось, чтобы мои одноклассники тоже узнали про «дорогу жизни», узнали о том, как страшно жилось людям в блокаду. Для этого мы с мамой решили сделать фотоальбом, который расскажет  обо всём, что я узнала в этой поездке. А фотоальбом хочу подарить нашему школьному музею.

Заключение

Память – важное качество человека. Наша память о Великой Отечественной войне с годами становится все более значимой. Время, развитие человечества позволяет глубже и шире видеть результаты подвига нашего народа. Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для людей нашей страны.

При написании  работы я не только узнала многое о событиях войны, а также собрала материал про «Дорогу жизни», которая спасла жизни многих людей, оказавшихся в блокаде Ленинграда. Моя гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

1. А.Н.Кирпичников, В.Д. Сарабьянов. А.Остатья «Старая Ладога», журнал «СЛАВИЯ»
2. Бранденбург Н. Е. Старая Ладога. СПб,1896
3. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб,2005
4. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. История. Москва. 2002

Исполнитель: Спорыхина Вилена Вадимовна, ученица 3 Б класса, МКОУ СОШ №1, с. Петрокаменское, Свердловская область.

Руководитель проекта: Гаёва Марина Ивановна, учитель начальных классов, I квалификационная категория, МКОУ СОШ №1, с. Петрокаменское, Свердловская область.

Автор: Исполнитель: Спорыхина Вилена Вадимовна, ученица 3 Б класса, МКОУ СОШ №1, с. Петрокаменское, Свердловская область. Руководитель проекта: Гаёва Марина Ивановна, учитель начальных классов, I квалификационная категория, МКОУ СОШ №1, с. Петрокаменское, Свердловская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Гавриленко Елена Владимировна 13.03.2020 в 06:45

Такой подробный проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!