Регистрация

«Необычная экскурсия»: индивидуально-групповое занятие по развитию техники чтения

  • 6 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Многие учителя начальных классов и среднего звена сталкивались с проблемой низкого темпа чтения у школьников. Исследования ученого Донецкого университета В.Н. Зайцева показали, что из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. Я предлагаю вашему вниманию структуру урока и упражнения, которые повышают скорость чтения школьника.

1. Дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка

Поцокать, задуть свечу, и т.д. Прочитать скороговорки, чистоговорки. Совмещается с пальчиковой гимнастикой (достаточно делать по 1-2 упражнения, например: сгибание и разгибание пальчиков – «веер», вращение кулачков к себе и от себя и т.п.)

2. Самозамер

У детей есть книги, по команде учителя они начинают читать, по истечению минуты по команде заканчивают. Сами считают и записывают полученный результат.

3. Развитие оперативной памяти, мышления, угла зрения

Например: ребусы, шарады, составление слов из рассыпанных букв, таблицы Шульте ,числовые таблицы, игра в «Разведчика»: быстро показать три слова – дети читают, запоминают и называют лишнее, в «Фотографа»:  показывать предметы по порядку и убирать, дети запоминают и по порядку записывают; найти 8 отличий и многие другие. Особенно интересными получаются эти моменты урока с использованием мультимедиа.

4. Этап чтения

Включает в себя: многократное чтение отрывка (до 5 раз), чтение за диктором, чтение пирамид, чтение в парах за ведущим, чтение по цепочке, упражнения на антиципацию – угадывание последующего текста, причитывание букв.

5. Развитие кратковременной памяти

Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко.

6. Повторный самозамер

Ученики читают тот же текст, как и в начале урока. Естественно, что темп чтения у них увеличивается, (можно чуть-чуть увеличить время чтения) и у детей формируется положительная мотивация. Они очень любят считать слова и видеть, что их количество превосходит предыдущий самозамер, что за 40 минут им удалось хотя бы на несколько слов повысить свою скорость чтения.

Радость после самозамера

Индивидуально-групповое занятие по технике чтения «Необычная экскурсия»

Цель занятия:

Совершенствование техники чтения.

Задачи занятия:

  • развивать у школьников оперативную память, мышление, внимание, угол зрения;
  • познакомить учащихся с некоторыми животными Азии, Австралии, Африки;
  • воспитывать интерес и любовь к природе, окружающему миру.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, «журналы юннатов».

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие – мы отправляемся на экскурсию в разные уголки нашей планеты, познакомимся с животными, обитающими там и , конечно, будем тренировать память, внимание, угол зрения – все для того, чтобы научиться читать быстро, правильно, без ошибок. А вы будете не просто туристами, а юннатами. Кто знает, кто это?

Дети: Юные натуралисты – любители природы.

Учитель: Правильно, а так, как каждый юннат записывает свои наблюдения в журнал или дневник, мы тоже заведем свой дневник. Все вы будете разделены на 3 группы: «Медвежата», «Тигрята» и «Дельфинята». Итак, нам пора в путь. Юннаты не хотят загрязнять природу, поэтому выбирают экологически чистый вид транспорта. Как вы думаете, какой?

Дети: Воздушный шар.

Учитель: Чтобы шар поднялся в воздух, надо его надуть.

2. Дыхательная гимнастика

  1. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот «трубочкой» (5-6 раз).
  2. «Зажигаем огонь» –  произносим «П» и прикусываем язык – произносим «А».
  3. «Раскачиваем корзину» – челюсть взад и вперед.

Гимнастика для пальцев и артикуляционная разминка.

Пока наш шар медленно поднимается, разомнем пальчики и запишем скороговорку:

«На горе гогочут гуси, под горой огонь горит» (2 слайд)

  1. Пальцы сжимаем и разжимаем веером.
  2. Пальцы сжимаем и разжимаем в кулак.
  3. Кулачки вращаем в одну и в другую стороны.

Учитель: Все это время повторяем скороговорку. Кто готов сказать ее быстро и правильно?

3. Самозамер

Учитель: Пока мы не добрались до нашей первой стоянки, почитаем книжку. А потом посчитаем, у кого сколько слов получилось и запишем в наш дневник (читают 1 мин.)

4. Развитие оперативной памяти, внимания, мышления

Учитель: Сейчас мы пролетаем над Азией. Широки ее просторы. Они простираются от Северного Ледовитого океана до теплого Индийского. А как вы думаете, меняется ли от этого животный мир?

Дети: Конечно.

Учитель: Здесь мы видим лишь некоторых представителей животного мира. Кого?

Дети: Тигра, козла, лебедей, пингвинов, медведей, черепах, волков…

Учитель: Как вы думаете, кто из них обитает севернее, а кто южнее? (3 слайд)

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите внимательно, несколько зверей убежало. Кто? (4 слайд) Запишите.

Давайте проверим. (5 слайд)

Учитель: А наша страна находится в Азии? Правильно, но не вся. Именно на Урале проходит условная граница между Азией и Европой.
Посмотрите на следующий – 6 слайд и скажите, какое животное будет лишним и почему?

Дети: Лишнее – кенгуру, т.к. не водится в Азии.

Учитель: Нам пора продолжить наш путь. Возьмите таблицы Шульте и по моему сигналу начинайте искать числа от 1 до 25. Как только последний человек найдет все числа, мы окажемся в новом месте. Что же это за страна? Отгадайте ребус и узнаете. (7 слайд) Верно, мы находимся на полуострове Индостан в стране Индия. А какие животные здесь обитают, вы отгадаете сами. (8 слайд)

«медвежата» – 1 ребус

«тигрята» – 2 ребус

«дельфинята» – 3 ребус

Учитель: Интересно, почему среди животных Индии вам встретилась корова? Дело в том, что в Индии корова считается священным животным, ей поклоняются и не употребляют ее мясо в пищу.

Физ.минутка

Учитель: Давайте немного разомнемся, тем более, что мы продолжаем наше путешествие. (9 слайд) Повторяем движения за зверятами.

5. Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко

Учитель: Следующая наша остановка в Австралии. Эта страна интересна необычными животными, которых нет в живой природе ни в одной стране мира.(10 слайд) Сейчас редкие животные Австралии с вами поиграют. Они будут показывать вам предложения, а вы должны успеть прочитать их и записать к себе в дневник. (11 слайд)

  1. Дятел долбит дерево. (Кенгуру)
  2. Я хочу посадить цветы. (Коала)
  3. Иней запушил деревья. (Страус Эму)
  4. Без воды цветы вянут. (Ехидна)
  5. Прилетело жаркое лето. ( Дикая собака Динго)
  6. Возле дома посадили ель. (Утконос)

6. Чтение

Учитель: Нам пора отправляться дальше, но наш шар перестал набирать высоту. Пора сбросить балласт – это специальные мешки с песком, чтобы шар снова набрал высоту. На наших мешках есть буквы, будем читать каждую и причитывать следующую. (12 слайд)

Вот шар набрал высоту, и мы приближаемся к последнему месту нашего путешествия – Африке.

Упражнения на антиципацию

Учитель: Сейчас вы будете читать начало предложения, а если правильно его закончите, то должна появиться картинка. (13 слайд)

  1. В реках Африки водятся огромные и зубастые … (крокодилы).
  2. На пальмах резвятся шустрые … (обезьяны).
  3. Разговаривают человеческими голосами пестрые… (попугаи).

Чтение пирамид

Учитель: Посмотрите, а что это высится вдалеке? О, да это же известные египетские пирамиды (14 слайд). Давайте прочитаем, что за слова написаны на них. Читая, стараемся не водить глазами, а смотрим на красную черту посередине.

А сейчас отгадаем кроссворд.(15 слайд) Подставьте названия животных в нужные клетки и получите название еще одного африканского животного (гиена, 16 слайд). К, сожалению, нам пора возвращаться назад. Мы побывали не на всех материках, но обязательно там побываем.

7. Повторный самозамер

Учитель: Чтобы быстрее вернуться домой, откроем книжку, которую читали вначале урока, и с того же места по моему сигналу начнем читать. Посчитайте, сколько слов получилось? Сравните результат с первым. У кого стало больше слов? Значит, наше занятие пошло на пользу.

8. Итог урока

Учитель: Что вам больше всего понравилось? А куда еще хотели бы попасть? Вы отлично поработали, сдайте свои дневники наблюдения, я посмотрю, как вы записывали все сведения. Спасибо! (17 слайд)

Приложение: Презентация «Необычная экскурсия» (17 слайдов, объем 7,6 МБ)

Литература:

1. Трубайчук Л. В. Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов. Челябинск, 1998.

Автор: Татьяна Владимировна Яковлева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицей № 82 города Челябинска, стаж работы – 14 лет.

О себе: Принимала участие во всероссийском конкурсе «1001 идея нестандартного занятия с детьми», регулярно участвую и являюсь дипломантом конкурса «Авторские модели учебных занятий», награждена грамотами районного Управления Образования г.Челябинска.

Фото автора

TA_TIANA

3.1 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 34)
  • 6 сентября 2010
  • 6895
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Викторовна 10.09.2010 в 15:58

Предложенные вами упражнения по совершенствованию техники чтения очень значимы и необходимы в повседневной практике работы учителя. Я тоже большое внимание уделяю данной проблеме и стараюсь в системе использовать их на уроках разного цикла. Ваше занятие методически грамотно спроектировано, носит познавательный и развивающий характер. Дальнейших вам успехов! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу моего проекта"Мир волшебного дерева".

Татьяна Владимировна 10.09.2010 в 19:54

Большое спасибо за комментарий! Очень жаль , что не все педагоги оценили предложенную мною структуру урока по совершенствованию техники чтения.Наверно, у них в классе не стоит эта проблема остро. У нас в лицее очень высокие требования к темпу, поэтому приходится искать пути решения этой проблемы. Просмотрела ваш проект - понравилось, что Вы приучаете детей видить прекрасное в обычном, учите применять исследовательские методы на доступном для них уровне. Сейчас проектная деятельность- одно из современных развивающих направлений. Успехов в вашей работе!

Ольга Витальевна 11.11.2011 в 17:05

Значимая и нужная работа по совершенствованию темпа чтения. Но нужно не забывать и об остальных параметрах техники чтения. Можно использовать эти упражнения не все на одном уроке, а на разных. Замечательная дыхательная гимнастика! Вы молодец, Татьяна Владимировна.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!