Регистрация

«Осень проснется и заплачет...». 3-й класс

  • 17 августа 2009

Тема урока. К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Осень».

Задачи урока: Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы.

Оборудование.

  • Учебник «Родная речь», 2 кн., I ч. (сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова)
  • портрет К.Д. Бальмонта
  • картины осенней природы, рисунки детей
  • грамзапись П.И. Чайковского «Времена года» – «Октябрь», «Осенняя песнь»
  • журнал «Начальная школа» № 6, 1997
  • Серебряный век: Поэзия. (Школа классики). – М.: АСТ, Олимп, 1997
  • Бальмонт К. Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. – М.: Правда, 1991
  • Русские писатели: Библиографический словарь в 2 ч. Ч I. А – Л (Просвещение, 1990)
  • В.Даль. Толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Речевая разминка

На доске:

Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.

Учитель. Что написано на доске?

Дети. Скороговорка.

У. Прочитайте ее выразительно.

Дети читают.

У. О чем эта скороговорка?

Д. О листопаде. Об осени.

У. Какие слова опорные?

Д. Листья, листопад.

Учитель подчеркивает на доске опорные слова.

У. Произнесем скороговорку с радостной интонацией: а теперь с грустной.

Дети выполняют задание.

III. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень» (4-5 учеников) и анализируют чтение своих одноклассников.

IV. Постановка темы урока

У. Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень».

На доскеК.Д. Бальмонт (1867 1942). «Поэт с утренней душой». (А. Блок)

Учитель читает эпиграф к уроку.

– Ребята, сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок назвал его «поэтом с утренней душой».

V. Рассказ учителя о поэте

У. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания.

В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.

Это радостное ощущение детства и родных мест  «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Для своей дочери Нины поэт написал замечательные «Фейные сказки». Это настоящие детские стихи. В них среди «мошек и блошек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая своим делом». Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну. Послушайте отрывок из его стихотворения «Наряды Феи».

Подготовленные ученики читают стихотворение К.Бальмонта из сборника «Фейные сказки».

– В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, Бабу-Ягу, Кощея.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга –
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта «Береза родная, со стволом серебристым...».

Стихотворение Бальмонта «Росинка» читает подготовленный ученик.

VI. Знакомство со стихотворением

У. А сейчас я вам прочитаю стихотворение К.Бальмонта «Осень».

Стихотворение Бальмонта «Осень» учитель читает под музыку П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя пора».

– Понравилось ли вам это стихотворение? Что особенно понравилось?

– Какие картины осени рисует нам автор?

– Какой литературный прием он использует?

Д. Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».

У. Найдите в словаре Даля объяснение слова «благовонье».

Д. Благовонье – приятный запах.

У. Это слово старое (архаизм) и сейчас уже не употребляется.

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения

У. Возьмите в руки карандаш, составим «партитуру» стихотворения.
Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы (II – долгая, I – короткая), повышение голоса (/), понижение голоса (\), выберите темп чтения.

Дети выполняют задание в учебнике карандашом.

– А теперь построчно прочитаем стихотворение.

Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети – другую с учетом пауз и интонаций.

– Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень?

Выслушиваются предложения детей.

– Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.

Прослушивается выразительное чтение стихотворения 3-4 учениками, анализируется их выразительное чтение.

VIII. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

«Рождается одна строка, за ней встает другая...»

Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: «Листья падают в лесу...»

Учитель пишет строчку на доске.

– Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу. На доске появляется строчка: «Я домой их принесу».

У. Продолжаем придумывать другие строчки.

Д. «Прячут рыжую лису», «Вижу рыжую лису» и т.д.

Учитель помогает дальше.

У. «А когда зима завьюжит...» Опять подбираем рифму и сочиняем строчки…

Образец стихотворения, составленного детьми:

Листья падают в лесу.
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.

IХ. Подведение итогов урока

У. С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

Х. Домашнее задание

У. Выучите стихотворение К.Бальмонта «Осень» и попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

Автор: Светлана Волчкова, с. Сосновка, Пензенская обл.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 29)
  • 17 августа 2009
  • 15448
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.12.2020 в 20:31

Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 04.10.2021 в 12:01

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!