Регистрация

Новый мульфильм студии «Disney» «Рапунцель. Запутанная история»

  • 26 ноября 2010

Золотоволосая Рапунцель25 ноября на экраны выходит «Рапунцель. Запутанная история», новый мульфильм студии «Disney» от режиссеров Н.Грено и Б.Ховарда. Это значит, что в полку диснеевских принцесс прибыло –  отправляется покорять детские сердца.

В отечественном варианте прибыль двойная: сказка братьев Гримм про Рапунцель никогда не пользовалась такой популярностью, как «Госпожа Метелица» или «Беляночка и Розочка». Мы рапунцели не едим и даже не знаем, что это такое.

Режиссеры отклонились от фольклорного текста. Если в оригинале Рапунцель претерпевает притеснения за грехи родителей (мать проявила жадность к толстеньким и свеженьким рапунцелям в чужом огороде; отец ночью пошел их воровать. Вторжение на колдовскую территорию наказуемо, и новорожденную дочь приходится отдать), то в мультфильме злобная колдунья приходит в мир людей и уносит из него главную ценность – девочку с волшебной косой, дарующей молодость.

Дальнейшее традиционно: заточенную в башне красавицу должен спасти прекрасный принц, и большую часть сюжета составляет, как и положено, дорога и претерпеваемые трудности. Все, что случается с героями, оформляется при помощи спецэффектов. Содержание современного фильма или мультфильма, включая неизбежную мораль, определяется тем, изображение чего будет особенно выгодно в формате 3D. Это приводит к тому, что зрителю становится интересен уже не столько сюжет, сколько то, как и что изображено.

У братьев Гримм в наказание за утрату невинности колдунья выгнала Рапунцель из высокой башни в мрачную пустыню – и все, и больше мы ничего не знаем о ее переживаниях при переходе из одного мира в другой, кроме того, что она там бродит с ребенком на руках. В 3D-мультфильме первый выход девушки на свободу становится самостоятельным зрелищем: призывно топорщащаяся зеленая травка и зависшие над ней и как бы в раздумье пошевеливающиеся Чудесный конь – Максимуспальчики вызывают ощущение ожидаемого сладострастного прикосновения босой ногой к мягкой траве (молодой человек у меня за спиной аж застонал в предвкушении).

Много полетов на золотых волосах, которые не кончаются, и на коне над пропастью, от которых захватывает дух, а также неожиданных художественных открытий: например, если заставить коня вести себя ровно так, как собака, то будет смешно. Этот  – наверняка западет всем в душу и обогатит мировой детский фольклор.

Большой тайны уже нет, что спасает на этот раз красавицу все-таки не принц, а бандит по имени Флинн Райдер, который под конец перевоспитывается и проникается семейными ценностями.

Бандит по имени Флинн РайдерПринца на бандита поменяли из коммерческих соображений: мультфильм предназначен для семейного просмотра, следовательно, должен быть интересен любому члену семьи – и маме и папе, и сыну и дочке. И если дочки-матери по старинке предпочитают истории про прекрасных принцев и еще более прекрасных принцесс, то отцы и сыновья, помимо сногсшибательных спецэффектов, жаждут еще и захватывающих и желательно криминальных похождений.

Все это в мультфильме есть: полноценными действующими лицами становятся как минимум две бандитские группировки; в одну из них входит гигантский Владимир, с детства обожавший единорогов (хотя, возможно, имя этого персонажа в каждой стране переводят с поправкой на местную систему имен)

В угоду коммерческому успеху поменяли даже название на «Tangled», что можно перевести как «Запутанный» (и что отражено в русском переводе). «Мы не хотим, чтобы о наших проектах складывалось предвзятое мнение, основанное лишь на названии», — сказал Эд Кэтмулл, глава студии «Дисней».

Считается, что предыдущий проект и предыдущая попытка ввести в культурный оборот новую принцессу Тиану – «Принцесса и лягушка» — провалилась в прокате из-за названия.

Но, положа руку на сердце, «Запутанная история» рассказана гораздо интереснее. Было что-то безнадежно унылое в попытке превратить хозяйку ресторана в сказочное существо. Дело, вероятно, не в танцах среди столиков и тарелок (это дело диснеевские принцессы любили всегда), а в том, что, все-таки человечество пока еще не до такой степени демократизировалось.

Мультфильм «Рапунцель» можно назвать роскошным в лучшем значении этого слова – он красивый, сюжет в нем живее, действие стремительнее, повороты неожиданнее и развязка – сюрприз (ну, кроме традиционного торжества семейных ценностей, конечно). В русском варианте роли озвучивают Виктория Дайнеко и Григорий Антипенко. И даже обыкновенная сковорода, преображенная форматом 3D, способна сыграть как революционно-освободительную, так и консервативно-охранительную роль.

Есть во всем этом, однако, и ложка дегтя. Это опять американская продукция. 2010 год порадовал ребятню только «первым отечественным мультфильмом в формате 3D» «Белка и Стрелка», который, однако, особо успешным проектом не стал, не смотря на безупречно выбранную патриотическую тему. И все.

Тут, конечно, можно руки заломить и воскликнуть: «Доколе!» и т.д. Однако помимо очевидно вытекающего требования немедленно изгнать все чужеродное, а взамен создать и насадить все отечественное (припомнив «золотой век» отечественной мультипликации, пришедшийся на период застоя), хочется обратить внимание на следующие сопутствующие обстоятельства.

Во-первых, в народном сознании ярко выраженная американофобия диалектически сочетается с устойчивым предпочтением американского продукта (по крайней мере, когда речь идет о кино), и никакие заклинания о том, что наше кино хорошее и доброе, а их – злое и агрессивное, перемене вкусов не способствуют. Молодое поколение в очередной раз рвануло на «Гарри Поттера», а не на фестиваль православного кино.

Во-вторых, не такое уж оно и злое, это американское кино. В нем добро неустанно борется со злом и всякий раз (ну, почти всякий раз) побеждает. Детские мультфильмы не способны научить плохому. Напротив, есть ли что более конструктивное (в том числе в «Рапунцели»), чем настойчивое утверждение, что муж и жена, родители и дети, братья и сестры должны любить друг друга и свих домашних питомцев и держаться вместе?

В-третьих, в эпоху глобализации и общемировой доступности они перестают быть узконациональным явлением. Можно рассматривать это как подавление всяких других культур помимо американской. А можно – как включение в общемировой культурный процесс (уровень этого «общемирового культурного процесса» может вызывать нарекания, но зато и скорости распространения великих художественных идей также значительно возросли).

Поэтому хотелось бы, конечно, однажды увидеть на экранах нечто наше родное, но не посконное и домотканое, а обладающее несомненной художественной ценностью и общечеловеческой значимостью.

Автор: Татьяна Шоломова

http://www.rosbalt.ru/

Фото: wallpaperez.info

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)
  • 26 ноября 2010
  • 1302
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!