Регистрация

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для 1 класса

  • 24 июня 2017

Международные и Всероссийские конкурсы – 2017

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»


Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для 1 класса составлена на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МКОУ «С(К)ОШ», с учетом программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой, Программы «Обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г., а также нормативными  правовыми документами:

  1. Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  2. Годовым учебным графиком муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год  (приказ от 31.08.2016 г. № 253 - од);
  3. Учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2016-2017 учебный год  (приказ от 31.08.2016 г. № 259 - од);
  4. Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов в  муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования город Ноябрьск (приказ  от  11.11.2015г. № 302-од);
  5. Приказом «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год»  (09.02.2016 г. №33-од)

Рабочая программа не предусматривает использование  учебника.

Цель коррекционного курса: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Задачи:

  • формировать положительное отношение обучающегося к занятиям;
  • развивать активность у обучающегося;
  • формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;
  • формировать и развивать целенаправленные действия;
  • развивать планирование и контроль деятельности;
  • развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Коррекционные задачи:

  • развивать тактильные ощущения кистей рук и расширять тактильный опыт;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;
  • развивать  пространственные представления;
  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил»/ «не усвоил»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения.

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого обучающегося требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности  и воспитанности, динамика развития жизненных компетенций относительно прежних собственных достижений с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей).   

Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы. Используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («усвоил», «не усвоил»).

Общая характеристика коррекционного курса

Обучение предметно-практи­ческим действиям  направле­но на формирование у детей про­извольных целенаправленных действий с различными предме­тами и материалами. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые  являются основой дальнейшего обучения доступной деятельности, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

Содержание обучения на уроках предметно-практических действий очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, слухового внимания которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные уроки: они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Коррекционный курс включает следующие разделы:  «Действия с материалами» (47), «Действия с предметами» (52ч).

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать, группировать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей.

Новизна рабочей программы состоит  в том, что она составлена с учетом индивидуальных особенностей развития зрительно-двигательной координации, слухового внимания, моторики, познавательной деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, подбираются методы и формы для каждого из них. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения обучающихся, так и содействовать развитию у них способности организовать более сложные действия, особенно те, которые необходимы в быту.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий обучения:

здоровьесберегающие технологии - создание благоприятного психологического комфорта на уро­ке,  учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, особенности познава­тельных процессов, состояние здоровья), дифференцированный отбор доступных видов учебной деятельности (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.). Применяются элементы технологии В.Ф.Базарного «Бескнижное обучение» при изучении предметов.  В процессе урока, при использовании данного пособия, обучающиеся выполняют задания на ориентировку в пространстве, сами моделируют ту или иную ситуацию с помощью мелких съемных объектов: выставляют противоположные полярные величины, классифицируют и группируют предметы по разным признакам, учатся абстрагироваться от конкретных предметов, явлений и действий, в зависимости от изучаемой темы. Также наглядно - практические действия развивают ВПФ, мелкую пальцевую моторику, дают положительный эмоциональный настрой, повышают интерес учащихся к уроку;

игровые технологии – как наиболее целесообразные для формирования жизненной компетенции обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках  по предмету  «Предметно – практические действия». Целенаправленно подобранные игры, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность, интеллектуальные способности.

технология саморазвития М.Монтессори, способствующая формированию жизненной, коммуникативной компетенций детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Каждый урок по предметно - практическим действиям строится в соответствии с основными дидактическими принципами: практической направленности,  расширения социальных связей, индивидуального и дифференцированного подхода, коррекционно - развивающего обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности и практической деятельности с реальными предметами, воспитывающий характер обучения.

Уроки необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: сочетание наглядных и практических методов обучения. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.

В образовании детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью особое значение придается практической стороне специального образования - развитию его жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Учебную работу на уроках предметно-практических действий  необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

Место коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане МКОУ «С(К)ОШ» на изучение коррекционного курса «Предметно-практические действия» в 1 классе отведено 3 часа в неделю (33 учебные недели), что составляет 99 часов  в год.  

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения программы является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. 

Личностные учебные действия:

  • формирование   интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру;
  • овладение  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
  • подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, взаимодействию с группой обучающихся;
  •  самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;
  •  положительное отношение к окружающей действительности.

Предметные результаты:

Действия с материалами: 

  • рассматривать различные по качеству материалы,  бумагу, ткань, природный материал;
  • сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;
  • скатывать из бумаги шарики;
  • разминать пластилин (соленое тесто) двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошками;
  • разрывать пластилин (соленое тесто) на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.

Действия с предметами:

  • брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук;
  • развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину);
  • действовать по подражанию;
  • действовать по сигналу;
  • вычленять предмет, уметь соотносить, узнавать предметы в рисунке, знать их названия;
  • запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению;
  • находить предметы разной формы по слову-названию, развивать внимание и запоминание.
  • удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению;
  • осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветному сигналу;
  • соединять представление о цвете со словом-названием,  производить выбор цвета по слову, запоминать цвет;
  • вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в памяти определенное время;
  • выделять части и соединять их в целое;
  • формировать целостный образ предмета;
  • ориентироваться в пространстве помещения;
  • понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов на картинке;
  • находить изображение предметов по словесному описанию;
  • группировать предметы по разным свойствам;
  • формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания;
  • узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); 
  • выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Рабочая программа по курсу «Предметно-практические действия»

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олейникова Ольга Ивановна 09.09.2017 в 02:46

У меня внучка пошла в 1 класс, поэтому с удовольствием интересуюсь проблемами школьными.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!