Регистрация

«Спасение»: 2 урок по рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»

  • 6 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

«Начальная школа. XXI век». Литературное чтение, 3 класс.

2-й урок (Мастерская самопознания).

См.: первый урок по рассказу  Д.Н. Мамин-Сибиряка «Постойко».

Учебные задачи:

    • продолжить работу с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»;
    • отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;
    • воспитывать чувство милосердия, товарищества, эмоционально-ценностное отношение к животному миру;
    • создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (дружелюбие, терпимость, взаимопомощь).

      Учебные умения:

        • определять эмоциональный настрой произведения;
        • выделять главную мысль произведения;
        • самостоятельно работать с текстом;
        • читать правильно вслух и про себя;
        • создавать и представлять творческий продукт.

          Оборудование:

          Учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, краски, кисточки, альбомные листы.

          Урок по теме «Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»

          Ход мастерской:

          I. Индуктор

          Чтение 3 части рассказа «Постойко» Д.Н. Мамина-Сибирика (подготовленный ученик). Учащиеся внимательно слушают и готовятся ответить на вопросы.  

          Слайд №3

          Вопросы:

          • Какое настроение у героя произведения?
          • то вы чувствовали, когда слушали  этот отрывок?

          Свои варианты записывают на листочках бумаги.

          – Выберите схему, которая соответствует вашему настроению.

          Ребята читают ответы. Учитель комментирует услышанное:

          – Итак, вы назвали множество чувств, которые вызвал этот отрывок. Чувства разные, противоположные, поэтому отрывок можно разделить на несколько частей. Разделите его  и озаглавьте каждую часть.

          Дети предлагают свои варианты ответов.

          Слайд №4

          Название частей: «Ожидание», «Спасение».

          II. Работа с материалом.

          Деконструкция

          – Все ведут себя в одной и той же ситуации по-разному. Давайте понаблюдаем по тексту, как ведут себя  собаки в приюте. Найдите в тексте слова, которые помогают понять поведение собак.

          Учащиеся разделены на три группы.

          Слайд №5

          Задания:

          1 группа – «Поведение водолаза»
          2 группа – «Поведение комнатных собачек»
          3 группа – «Поведение дворняжек». 

          – Как вы думаете, что чувствовали собаки, которые попадали в приют? О чём думала каждая?

          Учащиеся высказывают своё мнение.

          III. Разрыв.

          – Ожидание… как много в этом слове спрятано. Были ли у вас такие ситуации, когда вам приходилось ожидать чего – либо? Расскажите. Что вы чувствовали?

          Ребята рассказывают  истории из своей жизни.

          – Вернёмся к рассказу: для Постойко начался самый трудный день –  пятый  день в приюте.

          Слайд №6

          Вопросы и задания:

          • Что чувствовал он, когда услышал знакомые шаги? Найдите в тексте.    
          • Вспомните случай, когда вы испытывали то же чувство.
          • Что чувствовала собака, когда оказалась на свободе? Найдите в тексте.
          • спомните случай, когда вы испытывали то же чувство.

          IV. Реконструкция

          Предлагается задание для работы в группах.

          Слайд №7

          Задания:

          1 группа – дайте ответ на вопрос:  что может чувствовать человек, оказавшийся в такой ситуации? Как её пережить?  (Проза)

          2 группа – изобразите состояние человека в такой момент в цвете, в линии, в форме, в рисунке. (Рисунок)

          3 группа – опишите  данное состояние в стихах.

          Ребята совещаются и из полученных материалов создают общий продукт (ответ на вопрос в прозе, с помощью живописи, в стихах).

          V.  Представление продукта. Социализация.

          Ребята читают и показывают, что у них получилось в итоге.

          VI. Промежуточная рефлексия.

          Учащиеся делятся впечатлениями, отвечая на вопросы.

          Слайд №8

          Вопросы:

          • Трудно ли было погрузить себя в это состояние.
          • Над чем я задумался? И почему?

          VII. Разрыв.

          Слайд №9

          Учитель выразительно читает текст слайда, предоставляя детям возможность осмыслить содержание.

          – Ни одно животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

          Трудно представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных совершили собаки. Человек благодарен им. Во многих странах установлены памятники этим верным друзьям людей.

          Показ слайдов №10-15  (Памятники собакам).

          VIII. Домашнее задание

          – Пользуясь Интернетом, найдите сведения о памятниках собакам.

          Слайд №16

          Название  памятников: Собака Тургенева, памятник «Муму”. Памятник  спасителю Барри. Памятник псу Джоку. Памятник преданности. Памятник собаке-космонавту. Памятник Павлову и его собаке.

          IX. Рефлексия

          – Наша работа подходит к концу. Выскажите ваши мнения, ответив на следующие вопросы.

          Слайд №17

          Вопросы и схемы: Что нового вы узнали сегодня?

          • Какой этап мастерской вам понравился больше всего?
          • Довольны ли вы своей работой?
          • Что  я открыл в себе?
          • Чем меня удивили окружающие?
          • Какое у вас сейчас настроение? Выберите схему, которая соответствует вашему настроению в конце  урока.   

          Слайд  №18

          – Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и не так. Завёл человек собаку, а она требует заботы, внимания. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он это животное на улицу, предал друга. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека.

          Помните об этом! Мы всегда в ответе за тех, кого приручили!  Спасибо вам ребята за работу на уроке.

          Автор: Бордакова Ольга Олеговна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №3 Лесозаводского городского округа» города Лесозаводска Приморского края. Педагогический стаж 17 лет.

          Ольга Олеговнапобедитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках  ПНПО (2009 г.), финалист конкурса «Учитель года Приморского края 2010». Ее хобби: любит путешествовать, разводить цветы, вязать крючком и спицами. Фото автора Бордакова 

          Презентация ко 2 уроку по рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»

          3.4 из 5 звезд
          (голосов: 14, сумма баллов: 48)
          • 6 января 2011
          • 13336
          • 11

          Получайте бонусные рубли за вашу активность!

          Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

          Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

          Похожие публикации

          Комментарии (11)

          , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


          Савельева Любовь Владимировна 07.01.2011 в 06:29

          Интересная трактовка структуры уроков, хотя некоторые задания для "мастерской самопознания" простоваты. Неважное качество картинок на слайдах. Предложенные конспекты заслуживают внимания своей неординарностью И БУДУТ ПОЛЕЗНЫ МНОГИМ УЧИТЕЛЯМ. Спасибо!

          Дмитрий Леонидович 16.01.2011 в 08:27

          Людмила Владимировна! Я то же согласен с Вами, что конспекты Ольги Олеговны заслуживают внимания. Они интересны, а самое главное побуждают детей на творчество! Большое спасибо, Ольга Олеговна за вашу работу.

          марина 20.01.2011 в 09:41

          Ольга Олеговна! Благодарю Вас за ваши уроки! Просто здорово! Огромное спасибо!

          саша 20.01.2011 в 10:04

          Ольга Олеговна! Спасибо! Уроки все очень интересны и продуктивны! Я просто очень рада, что их посмотрела! Очень интересно было бы пообщаться с Вашими детьми! Думаю, что они чуткие и отзывчивые ребята! Рада за Вас! Удачи Вам!

          саша 20.01.2011 в 10:07

          Не могу оченить работу! За все уроки оценка 5!

          Гера 21.01.2011 в 11:23

          Познакомилась со всеми Вашими работами! Очень грамотно построины мастерские и урок- проект. Все Ваши уроки непренуждённо вовлекают в деятельность, видно что Вы и Ваши ребята не просто знакомятся с произведениями, а проживают судьбы героев! Просто замечательно. Мне очень понравилось, что все уроки связаны с жизненным опытом учеников, с реальной жизнью! Желаю Вам успехов!

          Ольга 21.01.2011 в 11:29

          Я то же сограсна очень хорошие уроки. Спасибо! Удачи вам!

          Ольга Бордакова 22.01.2011 в 10:57

          Большое спасибо ! Очень рада, что Вам понравилось!

          Ольга 22.01.2011 в 10:39

          Ольга Олеговна! К сожалению на вашей страничке не работает "оценка" уроков, я не смогла поставить 5! Баллы не учитываются!

          Ольга Бордакова 22.01.2011 в 10:56

          К моему сожалению- это не в моих силах исправить!

          Оля 28.01.2011 в 07:36

          Ольга Олеговна мне понравились все ваши уроки! Большое вам спасибо! Оценка 5!

          Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

          Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

          Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

          Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

          Онлайн тестирование для детей и педагогов

          Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

          Как стать экспертом наших конкурсов

          Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

          Мы в социальных сетях

          Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!