Регистрация

Урок в 4 классе «Былинный сказ «Добрыня и Змей»

  • 16 ноября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Задачи урока:

  1. Развивать мышление, речь учащихся, внимание.
  2. Сформулировать понятие о былине – жанре  устного народного творчества.
  3. Расширять кругозор учащихся.
  4. Формировать устойчивый интерес к чтению.
  5. Обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • книжная выставка (былины);
  • иллюстрации к былинам.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Проверка домашнего задания. Работа со сказкой К.Драгунской «Лекарство от послушности».

2. Беседа по вопросам с использованием выборочного чтения.

  • Кто является представителем волшебства в этой сказке?
  • Какое условие является необходимым для появления гномика? (Он должен быть очень нужен кому-нибудь).
  • Кому же он должен был необходим? Зачитайте.
  • В чем же заключалась послушность и примерность детей в сказке? Зачитайте.
  • Расскажите о превращении гномика по порядку.
  • Как стали вести себя дети после встречи с гномиком? Зачитайте.

3. Выставка рисунков «Я – художник».

4. Чему же учит эта сказка? (Добрым делам и поступкам). Приведите пословицы, в которых есть слова «добро», «доброта».

  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Доброе слово – половина счастья.
  • Не ищи красоты – ищи доброты.
  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.
  • Делать людям хорошее – Хорошеть самому.

II. Целевая установка.

– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «О доблестях, о подвигах, о славе».

– Прочитайте названия произведений этого раздела, рассмотрите иллюстрации.

– Обратите внимание на выставку книг. (Рассмотреть).

– Какие произведения представлены в этом разделе учебника? («Добрыня и Змей», «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

– Что такое былина?

Урок ведет Т.А. Чеботаева.

Учитель: В этой части книги собраны былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Что вы знаете про былины?

Дети: Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.

– Это особые песни, которые рассказывают о героях и событиях.

– Былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел.

Учитель: В данном разделе представлены былины, отображающие мир Киевской Руси. Какие былины вы читали? (Высказывания детей). Обратите еще раз внимание на выставку книг. Постарайтесь их прочитать.

Выставка книг.

2. Работа со словарем.

Что такое былины? Прочитайте в словаре.

Работа со словарем.

Учитель: На сегодняшнем уроке будем знакомиться с былинным рассказом «Добрыня и Змей». Прочитайте пословицы, которые можно отнести к данной былине. Объясните смысл пословиц.

  • Бой отвагу любит.
  • Славу свою добывай в бою.
  • Не силою дерутся, а умением.

III. Словарная работа.

Учитель: Ребята, в тексте вам встретятся сложные слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и, чтобы понять былину, надо объяснить эти слова.

На доске:

  • Палица – боевая дубина.
  • Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
  • Парубок – оруженосец.
  • Полон – плен.
  • Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
  • По изотчине.
  • Стольный град.
  • Горы Сорочинские.

Словарная работа.

Чтение текста былины учителем и учащимися.

Текст былины нужно читать неторопливо, напевно, соблюдать спокойный, величавый тон.

Обмен впечатлениями:

  • Расскажите, что понравилось.
  • Когда вам было особенно интересно?
  • Когда вам было особенно страшно?
  • Какие эпизоды запомнились вам уже с первого прослушивания былины?

Чтение текста былины учащимися.

IV. Беседа по вопросам.

– Кто главный герой былины?

– Что вы о нем узнали?

– Каким вы его себе представляете?

– Подкрепите свои высказывания чтением строк из текста.

– Какие пословицы вы можете соотнести с текстом этой былины?

Высказывания детей. Они приводят свои пословицы.

  • Вражда не делает добра.
  • Без смелости не возьмешь крепости.
  • Бой – святое дело, иди на врага смело.
  • За край свой насмерть стой.
  • Кто честно служит, с тем слава дружит.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Храбрость – сестра победы.
  • Родная земля и в горсти мила.

– Найдите в былине образные народные слова и выражения (добрый конь, богатырский конь, палаты белокаменные, стольный Киев-град, Солнышко Владимир князь, воля-вольная, тьма-тьмущая, рад-радёшенек).

V. Подведение итога.

– Что такое былина?

– С каким былинным сказом познакомились сегодня?

– Кто его главный герой?

– Что вы можете сказать о Добрыне?

  • Богатыри в былинах – защитники родной земли, которые не позволяют врагу захватить ее.
  • В них воплотились лучшие качества русского народа.
  • Былина – это не простой пересказ истории, ее задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для Русского государства.
  • Бой отвагу любит.
  • Славу свою добывай в бою.
  • Не силою дерутся, а умением.

– Нарисуйте словесный образ героя и подтвердите словами из текста.

VI. Домашнее задание: прочитать былину еще раз, обратить внимание на ее звучание, подобрать слова из текста к иллюстрации из текста.

Автор: Чеботаева Таисия Александровна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 4» города Екатеринбурга.

Фото автора

Irina.

3.3 из 5 звезд
(голосов: 16, сумма баллов: 52)
  • 16 ноября 2010
  • 33597
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 16.11.2010 в 19:23

Таисия Александровна, здравствуйте. Хороший рабочий урок.Чтобы сложилась ясная картина от предлагаемого конспекта - хочу спросить:"Развивать мышление" - каким образом Вы это делали? Выставка рисунков «Я – художник» - по какой теме?– "Что такое былина?"- для чего вопрос задан 2 раза подряд по ходу урока?на фото дети с книгами - они их представляли по ходу урока? ( но в конспекте этого нет); Каким образом была организована словарная работа? И совсем маленькое замечание - на доске листы с текстом наверное ни к чему, ведь дети не видят его (текст). Буду ждать ответов!!!

Ольга Александровна 17.11.2010 в 22:07

Добрый день Таисия Александровна! Урок хороший, но чтобы в полной мере прочувствовать присутствие инноватики, думаю, уместно было бы его дополнить презентацией или каким - нибудь занимательным моментом.
С уважением Ольга Александровна

Светлана Александровна 20.11.2010 в 12:06

Таисия Александровна! В исполнении Елены Сапоговой, известной уральской сказительницы, можно было бы послушать былину (или фрагмент "Добрыня и змей"), чтобы у ребят сложилось реальное представление о былине, как о песенном жанре. В интернете былину можно найти, послушайте Вам обязательно понравится и пригодится в работе....Спасибо за грамотно, эстетично и со вкусом оформленный материал урока и за желание делиться опытом с коллегами! Удачи и успехов!

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 08:52

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!