Регистрация

Дидактическая игра «Обучайка» для детей старшего дошкольного возраста

  • 6 декабря 2018

С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные свойства будущего школьника, человеческие личностные качества. Если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров, — нужно ему помочь.

Дидактическая игра «Обучайка» предназначена для совместной работы взрослого (педагога, родителей) и ребенка старшего дошкольного возраста. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, в монтессори детский сад, гувернерам, родителям для подготовки детей к школе.

Дидактическая игра «Обучайка»

Прогнозируемый результат:

  • закрепление представлений об обобщающих видовых понятиях, о звуках и буквах;
  • развитие фонематического восприятия, внимания, мышления формирование у ребенка качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе: самостоятельности, уме­ния довести начатое дело до конца, понять учебно-игровую задачу и выполнить ее самостоятельно.
  • формирование умения проявлять инициативу, слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения и доказывать свою правоту, признавать ошибку и поражение, радоваться успехам товарищей и помогать им при неудачах.

Варианты игры

1. Вариант игры на закрепление знаний обобщающих понятий. 

Тема «Домашние птицы» (для данного варианта потребуются предметные изображения домашних птиц).

1. Назови 3 членов (мама, папа, дети) семьи домашних птиц. 

Например,

  • курица – петух – цыплята,
  • утка – селезень – утята, 
  • гусыня – гусь – гусята, 
  • индюшка – индюк – индюшата.

2. Отгадай загадку (одному ребёнку предлагается одна загадка).

  • Квохчет, квохчет, детей созывает,
  • Всех под крыло собирает. (Курица).
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
  • Всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух).
  • Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок).
  • Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь).
  • Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)

3. «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании – одному ребёнку предлагается картинка с изображением одной домашней птицы):

  • утка (кря-кря) – крякает;
  • гусь(га-га) – гогочет;
  • петух (…) – … ;
  • курица (…) – … .

4. «Один – много»

  • Цыпленок – цыплята,
  • курица – курицы,
  • индюк – …, 
  • гусь – …,
  • утка – ….

5. «У кого кто» (упражнение в словообразовании ) – задание ребёнку выбирает взрослый.

Единственное число имён существительных:

  • у утки – утёнок, у гусыни – …, у индюшки – … .

Множественное число имён существительных:

  • у утки – утята, у гусыни – …, у индюшки – ….

6. «Кто как передвигается» (каждому игроку предлагается 1 картинка с изображением домашней птицы):

  • утка (что делает?) – ходит, плавает, летает; 
  • индюшка (что делает) – … ,
  • курочка (…) – … .

7. «Исправь ошибку» (на логическое мышление):

  • у утки – гусята; 
  • у индюшки – цыплята;
  • у курицы – утята; 
  • у гусыни – индюшата. 

Тема «Наша пища. Посуда»

Задание 1. Назови 5 предметов посуды.

Задание 2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании (одному игроку предлагается 1 картинка с изображением продукта питания)

В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло)?

Задание 3. Составить предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных) – по усмотрению педагога одному игроку можно предложить составить одно предложение или несколько.

С чем ведро, если в нём … (вода, молоко, бельё, бумага, снег…)?

 С чем кастрюля, если в ней … (суп, борщ, картошка…)?

 С чем чашка, если в ней … (чай, кисель, кофе, молоко…)?

С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мёд, мука …)?

Задание 4. «Какое это блюдо (образование относительных прилагательных).

  • Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей)?
  • Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?
  • Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
  • Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Задание 5. Объясни значение слов (одному игроку – одно слово): «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».

Задание 6. «Сосчитай посуду до пяти» (согласование существительных с числительными) – ребёнок выбирает одну предметную картинку с изображением посуды):

  • один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

Задание 7. «Четвёртый лишний» (по картинкам – 4 картинки выбирает педагог для каждого игрока)

  • Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.
  • Поварёшка, тарелка, супница, сахарница.

Дидактическая игра «Обучайка»

2. Вариант игры на закрепление фонетико-фонематического восприятия.

Тема «Звук П»

Задание 1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П (каждому игроку предлагается одно из предложенных заданий):

  • п, м, т, м, п…
  • па, ма, мы, то…
  • ам, от, ип, ок, …

Задание 2. Прохлопай ритмический рисунок (каждому игроку предлагается прохлопать один из предложенных ритмических рисунков):

  • /// //; / ///; // // и т.д.

Задание 3. Вспомни 3 имени девочек и мальчиков со звуком П, назови их ласково.

Задание 4. Повтори, что я скажу – повторение серии слогов со стечением согласных

  • Пта-пта-пта;
  • пта-пто-пту;
  • пто-пту-пты и т.д. 

Задание 5. Добавь с слову первый звук П – что получилось?

Ушки – пушки, Оля - …, Уля - …

Задание 6. Подбери картинку со звуком П в начале слова.

Задание 7. Подбери картинку со звуком П в конце слова.

3. Вариант игры на совершенствование артикуляционной моторики.

Тема «Весёлый зоопарк» (упражнения выполняются всеми игроками одинаковые по 6 раз) 

Задание 1.«В зоопарке обед» - имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Задание2.«Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Задание 3. «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Задание 4.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Задание 5. «Рыбки разговаривают».
 - Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Задание 6. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

Задание 7. «Слоник». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 

4. Вариант игры на совершенствование пальчиковой моторики.

Тема «Ловкие пальчики» (упражнения выполняются всеми игроками одинаковые по 6 раз).

Задание 1. «Утюжок».

Прокатывание карандаша по поверхности стола:

  • одной ладонью
  • другой
  • двумя одновременно.

Задание 2. «Добывание огня». 

Прокатыание карандаша между ладонями.

  • один карандаш
  • два карандаша.

Задание 3. «Пианино».
Нажимать на карандаш кончиками пальцев

Задание 4. «Волчок».

Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцем.

Задание 5. «Горка».

Скатывание карандаша с тыльной поверхности руки.

Задание 6. «Вертолет».

Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцем.

Задание 7. «Скольжение».

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, упором конца карандаша в стол.

Автор: Лесина Наталья Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ 33, г. Ковров Владимирской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Скирневский Иннокентий Павлович 07.12.2018 в 11:17

Поставил 5-рку Вам, Наталья Анатольевна. Понимаю, насколько важно в дошкольном возрасте ребенку научиться понимать то, что он видит, уметь правильно трактовать увиденное и делать выводы. Кроме того, тренировка употребления верных языковых форм с ранних лет - прекрасный навык. И если детсадовцы освоят его в младших группах, эффект получат уже к 6 годам. Говорю не понаслышке. Я сам являюсь автором образовательного проекта для дошкольников Сказбука. Это мобильное приложение. В нем мы отдельное место уделяем аудио-озвучке всех понятий, названий, которые ребенок видит в игре. Было бы неплохо использовать и Ваши наработки.Думаю, это отдельная тема для обсуждения. Готов обсуждать. Спасибо за материал)

Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:55

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!