25 ноября
на экраны выходит «Рапунцель. Запутанная история», новый мульфильм студии «Disney»
от режиссеров Н.Грено и Б.Ховарда. Это значит, что в полку
диснеевских принцесс прибыло – отправляется покорять
детские сердца.
В отечественном варианте прибыль двойная: сказка братьев Гримм про Рапунцель никогда не пользовалась такой популярностью, как «Госпожа Метелица» или «Беляночка и Розочка». Мы рапунцели не едим и даже не знаем, что это такое.
Режиссеры отклонились от фольклорного текста. Если в оригинале Рапунцель претерпевает притеснения за грехи родителей (мать проявила жадность к толстеньким и свеженьким рапунцелям в чужом огороде; отец ночью пошел их воровать. Вторжение на колдовскую территорию наказуемо, и новорожденную дочь приходится отдать), то в мультфильме злобная колдунья приходит в мир людей и уносит из него главную ценность – девочку с волшебной косой, дарующей молодость.
Дальнейшее традиционно: заточенную в башне красавицу должен спасти прекрасный принц, и большую часть сюжета составляет, как и положено, дорога и претерпеваемые трудности. Все, что случается с героями, оформляется при помощи спецэффектов. Содержание современного фильма или мультфильма, включая неизбежную мораль, определяется тем, изображение чего будет особенно выгодно в формате 3D. Это приводит к тому, что зрителю становится интересен уже не столько сюжет, сколько то, как и что изображено.
У братьев Гримм в наказание за утрату невинности колдунья выгнала
Рапунцель из высокой башни в мрачную пустыню – и все, и больше
мы ничего не знаем о ее переживаниях при переходе из одного мира
в другой, кроме того, что она там бродит с ребенком на руках.
В 3D-мультфильме первый выход девушки на свободу становится
самостоятельным зрелищем: призывно топорщащаяся зеленая травка и зависшие
над ней и как бы в раздумье пошевеливающиеся
пальчики вызывают
ощущение ожидаемого сладострастного прикосновения босой ногой к мягкой траве
(молодой человек у меня за спиной аж застонал в предвкушении).
Много полетов на золотых волосах, которые не кончаются, и на коне над пропастью, от которых захватывает дух, а также неожиданных художественных открытий: например, если заставить коня вести себя ровно так, как собака, то будет смешно. Этот – наверняка западет всем в душу и обогатит мировой детский фольклор.
Большой тайны уже нет, что спасает на этот раз красавицу все-таки не принц, а бандит по имени Флинн Райдер, который под конец перевоспитывается и проникается семейными ценностями.
Принца на бандита поменяли из коммерческих соображений: мультфильм
предназначен для семейного просмотра, следовательно, должен быть интересен
любому члену семьи – и маме и папе, и сыну и дочке.
И если дочки-матери по старинке предпочитают истории про прекрасных
принцев и еще более прекрасных принцесс, то отцы и сыновья, помимо
сногсшибательных спецэффектов, жаждут еще и захватывающих
и желательно криминальных похождений.
Все это в мультфильме есть: полноценными действующими лицами становятся как минимум две бандитские группировки; в одну из них входит гигантский Владимир, с детства обожавший единорогов (хотя, возможно, имя этого персонажа в каждой стране переводят с поправкой на местную систему имен)
В угоду коммерческому успеху поменяли даже название на «Tangled», что можно перевести как «Запутанный» (и что отражено в русском переводе). «Мы не хотим, чтобы о наших проектах складывалось предвзятое мнение, основанное лишь на названии», — сказал Эд Кэтмулл, глава студии «Дисней».
Считается, что предыдущий проект и предыдущая попытка ввести в культурный оборот новую принцессу Тиану – «Принцесса и лягушка» — провалилась в прокате из-за названия.
Но, положа руку на сердце, «Запутанная история» рассказана гораздо интереснее. Было что-то безнадежно унылое в попытке превратить хозяйку ресторана в сказочное существо. Дело, вероятно, не в танцах среди столиков и тарелок (это дело диснеевские принцессы любили всегда), а в том, что, все-таки человечество пока еще не до такой степени демократизировалось.
Мультфильм «Рапунцель» можно назвать роскошным в лучшем значении этого слова – он красивый, сюжет в нем живее, действие стремительнее, повороты неожиданнее и развязка – сюрприз (ну, кроме традиционного торжества семейных ценностей, конечно). В русском варианте роли озвучивают Виктория Дайнеко и Григорий Антипенко. И даже обыкновенная сковорода, преображенная форматом 3D, способна сыграть как революционно-освободительную, так и консервативно-охранительную роль.
Есть во всем этом, однако, и ложка дегтя. Это опять американская продукция. 2010 год порадовал ребятню только «первым отечественным мультфильмом в формате 3D» «Белка и Стрелка», который, однако, особо успешным проектом не стал, не смотря на безупречно выбранную патриотическую тему. И все.
Тут, конечно, можно руки заломить и воскликнуть: «Доколе!» и т.д. Однако помимо очевидно вытекающего требования немедленно изгнать все чужеродное, а взамен создать и насадить все отечественное (припомнив «золотой век» отечественной мультипликации, пришедшийся на период застоя), хочется обратить внимание на следующие сопутствующие обстоятельства.
Во-первых, в народном сознании ярко выраженная американофобия диалектически сочетается с устойчивым предпочтением американского продукта (по крайней мере, когда речь идет о кино), и никакие заклинания о том, что наше кино хорошее и доброе, а их – злое и агрессивное, перемене вкусов не способствуют. Молодое поколение в очередной раз рвануло на «Гарри Поттера», а не на фестиваль православного кино.
Во-вторых, не такое уж оно и злое, это американское кино. В нем добро неустанно борется со злом и всякий раз (ну, почти всякий раз) побеждает. Детские мультфильмы не способны научить плохому. Напротив, есть ли что более конструктивное (в том числе в «Рапунцели»), чем настойчивое утверждение, что муж и жена, родители и дети, братья и сестры должны любить друг друга и свих домашних питомцев и держаться вместе?
В-третьих, в эпоху глобализации и общемировой доступности они перестают быть узконациональным явлением. Можно рассматривать это как подавление всяких других культур помимо американской. А можно – как включение в общемировой культурный процесс (уровень этого «общемирового культурного процесса» может вызывать нарекания, но зато и скорости распространения великих художественных идей также значительно возросли).
Поэтому хотелось бы, конечно, однажды увидеть на экранах нечто наше родное, но не посконное и домотканое, а обладающее несомненной художественной ценностью и общечеловеческой значимостью.
Автор: Татьяна Шоломова
Фото: wallpaperez.info
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!