На протяжении многих лет педагогические коллективы дошкольных учреждений работают над проблемой оздоровления детей раннего возраста. Поставлена задача – создать наиболее благоприятные условия для прохождения адаптационного периода, обеспечить комфортное пребывание в детском саду, сформировать привычку к здоровому образу жизни. Особого внимания требуют ослабленные и часто болеющие дети (ЧБД).
Задача по физическому воспитанию – помочь родителям осознать значимость физической культуры как важного фактора укрепления здоровья малыша; познакомить с возрастными показателями физической подготовленности ребёнка; обучить самым элементарным навыкам игры и физическим упражнениям.
Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. Два из них проводятся в помещении, одно – на прогулке. Формы занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа и т.д. Структура физкультурного занятия предполагает учёт специфики коррекционной работы.
Важной частью режима двигательной активности является утренняя гимнастика, длительность которой в группах раннего возраста 20 минут. В структуру утренней гимнастики входят: разминка; оздоровительный бег; расслабление; комплекс общеразвивающих упражнений.
Оздоровительный бег способствует развитию волевых качеств ребёнка, выносливости. Длительность бега в медленном темпе в начале года составляет 15 – 20 сек., а к концу года постепенно увеличивается до 1 минуты.
Снять утомление детей, повысить умственную работоспособность на занятиях помогает физкультминутка. Воспитатели проводят физкультминутки в форме подвижной игры или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения; с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов.
Организованная таким образом работа позволяет повысить сопротивляемость организма ребёнка простудным заболеваниям и обеспечить оптимальное физическое развитие, оценка которого осуществляется специалистами по следующим критериям:
Из этих составляющих определяется уровень двигательных способностей ребёнка:
Диагностика этих параметров проводится два раза в год (декабрь – январь и апрель – май). Результаты фиксируются в протоколах и заносятся в паспорт здоровья и физического развития.
Разработан и внедрён режим организованной двигательной активности детей раннего возраста.
Режимные моменты. |
Продолжительность. |
Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность. Утренняя гимнастика. Массаж стоп. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. Занятия (физкультурные, музыкальные, лечебная гимнастика). Физкультминутки во время занятий. Прогулка с большой физической активностью. «Ласковая минутка» (приёмы релаксации). Корригирующая гимнастика после сна. Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры. Физкультурные досуги. День здоровья. |
30 - 40 минут. 20 минут. 2 раза в день. 2 раза в день. 6 раз в неделю. 3 – 5 минут. 30 – 40 минут. 5 – 6 минут. 15 минут. 20 минут. 1 раз в неделю. 1 раз в месяц. |
Такой подход к организации физкультурно – оздоровительной работы способствует укреплению физического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости.
Задача воспитателя: сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её. С этой целью в групповой комнате, создаётся особенная обстановка – организуется полоса препятствий, мягкие крупные гимнастические модули, «уголок активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки). Эта обстановка заставляет детей всё время по-разному приспосабливаться к ней, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.
Цели занятия:
Программное содержание:
Оборудование:
Перед занятием разогреть пихтовое масло в аромалампе.
1 часть занятия.
Как в лесок пройти ребяткам, как тропинку отыскать.
Ой, смотрите, вот дорожка… Нам по ней легко шагать.
Ходьба по дорожке (25-30 см).
Дети подходят к лесу из искусственных елок.
Ходьба по извилистой дорожке (вокруг елок) – 10 с.
Ах, как вкусно пахнет лесом, елочкой смолистою.
Мы сейчас вдохнем поглубже запахи душистые.
Предлагать детям выполнять свободные движения руками во время ходьбы и бега.
Бег – 10 с.
Мы по лесу побежали, между елочкой мелькали.
Из-за елок выбегаем и друг друга догоняем.
Ходьба с дыханием – 10 с.
Очень быстро мы бежали и немножечко устали.
Мы немного отдохнем.
Мы сейчас в себя вдохнем.
Громко-громко выдохнем.
Вдох через нос – выдох через рот – 3 р.
Аромалампа убирается в герметичную коробку.
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
Под елкой лежит корзинка с разноцветными мягкими палочками.
Посмотрите-ка, под елкой я корзиночку нашла.
Что в корзиночке лежит, я детишкам раздала.
1. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках палочка. Поднимание рук вверх. 4-5 раз.
А сейчас поднимем руки, будем выше елочки.
Опускаем руки вниз и в малышек превратись.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, палочка в руках впереди. Наклоны вперед. 4-5 раз.
А теперь наклонись и друг другу улыбнись,
Снова ниже наклонись и друг другу улыбнись.
3. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках палочка. Приседания. 4-5 раз.
Спрячем палочку под елку, встали – нет ее в руках.
Приседаем, поднимаем, снова с палочкой играем.
4. И.п.: лежа на спине, руки с палочкой за головой. Поднимание рук и ног вверх. 4-5 раз.
Отдохнуть на спинку ляжем, руки поднимаются,
С ножками встречаются, а потом опять на место дружно возвращаются.
5. Поскоки на двух ногах с продвижением вперед. Палочка в руках. Ходьба по извилистой дорожке. 20-30 с.
Попрыгайте как зайчики, девочки и мальчики.
А теперь остановитесь и у елочек пройдитесь.
Попрыгайте как белочки, мальчики и девочки,
А потом ко мне идите, все в корзиночку кладите.
Основные виды движений.
(Выставляются арки, соединенные в тоннель.)
1. Ползание через тоннель. Дети выполняют задание друг за другом 2-3 раза. Выползая из тоннеля берут орешек, выпрямляются и кладут его в корзинку Лисе. (Следить, чтобы во время ползания малыши смотрели вперед, не торопились).
Ой, смотрите, вот дыра, здесь Лисичкина нора.
В гости к ней скорей ползите, собрать орешки помогите.
2. Бросание мяча на дальность правой и левой рукой. Задание выполняют все дети одновременно по 3 раза каждой рукой. Особое внимание обратить на детей, у которых слабый бросок. Перед каждым броском проверить, в какую руку взяли мяч.
Снежные комочки в ряд лежат,
С нашими ребятками поиграть хотят.
Вы их подбирайте, далеко бросайте.
Подвижная игра «Лиса и зайцы»(действие в соответствии с текстом, прыжки, бег по сигналу) – 2 раза.
По лесной лужайке разбежались зайки. (бег)
Вот какие зайки, зайки - попрыгайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок, (сидят, копают лапками)
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.
Вот бежит лисичка – рыжая сестричка, (сидят, спрятались за ладошки)
Ищет где же зайки, зайки попрыгайки. Где зайки? – Вот мы! (убегают)
3 часть.
Спокойная игра «Не разбуди лисичку».Ходьба на носочках. Дети гурьбой идут в лес, сажают лису под елку, идут обратно на носочках.
Лисичке спать уже пора, до свиданья, детвора.
Тихо, тихо, спать пора, до свиданья, детвора.
Цели:
Оборудование:
(Продолжительность 5 мин.)
В предварительно проветренном помещении разогревается эфирное масло в аромалампе. Включена спокойная мелодия. Дети входят в физкультурный зал (специально отведенное помещение).
Воспитатель подзывает детей к себе. В его руках планка с привязанными на тонких ниточках осенними листочками.
1. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Смотрите, какие красивые листочки прилетели к нам в зал, они хотят с нами поиграть. Давайте подуем на них, как ветерок. (Показывает глубокий вдох через нос, выдох через рот, губы сложены трубочкой.)
Воспитатель поднимает листочки выше.
2. Упражнение в потягивании.
Воспитатель: Вот как сильно мы подули, наши листочки улетели высоко-высоко. Давайте потянемся и достанем их руками. (Дети дотягиваются до листочков.)
Воспитатель: Никак не достать нам листочки, высоко они улетели. А на ковер прилетели другие листочки. И с ними мы поиграем.
3. Дыхательная гимнастика, наклоны, приседания, легкий бег.
Листочки лежат на ковре. Воспитатель предлагает подойти к листочкам, поднять и поиграть ими.
Мы – осенние листочки, (наклоняются, берут листочки)
Надели яркие платочки, (поднимают, вытягивают руки вверх)
На ветке дерева сидели,
Ветер дунул – полетели. (дуют на листочки)
Полетели, полетели, (разбежались по залу- легкий бег)
А потом устали, сели. (вернулись на ковер, присели на корточки, положили листочки)
Воспитатель контролирует, чтобы малыши вдыхали через нос, выдыхали через рот. Листочки собирают в корзинку.
«Поезд»
I. Ходьба друг за другом, держась за пояс, ходьба с остановкой на сигнал.
«Загудел паровоз»
И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.
«Чиним колёса»
И.п.- на ширине плеч, руки вниз, наклоны, постучать по коленям: «тук-тук» 4-6 раз.
«Чиним рельсы»
И.п. - остановка на сигнал, присесть, постучать по полу «бам-бам» 4-6 раз.
«Загудел паровоз»
И.п. - поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.
III. Ходьба стайкой. Бег 30 с.
«Гуси»
I. Ходьба стайкой. Остановка на сигнал бубна.
Повороты головы: «га-га-га». Бег.
II. ОРУ.
«Гуси машут крыльями»
И.п. - остановка на сигнал бубна, взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.
«Гуси рассердились»
И.п. - ноги на ширине ступни («широкой дорожкой»), руки внизу, наклоны вперед с отведением рук назад, вытянуть шею: «ш-ш-ш» 4-6 раз.
«Гуси щиплют травку»
И.п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Приседания, имитация движений 4-6 раз.
«Гуси машут крыльями»
И.п. - взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.
III. Ходьба за взрослым. Бег 30 с.
«На лавочке»
I. Ходьба друг за другом по скамейке (ширина 20 см).
Бег друг за другом вдоль скамеек.
II. ОРУ.
«Приветствие»
И. п. - сидя на скамье лицом друг к другу (2 шеренги), поднять руки вверх помахать, опустить через стороны вниз 4-6 раз. «Здравствуй»
«Посмотри на сапожок»
И. п. - сидя, поднять прямую ногу вперёд, опустить, затем другую.
«Хорошо сидим»
И. п. - стоя у скамейки, присесть, постучать ладонями по скамье, встать 4-6 раз.
«Прощание»
И. п. - сидя на скамье лицом друг к другу, встать, помахать «до свидания» 4-6 раз.
III. Ходьба друг за другом вдоль скамеек. Бег за воспитателем 30 с.
«С кубиками»
I. Ходьба врассыпную, взять кубик в каждую руку.
Ходьба друг за другом, ритмично ударять кубиком о кубик. Бег.
II. ОРУ в кругу.
«Строим высокий дом»
И.п. - остановка на сигнал - поднять руки в стороны - вверх, подняться на носки, вернуться в и.п. 4-6р.
«Стучат молотки»
И. п.- сидя руки на коленях повороты вправо-влево, постучать кубиками по полу по 3-5 раз.
«Забиваем гвозди»
И.п. - стоя, руки вниз, присесть, постучать кубиками об пол 4-6 раз.
«Крыша»
И.п. - лёжа на животе, руки вперёд. Развести руки в стороны, не сгибать, смотреть вперёд; вернуться в и.п. 4-6 раз.
III. Ходьба по ориентирам. Бег 40 с.
«В лесу»
I. Ходьба «цепочкой» взявшись за руку, друг за другом с переходом на бег «Идём в лес».
II. ОРУ.
«В лесу растут маленькие и большие деревья»
И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, присесть 4-6 раз.
«Колем дрова»
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, соединены в замок. Поднятьрукивверх,быстро наклониться вперёд, опустить руки между коленями, быстро выпрямиться 6-8р.
«Мишки зимой спят»
И.п. - лёжа на боку, руки вдоль туловища подтянуть согнутые ноги, обхватить колени, распрямиться 4-6 р.
«Зайчики прыгают»
И.п. - прыжки на 2-х ногах, руки свободно, остановка на сигнал.
III. Ходьба друг за другом. Бег 40 с.
Материалы представила воспитатель Хохрякова Ольга Владимировна, Кемеровская область, г. Междуреченск
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!
Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.
Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.
Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!
Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!