Регистрация

Логопедическое занятие в 4-ом классе в свете ФГОС (второго поколения)

  • 15 января 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Наше время предъявляет высокие требования к системе образования, в соответствии с которыми наиболее востребованным становится и логопедическое сопровождение обучающихся. В веке компьютерных технологий дети скоро перестанут писать мелом на доске и даже шариковой ручкой, уже всё заменяет мобильный телефон, планшет, компьютер. Где можно всё печатать, не думая о правилах орфографии, зная, что само всё исправится. Смириться с такой ситуацией нельзя!

Процесс коррекционно-развивающей работы начинается с его организации, а организация с самоорганизации. В моей работе логопедическое занятие является одной из форм организации коррекционно-развивающего обучения. Подготовка к занятию включает продумывание плана и составление плана- конспекта занятия. При планировании занятия стараюсь учитывать его структуру, которая является алгоритмом организации занятия: актуализация раннее усвоенных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий, их применение. Осуществляю постоянный контроль над выполненными заданиями.

Качество и эффективность занятия во многом зависят не только от умения учителя-логопеда планировать, но и от умения анализировать собственную работу. После каждого занятия я стараюсь разобрать собственные действия и те результаты, к которым они привели или могли привести. Стараюсь анализировать занятия сразу после его проведения. Только так можно внести нужные коррективы и составить окончательный вариант, который будет использоваться в дальнейшей работе, а также продумываю план следующего занятия с учётом результатов предыдущего.

Могу предложить некоторые рекомендации:

  1. План-конспект может быть развёрнутым (подробным), а может быть выполнен схематично.
  2. С помощью алгоритма подготовки каждого плана-конспекта, создаётся конспективный блок документов, что освободит впоследствии рабочее и личное время для профессионального творчества и поиска.

Хочу поделиться опытом проведения логопедического занятия в 4-ом классе.

Тема: Сравнение текста и его искажённых вариантов. Работа с рассказом.

Цели: Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства; расширять словарный запас, развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; совершенствовать психологическую базу речи, развивать мелкую и общую моторику, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, массажные шарики.

На своих занятиях стараюсь формировать у детей положительные эмоции. Рефлексия позволяет наглядно оценить ситуацию и сделать соответствующие выводы.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). ФГОС указывает на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ОВЗ и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование на занятиях различных видов физминуток, релаксаций, логоритмических элементов дают потрясающие результаты.

Давайте вместе растить, воспитывать, образовывать и любить наших детей. Помните, только вместе мы сможем добиться положительных результатов. Желаю удачи!

Приложение 1

Приложение 2

Источники:

1. Серия «Чтение и литература» издаётся с 2000 г автор-составитель О.В. Джежелей.

2. М. А. Шилякин. Справочник по русской грамматике 1999 г.

3. С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтении» 2010 г.

4. «Занимательная грамматика» М.: Омега 2008 г.

5. К.Д. Ушинский. Руководство по преподаванию по «Родному слову» Собр.сочин. 1949 г.

6. Н.А. Плёнкин. Система работа связной речи учащихся М-Просвещение 2012 г.

7. Е.И. Никитина. Русская речь М.: «Просвещение» 2010 г.

8. Т.А. Ладыженская. Система работы связной речи учащихся. М.: Педагогика 2009 г.

9. О.А. Ишимова. Логопедическая работа в школе. М.: «Просвещение» 2012 г.

Автор: Почекаева Ирина Александровна, учитель-логопед, МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области. Стаж работы 18 лет. Очень люблю свою работу. Стараюсь шагать в ногу со временем.

3.4 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 34)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (18)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 15.01.2015 в 16:26

Здравствуйте,Ирина Александровна!Начну с вопросов:
- Это занятие для детей с ЗПР?
- Какую рефлексию Вы подразумеваете в начале занятия?-
- Какая главная мысль в скороговорке про Греку?
- Как была выражена рефлексия в конце занятия и как здесь "сработала" Лесенка Успеха?
- и самое главное - как Вы реализовали на данном занятии индивидуальный подход,который акцентируете в своей статье?

Ирина Почекаева 15.01.2015 в 20:51

Это группа детей имеющих лгнр, если вам это о чём то говорит. Структура логопедического занятия немного иная. Это не урок в начальной школе. Спасибо.

Любовь Владимировна 16.01.2015 в 04:26

Ирина Александровна,ведь я про структуру занятия ничего не спрашивала!О ЛГНР представление имею,ведь я работаю в школе.Всё же хотелось получить конкретные ответы на вопросы!

Любовь Владимировна 15.01.2015 в 16:39

Здравствуйте,Ирина Александровна!
Начну с вопросов:
- что подразумевает рефлексия в начале занятия?
- какова главная мысль скороговорки про Греку?
- как была реализована рефлексия в конце занятия,как дети работали с Лесенкой Успеха?
- каким образом Вы реализовали индивидуальный подход,на который делаете акцент в статье?
- на каком этапе шло составление высказывания по опорным словам?

Ирина Почекаева 15.01.2015 в 20:40

В начале дети показыаают своё настроегие, с чем пришли и в конце занятия, с чем уходят. А лесенка успеха - это дети оценивали себя. Что касается индивидуальног подхода, то это происходит на каждом этапе урока. Хотелось юы посмотреть ваши работы. Спасибо.

Любовь Владимировна 16.01.2015 в 04:39

То есть в рефлексии главным Вы считаете настроение,а какие-либо умения не предполагаются.Я знаю,для чего предназначена Лесенка Успеха,хотелось бы узнать,как именно дети себя оценивали - какие были критерии.Об инд.подходе - то есть Вы оказывали детям инд.помощь,да?Это понятно. Я хотела узнать - были ли предложены какие-либо инд.задания,ведь Вы сами пишите,что дети разные.О моих работах - одна из них размещена на сайте,ещё одна разработка урока скоро будет.Так что с удовольствием отвечу на ваши вопросы и замечания!И всё же надеюсь,что Вы ответите на мои вопросы.

Олеся Викторовна 18.01.2015 в 10:31

Уважаемая Ирина Александровна. Спасибо за работу. Но! Рефлексии в начале занятия как таковой, по определению быть не может. Имеет место целеполагание. А вот рефлексия - это обращение субъекта на продукт деятельности, ее анализ. Какую же деятельность вы анализируете во время орг. момента? Опять же, соглашусь с Любовью Владимировной-в чем заключался индивидуальный подход, если нет ни одного дифференцированного задания? Вы пишите о том, что :"Использование на занятиях различных видов физминуток, релаксаций, логоритмических элементов дают потрясающие результаты."Тогда хотелось бы увидеть этот результат, некий мониторинг деятельности. И еще, Ирина Александровна. Не стоит так остро реагировать на замечания. Мы комментируем друг друга не за тем, что бы унизить или оскорбить, а для того , что бы направить и помочь. От хвалебных " песен" толку мало.Поверьте, учителя начальных классов не понаслышке знают и о ЛГНР, и о ФФНР, и о ОНР и тд. и тп. . Мы с такими детьми тоже работаем А вот , что касается работ Любови Владимировны, то посмотрите их на сайте. Там каждому есть чему поучиться. Спасибо за рабоу и удачи в конкурсе!

Любовь Николаевна 18.01.2015 в 19:25

Уважаемая Ирина Александровна! Спасибо Вам за предоставленный материал! В целом, урок Вы построили интересно! Не буду повторяться с вышеизложенным, но предполагаю, что дети на уроке были активны и подготовленная Вами, презентация помогала им в освоение материала. Жаль, что не увидела текста пальчиковой игры, упражнений физминутки для глаз. Каким образом проходила рефлексия в конце занятия? Участие в конкурсе предполагает не только получение призовых мест, но и распространение своего опыта, наработок среди коллег. Успехов Вам и самосовершенствования!

Ирина Почекаева 20.01.2015 в 23:24

Пальчиковые игры провожу как физминутку. Зайчик, колечко, дерево, кустик показываю с детьми, а потом их путаю. Я говорю нужные действия, а дети должны их показать на пальцах, но в это время я показываю им совсем другое на своих пальцах. Это тренирует внимание и мышление. А физминутка для глаз у меня на ватмане нарисовано несколько линий в разных направлениях и разной траекторией, дети проводят глазами. ИКТ нужно использовать, но дозировано, для презентации занятия я считаю - это много. Спасибо.

Екатерина 20.01.2015 в 23:31

Супер!!! Замечательная статья! Ирина Александровна, Вы молодец! ИМХО

Галина Викторовна 25.01.2015 в 13:18

Уважаемая Ирина Александровна! Интерересный урок. Спасибо. Вам 5.

Ирина Почекаева 25.01.2015 в 14:59

Спасибо вам за оценку. Хорошо когда есть отзывчивые педагоги. Понимаю, что идеального ничего не бывает, но я стараюсь строить уроки интересно и поучительно. Стараюсь работать на результат, сами понимаете иногда очень трудно достигнуть планируемого. Урок как не планируй, всё равно, что-то пойдёт не так. Тем более - это логопедическое занятие и дети особенные. Сейчас всем педагогам работать сложно, выстоят только те, кто действительно любит свою работу. Спасибо...

Ануфриева Ирина Викторовна 07.02.2015 в 00:39

Уважаемая Ирина Александровна! Полностью согласна с комментариями Шавриной Л.Н., Григорян О.В., Савельевой Л.В. Объективные веские замечания, я была бы рада таким замечаниям, дабы они указывают на ошибки, которые, по разным причинам, сам педагог может не увидеть... А "отзывчивые педагоги", как вы выражаетесь, они тешат самолюбие, на таких отзывах вы не повысите своего мастерства. Хотя, каждый имеет право на своё мнение! Не плывите на волне эмоций... Если Вы исправите все ошибки, на которые Вам указали, вы уведите результат своего труда. А это называется - совершенствование, профессиональный рост. УДАЧИ!

Ирина Почекаева 11.02.2015 в 16:02

Спасибо Ирина Викторовна, может вы и правы. Буду стараться и прислушиваться. Ведь все мы не совершенны, один бог знает всё на 5. За комментарий спасибо.

Татьяна Васильевна 12.02.2015 в 11:11

Уважаемая Ирина Александровна, ваш конспект занятия как то составлен наброском, не расписаны некоторые важные моменты занятия, вообще не видна поэтапная работа детей.Это же Всероссийский конкурс, все стараются как-то приблагообразить конспект,представить его в выигрышном свете.У вас этого я не нашла.Впечатлений нет от вашего урока.

Ирина Почекаева 12.02.2015 в 18:49

Спасибо и за такой комментарий , всё учту в следующей работе. Рада, что моя работы вызывает интерес. Объясните значения слова "приблагообразить". Желаю удачи педагог...

Татьяна Васильевна 28.02.2015 в 19:02

БЛАГООБРАЗИТЬ – придавать благообразный вид (или вы не используете в своей речи слова XVIII в.) А если вас смущает дальнейшая ассоциация, то я использовала слово с позиции метонимии. Взаимной удачи, педагог…

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 11:17

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!