Регистрация

Выделение морфем в слове. Урок русского языка во 2 классе

  • 8 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.

Урок русского языка по теме «Выделение морфем в слове» построен в соответствии с принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова и выстроен в логике реализации ФГОС НОО.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, составляющие основу ФГОС нового поколения, предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу курса русского языка Н.В. Нечаевой заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

Урок русского языка во 2 классе

Первостепенная задача учителя – создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.

Поэтому в ходе урока мы с детьми осваиваем одно из главных УУД – знаково-символические. В своей практике очень часто использую составление кластера по теме. Это необычная форма работы представляет собой объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Неотъемлемой частью урока стало формирование познавательных универсальных учебных действий – задания на развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения. На каждом этапе урока выстроена логическая цепочка – задание сменяет другое в определенной последовательности. Тем самым дети видят взаимосвязь изучаемых понятий.

Но, конечно, урок не получился бы таким красочным, если бы не использование ИКТ в процессе обучения. Активно использую на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Интерактивная доска в современном образовании помогает детей не только заинтересовать, но и выступить как мотив познания нового. Задания, направленные на классификацию объектов, становятся увлекательными и легко выполнимыми. Нетбук для каждого ученика помогает сделать процесс обучения индивидуализированным. Учитель может проконтролировать каждого ребенка.

Таким образом, урок становится живым, интересным, красочным. Используя эти приемы и средства работы, мы формируем у детей навыки самостоятельности, навыки работы в паре, умение общаться, учитывать чужую точку зрения, умение проконтролировать свои действия и действия одноклассников.

Современный учитель – это не только указка, мел и  доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества. 

Данный урок является систематическим продолжением изучения морфемики, выделения значимых частей слова, знакомства учащихся с их ролью в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Основной способ овладения умений выделения морфем – практическая деятельность учащихся в разных речевых ситуациях, системно-деятельностный подход в обучении.

Тема урока: Выделение морфем в слове.

Цель урока: развитие умения выделять значимые части слова, сравнивать формы слова и однокоренные слова, строить словообразовательные гнёзда.

Задачи урока:

1. Формирование умения находить родственные (однокоренные) слова, соотносить месторасположение морфем в слове; находить изученные орфограммы; пользоваться словообразовательным словарём; делить слова на основании разных классификаций; «строить» новые слова, используя заданные морфемы.

2. Развитие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), эмоциональной и волевой сферы, памяти, произвольного внимания, умения строить кластер.

3. Воспитание бережного отношения к русскому языку, положительного отношения к дисциплине, к народной мудрости, толерантного отношения к окружающим, умения выслушать другого человека.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Урок русского языка.

Автор: Акиндина Анна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия, г. Абакан.

4.3 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 30)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (14)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 08.02.2013 в 12:26

Уважаемая Анна Сергеевна! Мне понравилась ваша творческая мастерская,особенно презентация.Думаю, что школьникам легче усвоить материал при помощи такой отличной наглядности.

Ирина Николаевна 08.02.2013 в 13:53

Уважаемая Анна Сергеевна! Знаю, как много нужно сделать учителю начальных классов при подготовке к каждому уроку, сколько передумать, чтобы найти то единственное, что ему пригодится. Ваш материал урока показывает подобную кропотливую работу, в результате которой, я уверена, вы добились хорошего результата! Желаю Вам успехов!

Анна Акиндина 11.02.2013 в 19:42

Огромное спасибо за положительный отзыв. Действительно, всегда урок "проживаешь", прежде чем провести, тысячу раз проанализируешь возможные ситуации. А конспект - это набросок. Сами результаты, конечно, можно посмотреть, только побывав на уроке.

Олеся Викторовна 20.02.2013 в 15:30

Уважаемая Анна Сергеевна. Отличная работа. И хотя работаю по 2100, взяла себе в копилку. По какой программе не работай, корни и суффиксы никто не отменял. Удачи! От меня 5 . Жду на своей страничке.

Анна Акиндина 21.02.2013 в 16:58

Олеся Викторовна, спасибо большое за поддержку. Тема действительно актуальная. Ваша форма работы показалась мне действительно выдержанной в соответствии с возрастом. Творческих Вам успехов!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 23.02.2013 в 06:41

Уважаемая Анна Сергеевна! Замечательный урок! +5

Анна Акиндина 23.02.2013 в 19:15

Светлана Евгеньевна, спасибо за оценку. Надеюсь мои находки пригодятся в вашей работе.

Олеся Викторовна 13.03.2013 в 22:27

Уважаемая Анна Сергеевна!Поздравляю с выходом в финал!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 14.03.2013 в 05:25

Уважаемая Анна Сергеевна!Поздравляю с выходом в финал!

Анна Акиндина 14.03.2013 в 17:13

Спасибо, коллеги! Неожиданно, но так приятно!

Ирина Владимировна 14.03.2013 в 20:33

Уважаемая Анна Сергеевна!Поздравляю с выходом в финал!Удачи!

Ирина Николаевна 15.03.2013 в 23:36

Уважаемая Анна Сергеевна! Так держать! Поздравляю и желаю успехов!

Анна Акиндина 16.03.2013 в 14:25

Ирина Владимировна, Ирина Николаевна, спасибо за поддержку и тёплые слова!

Олеся Викторовна 18.03.2013 в 14:15

Уважаемая Анна Сергеевна! Поздравляю! Творческих успехов и побед!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!