Регистрация

Харкевич Ирина Константиновна

t.sokolowf2018@yandex.ua


День рождения
25.02.1958
Родной город
город Нижний Новгород
Пол
Женский


Контактная информация

Страна
Россия
Город
город Нижний Новгород
Моб. телефон
+79506236497

Социальные контакты


Образование

Работа


Дополнительное образование, достижения, награды


Личная информация

Публикации пользователя

СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

  • 21 января 2020
  • 62
  • 0

СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ Для повышения интереса детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) нужно использовать в работе самые разнообразные приемы. Можно привести следующую последовательность музыкального занятия: начинается занятие со свободного входа детей. Затем дети друг друга приветствуют по трезвучию, пропевая: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте»). Дети располагаются возле инструмента. Проводится распевка. Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Необходимо как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует внимание детей. Как форму углубленной работы над певческими данными детей можно проводить занятия по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.). В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую — лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе можно дать материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей: «Сорока-воровка» русская народная припевка, «Андрей-воробей » фольклорная прибаутка (из сборника «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной). Для выявления хорошо поющих детей можно использовать прием пения «цепочкой» знакомой песни, что экономит время, не требуя дополнительного обследования вне занятия. Хорошо использовать для развития слуха и диапазона голоса ребенка пение терцовых интервалов. Варианты пения терцовых интервалов самые разнообразные. Можно петь отдельно только малые терции, либо только большие, а можно чередовать их в различных последовательностях . В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию («послушайте и скажите…»). Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключении раздела слушания — подпевание песни детьми. В период разучивания песни можно использовать следующие методические приемы: проигрывать трудные мелодические обороты, пропевать их без музыкального сопровождения, предлагать прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогать детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни можно не использовать аккомпанемент, играть только мелодию или предлагать ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередовать игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением. Полезно не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, а петь речитативом, скандировать. По этой же причине не поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время. Для того, чтобы закрепить слова песни, предлагать повторять их по одному, цепочкой, отдельными предложениями и фразами. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей. Работая над чистотой интонации, использовать такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики — девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй — про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает», «коровка на лугу пасется»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии, лучше себя слышат. Для активизации интереса к песни и закрепления мелодии предлагать детям спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные здания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего («помоги другу»). Нечисто поющим детям необходимо уделять особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Качество пения зависит от наличия музыкального слуха. Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. До сих пор изучение взаимодействия звуковой интонации человеческого голоса с музыкальным слухом (мелодическим, гармоническим, звуковысотным) является предметом исследования многих ученых и музыкантов, но до конца природа этой связи пока не изучена. Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, необходимо добиваться точного воспроизведения мелодии; начинать петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук «мм…» закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а»{мм-а-а}. Дети должны ощутить как звук вибрирует («губам щекотно»). Звукообразование предполагает прежде всего качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучания использовать песни в медленном и умеренном темпе и добиваться протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных — дикция. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р, з, с, т, н…), нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках — широко раскрывается рот). В обучении детей правильному звукопроизношению, необходимо опираться на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем). Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука). Поэтому беглая в речи «о" звучит в пении как «а» («карова», «актября»), звук «я» микшируется и произносится как «е» (в октябре — в октебре). На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят «е», заменяя ее на «и» (питушок, дикабре, рибят), а букву «я» заменяют на «и» (в октибре, маслина головушка). Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому необходимо следить, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая). И стараться добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего («Бе-жи-тру-чье-мво-да»). Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Например: «Курочка чернопестра — уточка с носка плоска», «Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком», «Наш Полкан попал в капкан», «Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: Хорошо, что побит» . Одна из сложных задач в пении — это уметь петь без сопровождения (а капелла). Часто приходиться разучивать с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие — они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо. Во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Для формирования навыка пения без инструмента детям можно предлагать маленькие песенки-попевки, русские народные песни. Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально («сценическая площадка»). При таком пении дети будут лучше слышать себя. Дети любят еще один довольно сложный прием «дробления»: повторы отдельных слов, мотивов, пение с остановками в середине фразы, слова по руке либо по специальному заданию («телефонная связь»). Можно использовать прием «тактирования», в котором в непринужденной форме идет работа над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы («часики-ходики»). При работе над ансамблевым пением необходимо применять по необходимости дирижерские жесты: сильный взмах — громкое звучание, слабый — тихое; показывать рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначать задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании песни можно дирижировать одной рукой, другой играть. Когда исполняют песню с музыкальным сопровождением, можно попросить продирижировать воспитателю. При помощи таких приемов добивается слаженное пение, сохраняется общий темп, динамические оттенки. Работая над песней, нужно возвращаться к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки . Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

  • 21 января 2020
  • 83
  • 0

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Страницы: