Гибкий, послушный, звучный голос нужен
каждому человеку.
Ю. Василенко
Задумывались ли вы, почему люди «речевых» профессий: дикторы телевидения, актёры театра и кино, лекторы говорят так легко, чётко и громко? У вас же в самый неподходящий момент то предательски хрипит голос, то начинается першение в горле, то сбивается дыхание.
Ответ прост! Тренировка, тренировка и ещё раз тренировка. Тренировка закрепляет умение пользоваться дыханием, снимает мышечные зажимы. Не раз слышала от самых квалифицированных и знаменитых дикторов, что перед эфиром они делают небольшую речевую гимнастику. Тренинг № 1 «Умение говорить – залог успеха» можно прочитать здесь.
Тренинг «Учимся говорить» предусматривает укрепление речевого аппарата и развитие выразительности голоса. Написание пособий, посвящённых методике и практике постановки речевого голоса, представляет большую трудность: вокальная педагогика пользуется нотными знаками при записи тренировочных упражнений, а речевой голос? Голос каждого человека индивидуален – нет абсолютно одинаковых голосов. Это означает, что полезные для всех виды тренировочных упражнений, дадут разный результат, звучание будет у каждого своё, неповторимое. Ясно одно, что улучшится тембр, расширится диапазон, разовьётся выносливость голоса.
Тренинг по развитию речевого аппарата можно провести целиком на уроке риторики, классном часе, посвященном культуре речи. Такие упражнения используют при изучении иностранного языка, посмотрите, например, международные курсы словацкого языка. Несколько упражнений можно применить на уроках литературного чтения, где громкость и чёткость при чтении текстов особенно важна.
1. Открыть рот и поглаживать шею сверху вниз то правой, то левой рукой.
2. Открыть рот и сделать повороты головы влево - вправо.
3. Произнести звуки: К-Г, К-Г, К-Г, которые укрепляют мышцы гортани и глотки.
4. Произнести звуки: П-Б, П-Б, П-Б, они укрепляют мышцы губ.
5. Произнести: Т-Д, Т-Д, Т-Д, укрепляющие мышцы языка.
6. Массаж верхней губы: протяжно тянуть звук В-В-В, одновременно поглаживая верхнюю губу от центра к углам.
7. Массаж нижней губы: тянуть звук З-З-З, одновременно поглаживая нижнюю губу от центра к углам
Цель упражнений – подготовка работа над развитием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в голосообразовании, профилактика голосовых расстройств.
Азами голосовой тренировки является правильная лёгкая имитация «мычания» (М-М-М) или «нычания» (Н-Н-Н). Если звук образуется правильно, то ребёнок почувствует вибрацию, щекотание на губах, дрожание крыльев носа. В качестве дополнительной стимуляции можно проводить вибрационный и точечный массаж.
1. Произнести протяжно М-М-М, одновременно легко постукивая кончиками пальцев по ноздрям.
2. Произнести протяжно М-М-М, одновременно проделывая небольшой точечный самомассаж около ноздрей.
3. Произнести протяжно: М-М-М, Н-Н-Н, одновременно кончиками пальцев легко постукивая по всему лицу.
4. Произнести: ММММУМ, ММММОМ, ММММАМ, одновременно – наклон вперёд.
5. Произнести: ННННУН, ННННОН, ННННАН, одновременно – поворот головы то вправо и влево, то вверх и вниз.
6. Фиксированный выдох, прерываемый звуком ФФФФФ, с поворотом головы в одну сторону.
7. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрыв пальцами нос.
8. Вдох через маленькое отверстие между губами (как будто пьёте через соломинку).
9. Крепко сжать губы и дышать носом .
10. Произнести несколько раз: ЖВ-ЖВ-ЖВ, ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ, закрыв пальцами левую ноздрю.
11. Произнести несколько раз: МВ-МВ-МВ, МЗ-МЗ-МЗ, закрыв пальцами правую ноздрю.
12. Произнести несколько раз: ДЗУХ, БРУХ, ФРУХ громко и шёпотом.
13. Поднять и опустить плечи, произнося: АРРН, АРРН, АРРН.
Встаньте в 10 шагах от стены, воображая, что стена – это огромный холст (до 20 шагов в ширину), на котором вы собираетесь нарисовать морской пейзаж. Ваше дыхание «фффф» – это Ваша краска. Каждый новый образ рождает новый импульс дыхания. В этой картине есть образы, требующие большого дыхания – изображение горизонта и корабля. Образы, со средним дыханием – парус, солнце, облака. И, наконец, с коротким дыханием – чайки, лучи солнца.
Что мы рисуем?
Через весь «холст» горизонтальной линией ярко-синие волны.
Примитивный большой корабль красного цвета.
Мачта и два больших белых паруса на корабле.
Круглое жёлтое солнце.
Лучи, исходящие от него.
Белые пушистые облака.
Летающие вокруг корабля маленькие чайки.
Последние инструкции перед началом: соедините вдохновение с необходимостью «нарисовать» картину и помните, что каждое изменение мысли влечёт за собой изменение дыхания. Если изменение мысли и дыхания происходит одновременно, то голос неизбежно звучит на новой высоте.
Каждая группа тренировочных упражнений проверяется словом, фразой. Например, коротенькие фразы – пословицы, поговорки или фрагменты из стихов, в которых преобладают взрывные согласные Б-П, Д-Т.
У боярина – бобра
Нет богатства, нет добра,
Два бобрёнка у бобра –
Лучше всякого добра! (Т. Белозёров)
В чистом поле, в белом поле
Было всё белым – бело… (Б. Заходер)
Очень важно заканчивать занятия чтением вслух литературных текстов, подобранных специально, где содержание требует смены высоты, темпа, силы голоса и лёгкости звучания.
Что тебе милей всего?
– Что тебе милей всего, сосна?
– Высота – вот страсть моя и гордость!
– Что тебе милей всего, скала?
–Твёрдость!
– Море, что тебе всего милей?
– Широта земли, моя безбрежность!
– Что тебе, весна, всего милей?
– Нежность!
– Что тебе, зима, милей всего?
– Белизна на белоснежном поле!
– Птица, что тебе милей всего?
– Воля!
(К. Кулиева)
Это что там…
– Это что там до самых небес?
– Лес, да поле…да поле, да лес…
– Это что там: иль зыбь, или дрожь?
– Это поле…волнуется рожь.
– Это что там за синь – огоньки?
– То во ржи по краям – васильки.
– Это кто там, разряженный в шёлк?
– Это из лесу тополь пришёл…
– Что за птицы летят, не таи.
– То не птицы, то думы мои…
(С. Молева)
Очень нравятся ученикам стихотворения по ролям хором с плавными, несложными поворотами головы, движениями рук, наклонами туловища.
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
– Ау! Ау! Ау!
Спит медведица, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей.
– Ау! Ау! Ау!
Плачет она и трясёт головой:
– Детушки-дети, идите домой.
– Ау! Ау! Ау!
Звонкое эхо кричит в синеву:
– Эй ты, откликнись, кого я зову!
– Ау! Ау! Ау!
(С. Есенин)
Как при любой тренировке, все « помехи» и затруднения уходят со временем, и появляется ощущение лёгкости, податливости голоса. Но нужно помнить, что проблема голоса останется нерешённой, если не будет уделено внимание его систематической тренировке.
Фото автора
Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель высшей категории МОУ Гимназия № 2 г. Екатеринбург.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!