Регистрация

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

  • 27 августа 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Современная педагогика окунулась в проектную деятельность. Некоторые программы для начальной школы берут на вооружение новые технологии. Да, можно проводить исследовательскую деятельность в таких предметных областях как технология или окружающий мир, но гораздо сложнее подготовить проект, скажем, по литературному чтению. Что же здесь исследовать, если произведение уже написано, на уроке с учителем разобраны непонятные слова, мысли, которые хотел передать автор?

Я хочу поделиться опытом работы над проектом во 2 классе по произведениям о природе «Люблю природу русскую» (обобщение по разделу учебника «Родная речь» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой).

Подготовка к проекту

Идет написание отзывов (как в классе, так и дома) на изучаемые стихотворения в течение учебного года по определенному плану:

  • Читая стихотворение (название, автор)…,
  • Я представляю….
  • Я слышу…
  • Я чувствую…
  • Мне нравится/-ятся  стихотворение/герои (какие именно...), потому что... .

А также с целью повышения интереса учащихся именно к произведениям о природе в классном уголке появляется предложение «Читать рассказы о природе не интересно и не нужно». В течение дня дети обсуждают этот вопрос между собой и приходят к выводу о недостаточности своих знаний (все проходит при направляющей деятельности учителя).

В последствии дети сами себе же доказывают, что читать можно не только рассказы, но и сказки и стихотворения, а также произведения о природе, это интересно и познавательно.

В результате дети делятся на три группы по жанрам и получают задания:

1. Составить списки авторов, которые сочиняли сказки/ рассказы/ стихотворения о природе.

2. Выбрать одного из авторов. Собрать информацию об его биографии, произведениях.

Проводятся консультации с каждой группой, где проходит работа с читательскими дневниками учащихся всего класса (составление списков прочитанных произведений данного автора), обсуждение собранного материала, способов показа для одноклассников, продукта деятельности, составление детьми контрольного среза по выбранной теме для учащихся своего класса.

Урок показа работ

1 группа «Рассказы о природе»

Оформление презентации (на компьютере)по плану:

  • что такое рассказ? (из словаря)
  • авторы, которые писали рассказы о природе  
  • биография М. М. Пришвина
  • рассказы, которые прочитали в классе (анализ читательских дневников)
  • М.М.Пришвин «Говорящий грач» (подготовленное выразительное чтение)
  • Викторина
  • Проверь себя.

Представление проектов

2 группа «Сказки о природе»

Оформление газеты по рубрикам:

  • что такое сказка? (из словаря)
  • авторы, которые писали сказки о природе
  • биография В. В. Бианки.
  • сказки, которые прочитали в классе
  • отрывок из сказки «Синичкин календарь. Апрель.» (чтение по ролям)
  • кроссворд.

Представление проектов

3 группа «Стихотворения о природе»

Составление сборника отзывов по стихотворениям Ф. И. Тютчева, выступление по плану:

  • что такое стихотворение?
  • авторы, которые писали стихотворения о природе
  • биография Ф. И. Тютчева
  • стихотворения Ф. И. Тютчева, которые прочитали в классе
  • определи по отрывку из отзыва, о каком стихотворении идет речь
  • «Зима не даром злится…» (чтение наизусть)
  • «Есть в осени первоначальной…..» (чтение с листа)
  • «Листья»
  • «Весенние воды» (прослушивание романса + презентация картин весны).

Представление проектов

Такой вид деятельности по литературному чтению вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса к литературе. Помогает учителю в решении одной из главных задач – формированию читательской самостоятельности. Даже в примерных программах по учебным предметам (второго поколения) предложен список вариантов проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение».

Автор: Оксана Владимировна Золотова, учитель начальных классов II квалификационной категории МОУ «СОШ № 16» города Дегтярска Свердловской области, стаж работы – 6 лет

О себе: Моё хобби – декоративно-прикладное искусство.

Фото автора

Ученый2010

3.5 из 5 звезд
(голосов: 15, сумма баллов: 53)
  • 27 августа 2010
  • 19100
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Викторовна 27.08.2010 в 05:27

Замечательно, что вы используете метод проекта в рамках урочной деятельности. Дальнейших Вам успехов!

Рылина Светлана Сергеевна 27.08.2010 в 10:58

Творите, экспериментируйте, не бойтесь и у вас все получится. Удачи.

Наталья Викторовна 08.09.2010 в 23:53

Спасибо, мне понравилось. Применю в своей практике.

Ольга Васильевна Климентьева 10.09.2010 в 19:02

Спасибо за представленный материал. Вы умница, что применили данный метод в литературной деятельности.

Елена Владимировна 28.10.2011 в 20:13

Спасибо. Очень интересно. Попробую использовать Ваш опыт. И, конечно,5

Евгения Сергеевна 27.06.2014 в 13:57

Молодец урок должен быть интересен!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!