Регистрация

Социально-ориентированный учебный проект «Давайте говорить правильно»

  • 26 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.

Очень часто можно услышать:

– ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ!
– ЗвОнит, а правильно звонИт!

– С тортОм, а правильно с тОртом!

Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Все это неверные варианты.

Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной про-блеме. Для этого мы создали свой проект «Давайте говорить правильно».

Проблема: акцентологические нормы (нормы ударения) литературного языка нарушаются большинством учащихся из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.

Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования: культура речи учащихся школы и членов их семей.

Предмет исследования: правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.

Гипотеза исследования: уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфоэпическим словарём.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.

2. Определить пути повышения культуры речи.

3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.

4. Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический мини-мум».

Этапы работы над проектом

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, взрослых, в семье. Выявление слов с типичными ошибками.

3. Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).

4. Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).

5. Обобщение исследований.

6. Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».

7. Презентация. Защита проекта.

Приложение 1:

Приложение 2: Презентация.

Автор: Сухова Светлана Борисовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 33 имени М.А.Титовой, г. Брянск, педагогический стаж 27 лет. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, победитель конкурса лучших учителей России 2006г.

4.9 из 5 звезд
(голосов: 25, сумма баллов: 123)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (46)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


26.01.2012 в 20:54

Уважаемая Светлана Борисовна! Я просмотрела уже много проектов. Впервые встретила действительно грамотный проект. Вы выбрали важную тему, работа имеет практическую значимость. Браво! 5 баллов!
С уважением, Светлана Александровна Крюкова.

Светлана Борисовна 26.01.2012 в 21:31

Уважаемая Светлана Александровна! Огромное спасибо за Ваш положительный отзыв! Я очень рада, что наш проект получил высокую оценку с Вашей стороны. С уважением, Светлана Борисовна.

Светлана Валерьевна 27.01.2012 в 18:08

Добрый вечер, Светлана Борисовна! Очень нужный проект по формированию навыков правильного произношения, эффективность которого доказана на практике! Особенно понравилась разработанная Вами памятка, молодцы! 5 баллов! С наилучшими пожеланиями, Светлана Валерьевна.

Светлана Борисовна 27.01.2012 в 22:45

Добрый вечер, Светлана Валерьевна! Благодарю Вас за комментарий к нашему проекту. Это правда, проект имел положительный резонанс среди учащихся класса, школы , родителей.. С уважениес, Светлана Борисовна.

Наталия Васильевна 27.01.2012 в 22:54

Действительно очень серьёзный проект! Особенно радует, что данная тема была так хорошо поддержана ребятами и их родителями! Очень хочется верить, что культура нашего ВЕЛИКОГО языка не канет в лету... Спасибо!!!! И удачи Вам))

28.01.2012 в 12:24

Наталия Васильевна, спасибо за положительный отзыв в адрес нашей работы. К сожалению, это проблема нашего общества, и родом она из школы. Лично я больно реагирую на нарушение акц норм и неустанно воспитываю,развиваю культуру речи у своих учащихся. И к моей великой радости - вижу положительные результаты! С УВАЖЕНИЕМ С. Б.

Ольга Николаевна 28.01.2012 в 12:30

за такую серьезную и необходимую работу - отлично! Речь наших детей формируется из того, что они слышат с экранов телевизоров, от нас- взрослых и даже из того, что они читают в СМИ. Работу по правильности речи необходимо проводить не только с детьми, но и взрослыми. Успехов!

Светлана Борисовна 28.01.2012 в 17:35

Ольга Николаевна, спасибо за ваш отзыв! Я тоже познакомилась с Вашими замечательными работами!!Успехов и ВАМ!

Анна Григорьевна 29.01.2012 в 11:20

Светлана Борисовна, спасибо, что поделились с коллегами ценным опытом. Безусловно, тема проекта актуальна для детей и взрослых. Особое спасибо за образцовое оформление проектной работы.

Светлана Борисовна 29.01.2012 в 12:50

АННА Григорьевна, очень признательна за ваш комментарий! Буду рада, если данная работа пригодится коллегам! Удачи ВАМ! С уважением С.Б.

Сивухина Елена Васильевна 30.01.2012 в 20:17

Светлана Борисовна, интересная и достойная работа! Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи вам!

Светлана Борисовна 30.01.2012 в 21:12

Елена Васильевна, СПАСИБО !Радует и вдохновляет на дальнейшее творчество высокая оценка моих работ коллегами, жюри. С уважением С.Б.

03.02.2012 в 07:11

Светлана Борисовна, Вам спасибо за тему работы! Мне частенько приходится поправлять своих одноклассников, да и воспитатели бывает ошибаются! 5+!

Светлана Борисовна 03.02.2012 в 16:11

Никита, спасибо! Удачи и новых творческих идей!

Ольга Витальевна 03.02.2012 в 15:25

Светлана Борисовна. отличная работа! особенно понравилась акция "Говори правильно". У нас в школе было нечто подобное. на дверях кабинетов были развешены плакаты со словами. Удачи!!!

Светлана Борисовна 03.02.2012 в 16:14

Ольга Витальевна, благодарю ВАС за комментарий и оценку моей работы. С уважением Светлана Борисовна.

Олеся Ивановна Шилина 04.02.2012 в 13:25

Светлана Борисовна, очень нужное дело - обучать окружающих грамотной речи. Я давно интересуюсь этим вопросом, увлекла дочь. Она теперь готовится к выступлению на ученической конференции по подобной теме. Возможно ли использовать некоторые ваши наработки, естественно, со ссылкой на ваше имя?

04.02.2012 в 14:01

Я буду рада, если мои наработки вам пригодятся! Спасибо за отзыв! С уважением СБ

Надежда Владимировна Бородина 06.02.2012 в 07:32

Светлана Борисовна! Тема проекта Очень актуальна! Спасибо, что затронули ее. Я вообще предлагаю сделать такую работу ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ в каждом учебном заведении! Спасибо! 5+!

Светлана Борисовна 06.02.2012 в 17:31

Надежда Владимировна! Благодарю Вас, что обратили внимание на наш проект! Значит Вы тоже НЕРАВНОДУШНЫ к этой проблеме!
Как очень верно и тонко заметил Д. С. Лихачёв : "Язык ещё в большей мере , чем одежда , свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.."
И именно на нас, педагогов, ложится эта ответственность - воспитывать и развивать любовь к РОДНОМУ языку. С уважением СБ

Светлана 07.02.2012 в 17:21

Светлана Борисовна, очень грамотный и актуальный проект. От меня конечно же только 5 баллов!!! Приглашаю вас к себе на страничку. С уважением Светлана Николаевна.

Елена Валерьевна 07.02.2012 в 19:24

Светлана Борисовна! Ваш проект действительно очень актуален и важен для полноценного развития личности каждого ребёнка. Разработка темы построена очень грамотно. Спасибо за Ваш труд! Я уверена, что после этого проекта Ваши ученики стали более внимательно относиться к своей речи. Оценка - 5 баллов!

Никитина Ева Владимировна 11.02.2012 в 10:41

Уже давно вынашиваю мысль провести такую работу с акцентологическим минимумом в своём детском саду. Актуальная проблема!Вот только как донести мысль до остальных, что ударение - это важно, а не "да ладно, что тут такого".

Светлана Борисовна 11.02.2012 в 20:42

Уважаемые коллеги, спасибо за комментарии к моей работе. Ева Владимировна, прежде всего это нужно прививать и развивать с детства, а "переучивать" намного сложнее. Но работа эта необходима, я нашла "тропинку" к родителям через моих учеников!

Светлана Борисовна 11.02.2012 в 23:19

Энглена Александровна, благодарю ВАС за оценивание моей работы! С уважением СБ

Савельева Любовь Владимировна 13.02.2012 в 19:46

Светлана Борисовна, ПОЗДРАВЛЯЮ!

Светлана Борисовна 13.02.2012 в 23:10

Любовь Владимировна, спасибо за поздравление! Искренне и бесконечна рада, что "попала в десяточку" ! С уважением СБ

Надежда Владимировна Бородина 14.02.2012 в 06:08

Светлана Борисовна, ПОЗДРАВЛЯЮ!

Светлана Борисовна 14.02.2012 в 17:23

Спасибо, Надежда Владимировна! Вам и вашим ребятам желаю победы! Новых творческих идей! С уважением СБ)))

Наталия Васильевна 14.02.2012 в 23:12

От души поздравляю с заслуженным выходом в финал!!! По сути это уже ПОБЕДА!!!!!))))))

Светлана Борисовна 15.02.2012 в 23:45

Наталия Васильевна, благодаю ВАС за поздравления! С уважением Светлана Борисовна

Сивухина Елена Васильевна 16.02.2012 в 19:31

Поздравляю с выходом в финал!

Светлана Борисовна 18.02.2012 в 21:58

Елена Васильевна, спасибо за поздравление!

18.02.2012 в 22:32

Елена Васильевна, СПАСИБО!

Никитина Ева Владимировна 16.02.2012 в 21:47

Поздравляю вас! Позволю заметить, что выход вашей работы в полуфинал говорит не только о её методической грамотности, но ещё и служит признанием важности затронутой вами проблемы.

Светлана Борисовна 18.02.2012 в 23:29

Ева Владимировна, Вы бесспорно правы в том, что это в действительности ПРОБЛЕМА! И я рада, что есть единомышленники в данном направлении! СПАСИБО ВАМ!))

Никитина Ева Владимировна 20.02.2012 в 19:38

С победой! Ваша победа - это просто бальзам на душу (хотя я и не проставила вам высший бал, не желая быть эдакой филологической занудой, думающей, что правильное ударение - это важнейшая вещь в мире). ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВАС! Спасибо членам экспертного совета!

Светлана Борисовна 20.02.2012 в 21:09

Ева Владимировна, мне кажется, что я тоже далеко не филологическая зануда! НО!!!
Позволю себе процитировать Д. И. Писарева: "Неправильность употребления слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни..."

Никитина Ева Владимировна 21.02.2012 в 18:06

Вот сейчас сижу и учу наизусть вашу цитату из Д.И.Писарева, чтобы применить её в случае моей растерянности перед воинствующей необразованностью. Боюсь только, что для многих Д.И. Писарев - не авторитет, а то и вовсе незнаком.

Светлана Борисовна 21.02.2012 в 22:40

"Себя судить куда трудней, чем других. Если сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине МУДР" )))

Наталия Васильевна 21.02.2012 в 22:04

Светлана Борисовна, от всей души поздравляю с заслуженной и достойной ПОБЕДОЙ!!!! Пока есть такие энтузиасты как Вы, и такие неравнодушные люди как все, поддержавшие Вашу инициативу, можно быть спокойной за наш Великий Могучий Язык!!!))) Ещё раз огромное СПАСИБО, что привлекли внимание общественности (не только школы, но и всей страны в рамках конкурса) к такой наиважнейшей теме!!!!!! УРАААА!!!!!!!! ВИВАТ!!!!!! И БРАВО!!!!!!!!!!! ....А с Писаревым я абсолютно согласна)))

Светлана Борисовна 21.02.2012 в 23:14

Наталия Васильевна, ОЧЕНЬ тронута Вашими словами! Спасибо за такую глубину в оценивании значения моей РАБОТЫ! С уважением Светлана Борисовна.

Сивухина Елена Васильевна 24.02.2012 в 07:04

Поздравляю вас с победой!
Кто знает способности ребенка, его умение общаться в коллективе, находить решения в спорных ситуациях лучше учителя? А первый учитель - это еще и немного мама. Ведь дети приходят в школу еще такими домашними малышами. Желаю вам любить вашу работу, гореть искренним теплым чувством к детям, чтобы не только переданные вами им знания и умения они пронесли через всю жизнь, но и каплю тепла вашей души!

Светлана Борисовна 18.03.2012 в 15:07

Елена Васильевна, (простите, что с опозданием) благодарю Вас за поздравление с победой! Желаю и Вам благодарных воспитанников!

Троян Юлия Николаевна 17.03.2012 в 12:25

Ваша тема атуальна. Желаю вам успехов в работе.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!