Регистрация

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

  • 19 мая 2023

Важнейшая задача школьного образования – развитие в детях творческого начала, которое должно присутствовать в любом виде деятельности и проявляться в виде качественной характеристики продукта этой деятельности. Богатейшие возможности в этом процессе имеют уроки русского языка, литературного чтения. Сю­жеты, образы литературных произведений служат эмоциональным стимулом для фантазии ребенка, способствуют раскрытию эмоцио­нальной сферы ребенка, его творческому самовыражению. 

Творчество ребенка предполагает наличие у него знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся но­визной, оригинальностью и самобытностью. В работах Л. В. Вы­готского выделяется два направления, симбиоз которых обеспечи­вает развитие детского творчества. Это – культивирование творче­ского воображения и особой культуры воплощения образов, созда­ваемых в процессе творчества. 

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Вместо того, чтобы использовать слово «учиться», мы предлагаем ученикам играть в язык. Долой зубрёжку, учебники и PDF файлики в компьютере. На https://ciao.by вы узнаете, что в английский можно играть на платформе. Преподаватели школы используют метод погружения и общаются со слушателями на английском языке. Нельзя выучить английский, разговаривая на русском. Полное погружение это то, что нужно каждому ученику

Рассматривая литературное творчество с этих позиций, мы уделяем значительное внимание увеличению объема и обогащению словарного запаса школьников и, в целом, развитию речи детей. Для развития литературного творчества особое внимание уделяется не только увеличению объема словар­ного запаса, но и формированию умений:

  • активно пользоваться имеющимися словами,

  • использовать способы образования новых слов,

  • понимать и использовать в речи многозначность слов,

  • соблюдать грамматический строй языка,

  • правильно произносить слова, расставлять акценты в предложениях, подчеркивая определенный его смысл. 

Начиная с первого класса, мы создаем особый словарь, куда записываются слова, с помощью которых можно выразить настрое­ние. Работу начинаем с анализа ребенком собственного настроения и умения выразить его различными эстетическими средствами: му­зыкальными, графическими, цветовыми, вербальными. 

С первых дней обучения – это слова, отражающие настроение ученика, от проделанной на уроке работы, от общения с однокласс­никами и т. д. Первым средством выразить это настроение являют­ся «рожицы» с характерными штрихами настроения. Затем исполь­зуются краски, отражающие различные оттенки настроения, позже подключаются музыкальные средства, и только затем начинается ра­бота по подбору и анализу слов, отражающих различные оттенки настроения. 

Работу над словом проводим на разных уроках. Например, на уроках русского языка составляем наборы слов, характеризующие различные объекты. Например: щенок – лохматый, добрый, непо­седливый, черный, ушастый, быстрый, лающий; снег – пушистый, белый липкий, сыпучий, тающий, почерневший, рассыпчатый, мокрый.

На уроках литературного чтения предлагаем детям «вклю­чить» воображение и составить словосочетания, применив призна­ки одного объекта к другому (пушистый щенок). В результате та­кой работы дети учатся получать новые образы, примерять их к си­туациям, знакомятся с выразительными средствами и приемами ху­дожественного изображения. Постепенно переходим к анализу литературных произведений и лирических стихов, помогая детям освоить богатый духовный мир человека. 

При развитии творческих способностей детей большее значе­ние имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление дос­тичь конкретного результата. Для удовлетворения этой детской по­требности полезно использовать задания, предполагающие художе­ственное экспериментирование:

  • перенос традиционных сказочных персонажей в совре­менную обстановку;

  • объединение в одном сюжете героев разных сказок,

  • прерывание чтения сказки (рассказа) на самом интерес­ном месте и «домысливание» сюжета сказки. («Какие события про­изойдут в сказке дальше?» или «Какой будет дальнейшая судьба героя сказки?»);

  • сравнение своего варианта сюжета с авторским вариан­том с точки зрения развития сюжета, выразительных средств опи­сания сюжета и др. 

Любимым видом детского творчества является драматизация – разыгрывание сценок из прочитанных произведений. Успех этого вида творческой деятельности во многом зависит от выбора произ­ведения созвучного детскому возрасту, а также степени подготов­ленности детей к фантазированию и самостоятельному воплоще­нию своих фантазий. Но если это удается реализовать, то нет пре­дела детской фантазии и творчеству. Это и подготовка декораций к произведению, где обязательно участвуют все дети и проводится конкурс эскизов декорации, и конкурс костюмов для героев, и под­бор музыкального сопровождения разыгрываемой сцены, и отбор лучших исполнителей.

В младшем школьном возрасте для детей характерна тяга к ритмически организованному складу речи, риф­мам. В связи с этим большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры буриме, например, дополнить четверо­стишье по предложенным двум строчкам.

Вариант Бориса Заходера.

В чистом поле, в белом поле
Было все белым –  бело
Потому, что это поле
Белым снегом замело.  

    Детский вариант.

    В чистом поле, в белом поле
    Было все белым – бело
    Белым снегом в этом поле
    Мышью норку замело.                  

      Или еще один детский вариант, с присущей детскому стихо­сложению динамичностью действия.  

      В чистом поле, белом поле 
      Было все белым – бело 
      Снегом зайчику на горке
      Его лапки замело.  

        Очень популярен в среде первоклассников и такой вид твор­ческой игры, как подборка пропущенных рифм во фрагменте стихотворения из предложенных слов или без них.  

        Широка и глубока
        Под мостом текла ...
        Под корягой, под мостом
        Жил в реке усатый ...        

          Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Естественно, стихи бывают раз­ные и по тематике и по соответствию нормам стихосложения, но главное, пробудить в детях стремление к поиску средств выразить себя, свои мысли, свое отношение к миру, природе и обществу, научить любить прекрасный мир художественных образов. 

          Автор: Степина Надежда Николаевна, учитель, высшая категория, МБОУ СОШ № 163, г. Екатеринбург. 

          5 из 5 звезд
          (голосов: 8, сумма баллов: 40)
          • 19 мая 2023
          • 5985
          • 1

          Получайте бонусные рубли за вашу активность!

          Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

          Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

          Похожие публикации

          Комментарии (1)

          , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


          Кемстач Eлeнa Адамовна 18.11.2023 в 10:47

          Надежда Николаевна, спасибо Вам большое за статью. Очень интересны идеи создания словаря настроений, художественное экспериментирование. Обязательно воспользуюсь Вашими интересными идеями.
          Спасибо. Творческих Вам успехов.

          Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

          Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

          Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

          Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

          Онлайн тестирование для детей и педагогов

          Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

          Как стать экспертом наших конкурсов

          Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

          Мы в социальных сетях

          Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!