Регистрация

Проект «Лекарственные растения»

  • 4 мая 2016

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Почему меня заинтересовали лекарственные травы? Зимой у меня часто болит горло. И мой папа как врач со всей серьезностью подходит к моему лечению. Дает мне принимать очень горькие таблетки, и мне не очень это нравится. Конечно, я понимаю, что папа заботится обо мне. Но, если честно, бабушкино лечение мне нравится больше. А лечит она меня вкусным лекарством. Меня это очень сильно удивило и обрадовало, так как мне стало легче, горло перестало болеть, а само лекарство к тому же было очень вкусным.

Я научилась готовить «солнечное варенье», настойки, кофе. А все это может сделать любой ребенок, живущий в сельской местности и даже в городе. Ведь, можно выезжать с родителями на природу по выходным и собирать лекарственные растения, которых так много вокруг нас.

Цель моей работы: найти немедикаментозные способы лечения и профилактики простуды, доказать, что можно лечиться не только таблетками.

В ходе выполнения проекта я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить строение растения, узнать о полезных свойствах растения.

2. Научиться готовить варенье из цветков одуванчиков, настойки.

3. Поделиться полученными знаниями.

Актуальность моего проекта: использование в лечении больше лекарственных растений, потому что, как мне кажется, травы в некоторых случаях полезнее и приятнее.

Во время выполнения работы я использовала компьютер, электронный микроскоп, фотоаппарат, книги, Интернет.

Основная часть проекта

1. Изучение лекарственных трав.

Мы стали изучать растение под микроскопом, начиная от корня и заканчивая пыльцой. Фиксировали наши наблюдения на камеру. Затем тетя как хороший провизор предложила сделать гербарий и рассказала о тех веществах, которые содержатся в одуванчике. 

От тети я так же узнала несколько рецептов салатов из листьев одуванчиков. Оказывается, не только цветочки этого растения полезны, но и листья и даже корни. А из корней одуванчиков можно сделать суррогат кофе, который научила делать моя прабабушка. Он полезен для тех, у кого повышенное давление. А теперь обо всем подробнее…

Все начиналось с прогулки по весеннему лесу с моей любимой бабушкой. Воздух начинает прогреваться и наполняться ароматами цветущих растений. Причем эти ароматы меняются в зависимости от периода цветения растений. Каждое пахнет своим неповторимым ароматом. Особенно приятно в весеннем лесу, все просыпается после зимней спячки. Растет, цветет, старается как можно больше взять тепла от солнца.

А одуванчики, как маленькие солнышки на весеннем лугу. Увидев одуванчиковое поле, мне бабушка говорит: «А давай мы с тобой приготовим «солнечное варенье». Оно очень полезное и вкусное. «Вот зимой мама с папой пичкают тебя и братика всякими таблетками – витаминами, чтобы вы не болели, думая, что очень полезно. А все полезное по-настоящему без химии, здесь рядом, только протяни руку и поработай этими руками. А этим вареньем ты сможешь лечить даже маму с папой от простуды и гриппа. Да и витаминов в этом варенье будет гораздо больше, чем в этих таблетках».

Тогда мне стало очень интересно, что за такое волшебное варенье и название необычное. Ну, например, абрикосовое или малиновое, а тут «солнечное». Бабушка как будто поняла, о чем я думаю, сказала: «Солнечное», потому что варит его солнце». Тут от любопытства я, как говорит моя бабушка, превратилась в вопросительный знак...

2. Описание одуванчика лекарственного

Я решила провести свои наблюдения и попробовать изучить этот цветок. В нашей местности одуванчик цветет один из первых. Если погода теплая, то цветы одуванчика появляются в апреле и цветет до ноября месяца.

Одуванчик – растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-жёлтых цветков. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Одуванчик плодоносит семенами с белым хохолком. Растёт на лугах, полянах, около дорог, на выгонах и у жилья, часто как сорняк в полях, садах, огородах и парках.

Способ заготовки сырья: с лечебной целью используют корни, листья, сок. Листья заготавливают в июне, корни - ранней весной или поздней осенью.

Химический состав: млечный сок растения содержит гликозиды, каучуковые вещества, а соцветия и листья одуванчика – тараксацин, витамины. В корнях обнаружено значительное количество инулина (осенью его накапливается до 40%, весной – около 2%).

Применение: одуванчик обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и лёгким снотворным свойствами. Млечный сок используют для выведения мозолей и как косметическое средство для выведения угрей, веснушек, пигментных пятен.

Порошок из высушенных корней одуванчика используют для усиления выведения из организма вредных веществ. Листья можно использовать в салате. Только перед применением нужно продержать 30 минут в соленой воде, для того чтобы снять горечь. Такие салаты хороши ранней весной, когда организм особо нуждается в витаминах.

3. Мои исследования одуванчика лекарственного

Изучая одуванчик лекарственный под микроскопом, мне удалось разглядеть пыльцу, тычинку цветка, клетки корня, листьев, стебля.
Я заметила, что строение стебля волокнистое, а строение листка напоминает чешую рыбы. Сразу возник вопрос в голове, с чем связано такое строение. Ведь оно растению для чего-то необходимо.

С этим вопросом я подошла к учителю биологии Алиевой Патимат Ахмедовне. Она мне пояснила, что такое строение обусловлено необходимостью питания растения. По капиллярам питательные вещества и вода проходят от корней к стеблю, листьям, цветку. И как видно на схеме вода сначала находится вокруг капилляров, затем просачивается внутрь и дальше поднимается, как я выше описала. Такое свойство в физике называется капиллярностью.

А это мне объяснила учитель физики Магомедова Зумурат Муртазалиевна. Еще она мне рассказала об очень интересном явлении, как отражение света. Оказывается, луч света при отражении, разлагается на радужные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Сильнее всего поглощаются красный, синий, фиолетовый цвета. Они необходимы для процесса фотосинтеза. Это процесс, в ходе которого под действием света растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. 

Листочки растений поглощают все цвета, кроме зеленого Он отражается, поэтому листья мы видим зелеными. Цветок одуванчика желтый, потому что лепестки цветка поглощают все цвета кроме желтого, а желтый отражается. Такой ярко-желтый цвет необходим для привлечения насекомых.

Плоды одуванчика представляют собой семянки с зазубринами, длинным носиком и хохолком из простых волосков (парашютом). Такое строение необходимо для распространения семян ветром. Об этом упоминается даже в Коране Сура «Аль Хиджр», 15:22 «Мы послали ветры оплодотворяющие, и так низвели воду с небес и напоили вас ею…»

4. Моя практическая работа.

Я решила испытать лечебные свойства одуванчика лекарственного. Для начала решила лечить от простуды одуванчиковым вареньем и провести профилактику авитаминоза.

В моем эксперименте согласились участвовать мои родители, брат и моя подруга Асият. Вот какие результаты у меня получились. При больном горле и первых признаках простуды варенье из цветков одуванчика со слов моих пациентов помогло. Заметно улучшается общее самочувствие, если во рту держать варенье несколько раз в день, при больном горле. Боль заметно уменьшается и на начальной стадии болезни можно выздороветь без таблеток.

Вот рецепт варенья из цветков одуванчика: хорошее настроение, цветки одуванчика, сахар и чистая стеклянная банка.

Собираешь цветки в ясную, солнечную погоду до полудня, но и не раньше десяти утра. Так как роса должна высохнуть на цветке.

Варенье лучше делать прямо на полянке, чтобы сохранить пыльцу, так как в ней очень много полезного. Укладываешь ровным слоем на дно банки цветки, затем пересыпаешь сахаром, затем снова слой цветков и так продолжаешь, пока банка не заполнится. Банку, прикрыв крышкой, оставляешь на окне под солнцем 40 дней, затем убираешь в темное место. Мои салаты из листьев одуванчиков большего всего понравились моему брату. Мама их ела, потому что считала их очень полезными и легкими для желудка.

Заключение

После проделанной работы я решила провести опрос среди одноклассников на тему: «Что я знаю о лекарственных растениях», поделиться с ними своими знаниями и узнать что-то новое для себя. 

Я опросила 18 учеников четвертого класса. В результате получилось, что они знают всего лишь пять лекарственных трав: тысячелистник, тмин, крапива, ромашка, мята. Для чего применяются эти травы, знают только двое учеников. Не знают ни одно лекарственное растение 9 учеников. Мне кажется, надо исправлять ситуацию.

Теперь я точно знаю, что вокруг много простых, таких знакомых всем растений, но при этом очень полезных для человека. И порой мы их не замечаем и не знаем об их пользе. 

Моя бабушка говорит, что много болезней можно вылечить с их помощью, только для этого надо очень много знать и изучать эти растения. Тогда ты сможешь делиться своими знаниями с другими и помогать своим близким.

Литература:

1. Большая энциклопедия народной медицины. М.2011г. [стр.426]

2. Борзова З.В. Растения природных зон Дагестана. Р.на Д.2009г. [стр.59]

3. Ковалевская Т.А. Домашняя аптечка. К.1991г. [стр.105]

4. Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 класс. М1992г. [стр.31]

5. Тахтаджян А.Л. Жизнь растений 5-й том. М.1980г. [стр.231]

6. Толмачёв А.И. Атлас определитель. М.1983г. [стр.275]

7. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М.1980г. [стр.99]

8. Харун Яхья. Чудо Корана. М.2007г. [стр.141]

Информаторы:

1. Магомедова З.М., учитель физики.

2. Максудова А.Д., бабушка.

3. Максудова Д.Д., тётя, провизор.

4. Мухумаев М.М., папа, врач.

5. Мухумаева Ф.М.

6. Пирбудагова У.М., прабабушка.

7. Султанова П.А., учитель биологии.

Автор: Мухумаева Фатима Мухудадаевна, ученица 4 класса ГКОУ «Самилахская СОШ Хунзахского района», Республика Дагестан. Руководитель Кадиева Ш.Р., педагог ГКОУ «Самилахская СОШ Хунзахского района»

3 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 3)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Гаар Татьяна Васильевна 10.05.2016 в 10:46

Фатима, спасибо тебе за интересную работу! Действительно, мы очень мало знаем о свойствах простых растений, которые растут рядом с нами. Мне не хватило визуального сопровождения твоего проекта: фотографий, презентации и т. д. Они помогли бы твоему проекту стать более глубоким и понятным для окружающих. Удачи!

Сергиенко Ольга Николаевна 05.06.2016 в 14:46

Фатима! У тебя пытливый ум исследователя. Тебя удивляют привычные вещи и это здорово! в проекте много интересного, есть недоработки, высказанные экспертом Татьяной Васильевной! Удачи в дальнейших изысканиях)

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!