Главная страница » Для педагогов » Раздел «Начальная школа» » Рубрика «Русский язык»

Составление рассказа-описания «Золотая осень»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Составление рассказов-описаний по одному предложению развивает образное мышление, совершенствует грамматико-орфографические и речевые умения и навыки учащихся. Что это будет за фраза, решает учитель, исходя из уровня подготовки школьников к данному виду работы, жизненного опыта детей. Важно, чтобы предложение было достаточно ёмким и образным по содержанию. В ходе его анализа необходимо обратить внимание на изобразительно-выразительные средства языка, дать ребятам возможность удивиться богатству и красоте русской речи, тем самым стимулируя желание школьников говорить грамотно, доходчиво, образно, повышая их речевую культуру.

Этапы работы над предложением:

  • внимательное, вдумчивое прочтение;
  • определение темы, сформулированной в нём автором, своего отношения к ней;
  • мысленное представление образа, картинки;
  • словесное «рисование» (сначала с помощью наводящих вопросов, с опорой на зрительный образ – рисунок, репродукция картины, эскиз мелом на доске, используя пункты плана, готового или коллективно составленного, опорные слова и словосочетания, затем – самостоятельно);
  • письменная работа (написание мини-сочинения из 3-7 предложений).

Варианты предложений (темы «Времена года», «Родная природа»):

  • Весёлые солнечные зайчики зажигали морозные узоры на стекле.
  • В мерцающем свете фонаря вихрем кружились колючие снежинки.
  • В маленьких каплях росинок сверкают яркие фонарики. (Г.Скребицкий)
  • Весело шумит за рекой мокрая берёзовая роща. (К.Паустовский)
  • Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов)

Можно использовать и поэтические строчки:

  • В свежем воздухе сверкает
  • Первый чистенький снежок. (И.Майков);
  • И стоит берёза в сонной тишине,
  • И горят снежинки в золотом огне. (С.Есенин);
  • Лето солнышком вкатилось, засияло, засветилось
  • Вишнями, ромашками, лютиками, кашками. (Е.Немежанская);
  • Лист качается узорный
  • В синей луже на воде. (Е.Благинина).

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока развития речи в 4 классе, который наглядно демонстрирует методику работы над мини-сочинением по содержанию одного предложения.

Составление рассказа-описания «Золотая осень»

Задачи:

  • уточнять представления учащихся о характерных признаках золотой осени;
  • отрабатывать навыки построения простых и сложных предложений в устной и письменной речи;
  • развивать внимание, логическое и образное мышление, память, зрительное восприятие учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», картинки, таблицы, листья разных пород деревьев, деформированный текст (каждое предложение – на отдельной полоске бумаги).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Беседа.

– Чем мы занимались на прошлом уроке?

– Какова была тема нашей экскурсии? (Осенние изменения в природе.)

Рассматривание таблицы на доске, использование картинок.

– Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

– Как изменились травянистые растения с приходом осени?

– Какие грибы мы видели?

– На каких растениях мы видели семена и плоды?

– Как изменилась окраска листьев на деревьях?

– Какое природное явление мы наблюдали? (Листопад.)

– На всех ли лиственных деревьях одновременно начинается листопад?

– Какие деревья не теряют листву?(Сравнение листьев берёзы, клёна, осины, дуба, сосны, ели, вишни.)

– Как изменилась погода осенью?

3. Сообщение темы и задач урока.

4. Работа по теме урока.

Беседа.

– Любите ли вы осень?

– Чем вам нравится это время года?

– Какую осень вы больше любите? Почему?

– Почему золотая осень так называется? Как вы думаете?

Работа с деформированным текстом.

– Прочитайте текст, расположите предложения по порядку. Выпишите родственные слова, выделите в них корень.

  • 1. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки.
  • 2. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
  • 3. Зашумел в лесу золотой дождь.
  • 4. Летят, скачут, плывут листья.
  • 5. Позолотили они дорожки и тропинки.
  • 6. Ёлочки листочками украсились.
  • 7. Грибы под листиками спрятались.
  • 8. Весело кружит ветер лесное золото.

(По Н.Сладкову)

Физминутка.

Составление рассказа-описания по одной фразе.

На доске: Узкую синюю ленту реки украсили жёлтые листья.

  • – Прочитайте предложение, вдумайтесь в его содержание.
  • – О чём говорится в предложении?
  • – С чем сравнивается река?
  • – Что украшает реку?
  • – А теперь представьте себе, что вы стоите на берегу этой реки…
  • – Что вы видите вокруг себя?

Открываются вопросы:

  • В какое время года вы стоите на берегу? Докажите.
  • Какая именно осень? Докажите, что это золотая осень.
  • Какое время суток?
  • Какое небо? Почему оно синее?
  • Какая погода? Как светит солнце?
  • Какая растительность на берегу реки? Почему вы думаете, что на берегу реки стоит лес?
  • Есть ли ветер? Какой это ветерок?
  • Где вы стоите: недалеко от воды или на пригорке, на высоком берегу? Где надо находиться, чтобы река казалась узкою лентою, но и чтобы листья были видны?
  • Нравится ли вам та картина, которую вы сейчас нарисовали словами?

Физминутка.

Составление связного рассказа.

В качестве плана используются опорные слова:

  • золотая осень
  • погода
  • солнце
  • небо
  • лес
  • ветерок
  • листья

Вывод.

– Вот видите, ребята, всего одна фраза, одно предложение, а как много нам оно сказало! Вы все мысленно нарисовали картину золотой осени.

– А теперь посмотрите на эту репродукцию картины. Она вам знакома.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

И. Левитан Золотая осень

  • – Кто её автор?
  • – Как называется картина?
  • – Скажите, похожа ли картина на ту, которую мы с вами представили мысленно и описали словесно? – Чем похожа? В чём различие?

5. Подведение итогов урока. Беседа.

  • – Что мы делали сегодня на уроке?
  • – Чему учились?
  • – Ещё мы учились думать, быть внимательными, видеть красоту и в маленьком листочке, и в большой реке, и в дереве, с которого облетели все листья. Природа прекрасна во все времена года!

6. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к составленному на уроке рассказу.

Литература:

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М.: Просвещение, 1992.

Светлана Анатольевна Лисейцева с дочерью Полиной

Автор: Светлана Анатольевна Лисейцева, учитель высшей квалификационной категории МОУ специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья города Коломна Московской области, стаж работы по специальности – 12 лет.

О себе: Моим девизом в жизни и в работе стали слова молитвы отца Иоанна (Крестьянкина): «Господи! Дай нам силы изменить в нашей жизни то, что мы должны изменить. Дай нам мужество пережить то, что мы не можем изменить. И дай нам мудрость, чтобы отличить первое от второго».

Фото автора

Лисёнок

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 46356
Средний балл: 4.1 из 5 звезд (голосов: 38, сумма баллов: 156)

Комментарии ():

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

ОРИГАМИ ОРИГАМИ пишет 08.07.2010 в 09:33

Хороший урок, прекрасные стихи. Так и хочется добавить сюда хоть небольшую презентацию с видеорядом о природе или хоть звуки природы включить. Детишки из интерната это бы оценили!

Лисёнок Лисёнок пишет 08.07.2010 в 12:37

Большое спасибо за добрые слова и пожелания, уважаемая Оригами! В начале урока используются материалы наблюдений. Презентация? Возможно. Лучше, если это будут фото с экскурсии. Звуки природы? Не думаю. Согласитесь, что осень - это пора тишины.Кстати, спасибо за совет: на этом тоже можно было бы сконцентрировать внимание учащихся при анализе предложения, добавив вопрос "Какие звуки вы слышите?" и опорное слово "Звуки" в план сочинения.

Ksu Ksu пишет 29.07.2010 в 12:08

Молодец!

Лисёнок Лисёнок пишет 30.07.2010 в 01:49

Спасибо, Ксения!

123123123 123123123 пишет 13.08.2010 в 21:40

Замечательный урок! Здесь и развитие познавательной сферы, и развитие памяти, воображения, логического мышления, речи школьников. Спасибо учителю!

kursk kursk пишет 14.08.2010 в 17:03

Действительно развивающий материал! Успехов Вам, Светлана Анатольевна!

Лисёнок Лисёнок пишет 14.08.2010 в 18:10

Спасибо за отзыв!

самородок самородок пишет 20.08.2010 в 20:07

Простота в подготовке и богатство содержания! Молодец!

Лисёнок Лисёнок пишет 25.08.2010 в 22:05

Благодарю Вас, Игорь Станиславович!

Надежда Викторовна Надежда Викторовна пишет 29.09.2010 в 14:14

Светлана Анатольевна, спасибо за замечательный урок! Дальнейших творческих успехов!

Лисёнок Лисёнок пишет 30.09.2010 в 23:03

Спасибо, Надежда Викторовна!

Марина Павловна Марина Павловна пишет 01.10.2010 в 01:30

Уважаемая Светлана Анатольевна, Вы желаете получить ответ на свой вопрос или написали просто так? С уважением, Казанцева М.П.

Инка Инка пишет 02.10.2010 в 21:30

Методически грамотно разработанный материал! Бери и работай!
Жаль, что не предсталены творческие работы детей. Они бы украсили Вашу работу, уважаемая Светлана Анатольевна!

Лисёнок Лисёнок пишет 02.10.2010 в 22:46

Спасибо за комментарий, Ирина Адриановна! Творческие работы детей действительно хороши! Потому и представила материал, что результат превосходит все ожидания. При этом следует учесть, что я работаю с учениками с нарушениями интеллектуального развития. В массовой школе, уверена, радости и удовлетворения от работы будет ещё больше! Буду рада, если материалы урока Вам пригодятся! Желаю Вам успехов и ... попробуйте! Ведь дело не в украшении. Как сказал кто-то из мудрецов - дело в деле!
С уважением и благодарностью, Светлана Анатольевна.

14

Другие публикации раздела «Рубрика «Русский язык»»

Есть ли в русском языке… русские слова?

Русский язык на две трети полон заимствований, да и из оставшейся трети значительная часть слов не имеет прав на русское происхождение.

Просмотров статьи: 2024, комментариев: 0

Средний балл: 2,8 из 5 звезд (голосов: 4, сумма баллов: 11)

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием информационных технологий

Цель урока: помочь учащимся в восприятии и осмыслении понятий “азбука” и “алфавит” и учить использовать эти знания в практической деятельности.

Просмотров статьи: 16866, комментариев: 3

Средний балл: 3,7 из 5 звезд (голосов: 7, сумма баллов: 26)

Урок английского языка «Рождество – семейный праздник»

Урок английского языка в 1 классе по теме: Рождество – семейный праздник (Christmas Lesson). В уроке использована технология проекта – «изюминка» работы.

Просмотров статьи: 9030, комментариев: 21

Средний балл: 3,8 из 5 звезд (голосов: 19, сумма баллов: 72)

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Регистрация на сайте «О детстве» даст вам много преимуществ.

Узнать, какие именно

Опрос недели

Доп. занятия вашего ребенка?

Доп. занятия вашего ребенка?

  • Компьютеры
  • Школа танцев
  • Спортивная секция
  • Музыкальная школа
  • Изостудия
  • Театральная студия
  • Ничего не посещает
  • Другое

Ответить Результаты

Архив голосований

Конкурс месяца

V Всероссийский дистанционный конкурс детского литературного творчества «Волшебное перышко – 2014»

Предлагаем ребятам принять участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе детского литературного творчества «Волшебное перышко – 2014» с международным участием. Победителей ждут дипломы и подарки!

Подробнее

Почтовая рассылка

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Поиск по сайту

RBK Money  Visa, MasterCard, Maestro 

MySQL: 0.0533 s, 108 request(s), PHP: 0.2220 s, total: 0.2753 s, memory (average: 5.07, maximum: 5.65) , document retrieved from cache.