Регистрация

Как научить детей оценочным высказываниям?

  • 6 октября 2009

Оценка является обязательным компонентом любой деятельности, ее регулятором, показателем результативности. На уровне речевой ситуации, т.е. реальной действительности, оценка выражается в слове. Этим и особенностями речевого развития детей шести-семи лет объясняется необходимость обогащения словаря дошкольника и младшего  школьника оценочной лексикой.

Следует отметить, что дети шести-семи лет употребляют в речи оценочную лексику (отличный, грязь, счастливый, позор,крутой фильм, упрямый шнурок, красочный рассказ). Дети этого возраста употребляют оценочную лексику всех грамматических классов: существительные (чулочки, огурчишко, цыплище), прилагательные (чистенькая, грязный, хороший), глаголы (ругаться, люблю), наречия (хорошо, тихонечко, больновато).  

Дети шести-семи лет употребляют в речи:

  • ассоциативно-оценочную лексику (разбросано, баловник);
  • рассудочно-оценочную лексику (гадость, красивый);
  • эмоционально-оценочную лексику (куклюха, большущий).

Мы видим, что старшие дошкольники и младшие школьники употребляют в речи оценочную лексику всех грамматических классов и всех групп оценочных слов, это позволяет сделать вывод о том, что ребенку данного возраста свойственно оценивать предметы и явления действительности, выражать свое отношение к ним. 

Однако следует отметить, что дети с трудом осваивают способы связи структурно-смысловых частей рассуждения оценочного высказывания. Поэтому педагогу, организуя работу по обучению оценочному высказыванию, необходимо особое внимание обратить на формальные средства связи смысловых частей данного вида аргументативного текста: составные союзы, вводные слова.

1. Вводные слова в оценочном высказывании

В оценочном высказывании можно выделить средства, которые способствуют логическому представлению аргументов оценки, экспрессивной ее подаче, созданию необходимой тональности высказывания, то есть обеспечивают доступность информации и комфортность ее восприятия. К этим средствам можно отнести вводные слова и сочетания разных семантических групп.

  1. Вводные слова и сочетания: во-первых, во-вторых, таким образом, например, следовательно и др. –  передают порядок изложения аргументов оценки, их логику, способствуют четкому объяснению данной оценки.
  2. Вводные слова: действительно, конечно, безусловно, разумеется и др. – в сочетании с наречиями правильно, верно выражают модальность убежденного согласия при выражении положительной оценки.

Названные логические структуры мы  считаем необходимым включением в перечень речевых стереотипов, рекомендуемых для усвоения детьми в процессе их обучения созданию оценочного высказывания.

2. Рекомендации, советы в оценочном высказывании

В завершающей фазе высказывания, содержащего оценку какого-то лица, его действий или речевого произведения, наличествуют рекомендации, советы, побуждающие адресата к какому-либо действию, поэтому в их составе присутствуют побудительные конструкции. Чаще всего в основе таких конструкций находятся глаголы в форме повелительного наклонения 2 лица (Чтобы аппликация получилась аккуратной, в следующий раз бери меньше клея для смазывания деталей), с помощью которых автор организует познавательную, предметную деятельность адресата.

Семантикой побуждения также обладают предложения, в которых присутствуют модальные слова со значением возможности, необходимости, долженствования в сочетании с инфинитивом (Чтобы получился рассказ, Наташе необходимо придумать его конец; Чтобы правильно выделить звук, нужно тянуть его в целом слове).

Косвенное побуждение может выражаться формами сослагательного наклонения (Саша мог бы смешать желтую и красную краски, чтобы нарисовать оранжевые листочки; Алёна могла бы подобрать свои примеры, тогда ее было бы интересно слушать). Отметим, что все побудительные конструкции позволяют реализовать одну из функций оценки – функцию управления.

3. Средства выражения личного отношения в оценочном высказывании

В оценочном высказывании, несмотря на то, что оценивание осуществляется в соответствии с определенным эталоном, говорящий выражает свое отношение к объекту оценки. Средством выражения категории субъективности в ОВ являются предложения с местоименными формами 1 лица единственного числа, которые могут быть представлены в  нескольких разновидностях:

а) Безличные предложения с косвенным дополнением, выраженным личным местоимением 1 л. ед.ч. в форме Д.п.:

Мне кажется, что Илья прав, когда называет опавшие листья пестрым ковром;

Мне кажется, что Марина неверно выделила второй звук в слове «береза»;  

б) Двусоставные предложения с местоимением – подлежащим Я и согласуемым с ним глаголом-сказуемым в форме изъявительного или условного наклонения или составным именным сказуемым с нулевой связкой:

Я думаю, что рассказ у Оли получился, потому что…;

Я хотела бы возразить Никите…;

Я не согласен с Федей, что осень – скучное время года.  

Перечисленные выше средства используются автором ОВ для выражения собственной точки зрения на объект оценки, на этом основании мы включили их в перечень речевых стереотипов, предназначенных для обогащения словаря ребенка в процессе обучения созданию ОВ. Они доступны ребенку в силу своей типизированности.

4. Обогащение словаря детей

Следующий этап работы – обогащение словаря детей лексическими единицами, служащими для выражения разных видов оценки: нравственной, эстетической, оценки способа и результата познавательной деятельности. Анализ программ ДОУ и хрестоматий по литературному чтению позволил выявить круг лексики с оценочным значением, которая может быть предложена для обогащения словаря старших дошкольников и младших школьников. Лексические средства выражения оценки были разграничены нами с учетом объектов оценки и параметров оценки.

Объектом эстетической оценки являются человек и природа, а параметрами оценки – внешние признаки человека и зрительно воспринимаемые признаки объектов природы:

аккуратный

блеклый

выразительный (взгляд)

грязнуля

замарашка

красивый

красочный

невзрачный

неряха

неряшливый

неуклюжий

опрятный

растрепанный

стройный

чистюля

Нравственная оценка для детей данного возраста связана с человеком. Процесс социализации ребенка определяет тот факт, что для детей шести-семи лет становится значимым человек с его личностными качествами, человеческие отношения и человек через призму этих отношений. Даже при восприятии художественной литературы, где в роли героев выступают животные, ребенок обращает внимание на отношения, характерные для мира людей. Нами выделены следующие лексические единицы, позволяющие выразить нравственную оценку  черт характера, качеств человека:

беззащитный

бескорыстный

бессердечный   

бесстрашный

доброжелательный

дружелюбный

изворотливый

искренний

ленивый

лентяй

любознательный

мудрый

мягкий

невежа

невежда

незлобивый

неунывающий

неуравновешенный

нерешительный

отзывчивый

плутовка

покладистый

решительный

справедливый

трудолюбивый

трусливый

уравновешенный

уступчивый

хитрый

Особую группу языковых единиц, употребляемых для оценки человека, составляют лексемы, определяющие эмоциональное состояние, настроение:

восторг

восторженный

восхищение

гневный

довольный

досада

жалость

зависть

негодование

превосходный

радость

расстроенный

сожаление

сострадание

тоска

унылый

 

Особый статус данной группе слов придает и то, что они могут быть средством репрезентации эмоционального состояния субъекта оценки.

Автор: В.А. Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 6 октября 2009
  • 3892
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Кемстач Eлeнa Адамовна 01.12.2023 в 17:22

Спасибо за содержательную и интересную статью. Она будет полезна не только педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками. Действительно, современные дети зачастую не владеют оценочной лексикой. Обогащать ее и развивать навыки оценочного высказывания детей нужно в любом возрасте.
Ваши советы и рекомендации пригодятся любому педагогу вне зависимости от преподаваемого предмета и возраста учащихся.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!