Регистрация

Методическое сопровождение к проведению шахматного турнира для детей 5-7 лет

  • 11 апреля 2023

I. Пояснительная записка

Шахматы – это универсальная игра, которая развивает логическое мышление, воображение, умение анализировать и строить планы. Шахматный турнир среди детей 5-7 лет – это важный этап их развития и подготовки к будущей игре. Для обеспечения эффективной подготовки участников турнира необходимо разработать методические материалы, позволяющие детям освоить основные правила игры, понимание тактики и стратегии, а также обеспечить комфортные условия для прохождения соревнований

Актуальность

В процессе обучения детей 5-6 лет игре в шахматы педагог сталкивается с необходимостью разнообразить формы занятий. Шахматные турниры становятся все более актуальными. Это связано с тем, что шахматы являются одной из самых полезных игр для развития у детей логического мышления, усидчивости и концентрации внимания.

Участие в шахматных турнирах помогает детям сформировать навыки анализа и принятия решений, а также развить чувство ответственности и общение с другими детьми. Кроме того, участие в турнире дает возможность детям приобрести новых друзей среди единомышленников.

Организация шахматных турниров для детей не только помогает развивать их личностные качества, но и способствует популяризации шахмат.

 

Целью данной методической разработки является обеспечение комфортных условий для прохождения шахматного турнира среди детей 5-7 лет (далее – турнир).

 

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции организатора турнира;

- создать условий для личностной самореализации обучающихся;

- способствовать развитию интереса детей к шахматам.

 

 

Методический материал будет полезен педагогическим работникам образовательных учреждений всех видов и типов: методистам, педагогам дополнительного образования, учителям, педагогам-организаторам - при подготовке участников шахматного турнира для детей 5-7 лет и проведении подобных мероприятий. Материал может быть использован в полном объеме без внесения корректировки.

 

 

 

 

II. Организация шахматного турнира для детей 5-7 лет

 

1. Подготовительная работа

Организация и проведение турнира осуществляется структурным отделом "Поликвантум" государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детский технопарк "Кванториум".

Организация турнира должна предваряться серьезной подготовительной работой. Прежде всего необходимо определить цели и задачи его проведения; выбрать формат турнира (швейцарская система, круговая или олимпийская); Определить количество участников, критерии отбора.

Одной из ключевых задач является выбор места проведения турнира. Место должно быть просторным и комфортным для детей, с хорошим освещением и вентиляцией. Не стоит забывать о том, что место должно быть безопасным и обеспечивать защиту от шума.

Для турнира нужны также квалифицированные ведущие. Они должны быть грамотными, внимательными и грамотно проводить игры.

Важной задачей является определение правил турнира и оглашение их в  самом начале. Правила должны быть понятными и доступными для детей, чтобы не возникало протестов и конфликтов между участниками и ведущими. Правила турнира должны включать в себя график проведения турнира, время проведения матчей, количество побед и поражений и т.д.

Организация турнира – это непростая задача, которая требует организационных и педагогических навыков. Но, если подготовиться к ней серьезно и ответственно, можно организовать мероприятие, которое не только принесет удовольствие детям, но и станет дополнительной помощью для их развития, повышения творческих способностей и улучшения навыков мышления.

Для проведения турнира формируется организационный комитет (далее – оргкомитет), состоящий не менее, чем из 3 человек. В состав оргкомитета могут входить начальник структурного подразделения, методисты, педагоги, а также представители общественных и иных организаций, средств массовой информации.

Оргкомитет обеспечивает:

- проведение турнира в соответствии с положением о проведении шахматного турнира для детей 5-7 лет;

- осуществление процедуры регистрации на участие в турнире;

- осуществление процедуры жеребьевки;

- порядок подведения итогов.

 

Для определения победителей и призеров турнира формируется жюри. В состав входят председатель жюри и члены жюри.

Состав жюри формируется из числа педагогических работников, руководящих работников образовательной организации, аспирантов, а также специалистов, обладающих профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере шахмат.

Жюри чемпионата:

  • определяет победителей и призёров;
  • оформляет итоговый протокол;
  • своевременно передает данные в оргкомитет для заполнения наградных документов и составления итогового приказа.

 

По результатам изучения опыта подобных мероприятий можно выделить наиболее часто встречающиеся вопросы:

 

Как правильно построить тренировочный процесс для ребенка, начинающего играть в шахматы?

  1. Начните с основных правил игры. Для начала убедитесь, что ребенок знает все основные правила, такие как: как передвигать фигуры, как проходит рокировка, как проводится взятие на проходе и т.д.
  2. Обучайте в мини-играх. Разбивайте уроки на мини-игры. Таким образом, можно сделать обучение процессом более интересным и занимательным. Например, обучите ребенка находить мат в 1, 2 и 3 хода.
  3. Практикуйте тактику. Решать тактические задачи помогает развить обман и создание ловушек. Новичкам выгодно иметь больше тактической опыта, чтобы отвечать на противника в игре.
  4. Расширьте уровень обучения. Для того чтобы дети могли стать действительно сильными шахматистами, они должны знать не только правила игры и тактику, но и стратегию. Поэтому важно обедать направления как начинающие, так и продвинутые ребят.
  5. Играйте с другими. Наиболее эффективным способом развития для любого шахматиста является игра с более сильными соперниками. Найдите клуб или библиотеку, которая проводит инструкции, турниры или игровые вечера, или научите ребенка играть себе с другом.
  6. Награждайте! Награждайте ребенка за его успехи. Поощрения могут быть совершенно любыми - от бейджиков в карманах до финальных побед в турнире.

Какие виды шахматных соревнований подходят для детей 5-7 лет?

Для детей младшего возраста (5-7 лет) подходят игры на знакомство с фигурами и правилами игры, игры на быстроту реакции и идеи, направленные на развитие внимания и графомоторики.

Каким образом можно мотивировать детей на занятия и участие в турнирах?

  1. Показать положительный пример: объяснить, каким образом спортивные достижения помогают достигать успеха в жизни, привести примеры успешных спортсменов и их истории.
  2. Интересные занятия: создать интересные условия для занятий и игр, сделать занятия интересными и увлекательными.
  3. Поддержка обществом: поощрение спортивной деятельности в образовательных организациях, организация турниров и конкурсов на местном уровне.
  4. Награды: поощрение их участия в турнирах и занятиях, предоставление наград за достижения и победы на турнирах.
  5. Организация команд: создание команды и организация соревнований между ними.
  6. Признание родителей: поощрение детей и признание их достижений в спорте.
  7. Здоровый образ жизни: объяснение важности здорового образа жизни, в том числе занятий спортом, и влияния на здоровье.
  8. Развитие лидерских навыков: демонстрация того, как занятия спортом помогают развивать лидерские навыки и учиться работать в команде.
  9. Создание условий для развития: организация доступного оборудования и мест для занятий.
  10. Коучинг: поддержание стимула к тренировкам, функционирование более продуктивной тренировочной среды и достижение целей.

В чем заключается психологическая подготовка детей к соревнованиям и как укреплять эмоциональное здоровье шахматистов?

Психологическая подготовка детей 5-7 лет к соревнованиям заключается в нескольких аспектах. Во-первых, важно объяснить ребенку, что соревнования – это не только борьба за победу, но и возможность повысить свой уровень игры, научиться уважительно относиться к партнеру и следовать правилам. Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что проигрыш не является поражением, а скорее опытом, который поможет улучшить свою игру в будущем. В-третьих, важно отметить успехи ребенка, даже если они не связаны с победой, чтобы поддержать его самооценку и мотивацию.

 

Для укрепления эмоционального здоровья шахматистов необходимо уделить внимание следующим аспектам:

  1. Самооценка - признавание и сопричастность в то, что они делают и как они это делают,
  2. Уверенность в своих способностях и умениях,
  3. Контроль над своим поведением и эмоциями во время игры, научиться не беспокоиться о том, что думают о человеке другие,
  4. Уважительное отношение к партнеру и его правам,
  5. Развитие умению при негативных и положительных эмоциях переключаться на задачу - соблюдать правила игры.

Каким образом можно применять опыт международных шахматных турниров в работе с детьми, и какие направления в подготовке следует усиленно развивать?

Одним из основных направлений в подготовке детей 5-7 лет является развитие логического мышления и способности к анализу и решению задач. Также необходимо усилить работу над внимательностью, памятью и концентрацией внимания.

Для достижения этих целей можно использовать различные методы и приемы, такие как игровые задания, занятия с пазлами и головоломками, тренировки на быстроту мышления и умение думать на несколько ходов вперед. Важно также проводить занятия по развитию эмоционального интеллекта и самоконтроля во время игры.

Опыт международных шахматных турниров может быть использован в качестве стимула для усиленной подготовки и мотивации детей. Можно организовывать соревнования и турниры внутри группы или школы, а также приглашать детей на турниры различного уровня для опыта и обмена опытом с другими шахматистами.

Важно помнить, что занятия шахматами для детей 5-7 лет должны быть игровыми, интересными и понятными, чтобы ребенок не утратил увлечение и желание продолжать заниматься этим видом спорта.

 

 

2. Порядок проведения турнира

Во время проведения турнира оргкомитет обеспечивает:

  1. Определение количества участников и составление расписания игр.
  2. Разделение команд на группы по уровню подготовки и жеребьевка.
  3. Проведение церемонии открытия турнира.
  4. Проведение матчей в соответствии с расписанием и правилами игры.
  5. Подсчет очков и определение победителей в каждой группе.
  6. Проведение полуфиналов и финальных матчей для определения общего победителя турнира.
  7. Церемония награждения и вручение призов участникам.
  8. Проведение церемонии закрытия турнира.
  9. Общение с родителями и детьми организаторов турнира для сбора отзывов и зафиксирования всех пожеланий для улучшения организации следующего турнира.

 

Шахматный турнир может использовать различные системы розыгрыша, такие как швейцарская, круговая или олимпийская.

Швейцарская система – это система, которая позволяет участникам соревноваться с теми, кто близок к их рейтингу. Эта система состоит из нескольких раундов, в каждом из которых образуются пары участников. Участники, имеющие одинаковые очки, играют между собой. Победителям даются более сильные соперники, а проигравшим – более слабые. В случае равенства очков при швейцарской системе назначается личная дополнительная игра участников, набравших равное количество очков (микротурнир). Швейцарская система обычно используется для турниров с большим числом участников.

Круговая система – это система, в которой каждый участник играет с каждым другим участником. Эта система обычно используется для турниров с меньшим числом участников и более высокими рейтингами.

Олимпийская система – это командный шахматный турнир, который был впервые проведен на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. В этой системе команды играют друг против друга в определенном порядке, с целью набрать максимальное количество очков. Каждый матч состоит из 4 игр, включая 3 быстрых шахматных партий и одну партию на блиц.

Все эти системы имеют свои преимущества и недостатки, и выбор системы зависит от количества участников, уровня игроков и доступности оборудования.

Примерная программа Турнира:

1

10.00 – 10.50

Регистрация участников

2

10.50 – 11.00

Построение участников, жеребьевка

3

11.00 – 11.10

Открытие Турнира, инструктаж участников

4.

11.10 – 12.10

Проведение 1, 2, 3 тура

5.

12.10 – 12.30

Подведение итогов Турнира

6.

12.30 – 13.00

Награждение победителей, закрытие Турнира

 

 

3. Порядок подведения итогов

Турнир может проводиться с раздельным зачетом среди мальчиков и девочек.

Победитель в партии определяется:

  • если один из игроков поставил мат королю соперника;
  • если соперник объявил сдачу партии или не желание продолжать играть;
  • если у соперника просрочено время;
  • если соперник получил 2 предупреждения.

За победу в партии победителю присуждается -1 очко, за ничью-0,5 очка, за поражение-0.

Места распределяются по наибольшей сумме набранных очков одним участником. Соревнования определяются личным зачетом одного участника.

В случае выявления организатором при пересмотре индивидуальных результатов технических ошибок в протоколе жюри, допущенных при подсчёте баллов, в итоговые результаты турнира должны быть внесены соответствующие изменения.

Организатор оформляет наградные документы (грамоты и сертификаты об участии) и организует процедуру награждения.

Процедура награждения участников шахматного турнира для детей в возрасте 5-7 лет имеет свои особенности, которые связаны с учетом возрастных особенностей детей и обеспечивают их мотивацию на будущее.

Во-первых, награждение участников должно проводиться в обязательном порядке, даже если ребенок не занял первые места. Это не только позволит поддержать мотивацию ребенка, но и преподнесет ему положительные эмоции от участия в турнире.

Во-вторых, награждение должно проходить в торжественной обстановке, создавая для детей праздничное настроение. Для этого можно использовать наградные медали, грамоты, призы. Обязательно нужно указать имя ребенка и место, которое он занял в турнире.

В-третьих, при награждении детей в таком возрасте следует учитывать, что они еще не полностью осознают значение конкуренции и победы. Поэтому, важно давать правильную оценку участия каждого ребенка и поощрять его усилия, даже в случае, если он не выиграл.

В-четвертых, очень важно проводить награждение в присутствии родителей и близких людей ребенка. Это позволит не только поддержать ребенка, но и показать ему, что его участие в турнире признается окружающими.

Итоговые результаты организатор публикует на своем официальном ресурсе в сети Интернет.

 

 

Ш. Рефлексия

 

Как и в любом деле, важно провести анализ своих успехов и неудач и понять, что можно улучшить в будущем. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание детей 5-7 лет после проведения турнира:

  1. Подготовка. Очень важно научить детей планировать свои действия, не оставляя все на последний момент. Для участия в турнире нужно было заранее навести порядок с экипировкой, привести в порядок игровые навыки и настроиться на победу.
  2. Концентрация. Во время турнира нужно было быть в полной концентрации и не отвлекаться на внешние факторы. Это очень важный навык, который помогает сосредоточиться на задаче и добиваться лучших результатов.
  3. Общение. Шахматы - это не только игра, но и возможность общаться с другими людьми. Во время турнира дети учились общаться со сверстниками и прекрасно проводили время за игрой.
  4. Учение на ошибках. В процессе игры дети совершали ошибки и проигрывали. Но важно понимать, что поражение - это отличный урок, его нужно воспринимать не как неудачу, а как возможность узнать свои ошибки и улучшить свою игру.
  5. Поддержка. Во время турнира дети учились болеть за своих товарищей и помогать в трудные моменты. Возможно, не все дети выигрывали, но все они получили поддержку и понимание со стороны своих товарищей.
  6. В итоге, участие в шахматном турнире помогло детям научиться планировать свои действия, концентрироваться на задаче, общаться со сверстниками и учиться на своих ошибках. Эти навыки будут полезны им не только в игре в шахматы, но и во всех сферах жизни.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

1.Абрамов С., Барский В. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий/ Абрамов С.- М.: ООО "Дайв", 2009 – 104 с.

  1. Костров В.В. "Шахматный решебник"/В.В. Костров - СПб.: Издательский дом "Литература", 2017 -84 с.
  2. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей/ В. В. Костров, Д.А.Давлетов. - СПб.: Литера, 2015 – 215 с.
  3. Сухин И.Г. Шахматы для детей: . М.: АСТ, 2022. 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!