Главная страница » Для педагогов » Раздел «Начальная школа» » Рубрика «Внеурочная деятельность»

Литературная гостиная «Тема Родины в стихах русских поэтов»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Цель занятия:

Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства любви к Родине.

Оборудование:

Портреты русских писателей, словарные слова, картины художников, выставка книг, электронные слайды.

Учитель: «О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными… Всего еси исполнена земля русская…» Это строки из древней летописи.

С давних времен тема родины стала главной. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев. Сегодня мы попробуем определить, какой видится нам Родина в стихах современных поэтов, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

Литературная гостиная.

Ученик читает отрывок из поэмы «Россия» А.А. Прокофьева в сопровождении музыки и слайдов.

Сколько звезд голубых, сколько синих,
Соловьиное горло – Россия…

Учитель: Россия. В этом коротком слове – необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, приметы сегодняшнего дня.

Родина. Вслушаемся в это слово. Известный политик писал, что в нем слышится отзвук слов: «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал советский поэт К.М. Симонов.

Ученик читает стихотворение «Родина» К. Симонова.

Учитель: А вы никогда не задумывались, почему именно береза стала поэтическим символом России? Наверное, сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия». «Чета белеющих берез» – это часть лермонтовской Родины, «страной березового ситца» предстала она перед Есениным. И в стихах современных поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О.Н. Шестинский.

Ученик читает стихотворение О.Н. Шестинского:

Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах…

Учитель: Каждый человек – своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово – Родина. А что такое Родина? С чего она начинается? (ответы детей)

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Учитель: Родина со своим особым обликом, со своей красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь, как у поэта Н.Рубцова.

Ученики читают стихотворения «Тихая моя Родина» и «Звезда полей» Н.Рубцова.

Учитель: Родина – родимый край, родина – родная природа. Мы взрослеем, растем, вместе с нами растет, ширится понятие «Родина». Мы начинаем ощущать себя ее частицей.

Ученик читает стихотворение Р.И. Рождественского «Что же такое мы?».

Учитель: Он омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники.

Ученики рассказывают под музыку:

И.И. Шишкин «Рожь». Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Полуденный пейзаж – это образ России.

В.Н. Бакшеев «Голубая весна». С удивительным мастерством создает Бакшеев из стволов деревьев причудливое кружево, придающее композиции картины своеобразное ритмическое движение. Прозрачные тени, солнечные блики дополняют это движение, как бы вовлекая зрителя в радостный весенний хоровод. «Природа так многогранна, что всегда найдется, что о ней сказать, еще ни кем не сказанное. Вся история русского пейзажа – наилучшее этому свидетельство» – писал В. Бакшеев.

Ученики рассказывают под музыку.

И.К. Айвазовский «Черное море». Далек горизонт, но на морской глади проглядывают небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн, вскипающими кое-где беляками. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные тени: то синеватость, то бирюза, или чистая зелень, как это бывает в действительности.

Учитель: Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний, впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев… Сила и красота родного языка заставляли верить в будущее русского народа.

Ученик читает стихотворение С.Я.Маршака «Урок родного языка».

Учитель: Поэты, художники, композиторы воспринимают мир по-особому: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах. Любовь, если она настоящая, выражается в делах. Какие дела вы делаете для своей Родины?  (ответы детей).

Учитель:

Пусть равнодушно равнодушие бичуется
Борцами только после маленького зла,
Но говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала.

У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала не родной.

Нет чувства Родины без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу нареченную,
Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,
Любите Родину, но только нерасчетливо.
Любите Родину, и только навсегда.

Автор: Знобина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9» города Ртищево Саратовской области, 1 квалификационная категория, стаж работы – 31 год.

Татьяна Александровна – замечательный педагог, искренний, душевный человек, открытый и прямолинейный, Любящая и счастливая жена, мама и бабушка. Душа компании, очень любит петь. Любое дело по плечу. Оптимист по жизни и в душе, всегда поддержит, ободрит и придет на помощь в трудную минуту.

Фото автора

tatyana znobina

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 9764
Средний балл: 4,1 из 5 звезд (голосов: 20, сумма баллов: 82)

Комментарии ():

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Светлана_Александровна Светлана_Александровна пишет 15.11.2010 в 16:54

Патриотично, торжественно, с чувством. Автору успехов и удач!

Оксана Анатольевна Оксана Анатольевна пишет 16.11.2010 в 11:32

Татьяна Александровна, здравствуйте! Мне понравилось в Вашей литературной гостиной то, что вы органично смогли синтезировать несколько видов исскуства - поэзию, живопись, музыку. То, каким языком Вы рассказываете детям о Родине, какими речевыми оборотами пользуются дети, описывая и анализируя картины великих русских художников, вызывает благодарность! Вы прививаете детям не только чувство патриотизма и гражданственности, но учите любить русский язык. Спасибо!

Ирина -19722 Ирина -19722 пишет 16.11.2010 в 18:07

Дорогая наша Татьяна Александровна!!! Успехов Вам и огромных удач ....Мы за Вас!!!!

Любовь Владимировна Любовь Владимировна пишет 17.11.2010 в 15:02

Татьяна Александровна, здравствуйте! Мне вспомнились мои школьные годы.Мне кажется, тогда мы гораздо серьёзнее и проникновеннее это воспринимали. И тем большее уважение и почтение Вы вызываете своей работой! Очень проникновенно! Склоняю перед Вами голову! Большое спасибо!( а ещё Вы мне напомнили нашу Галину Максимовну Бородину - учителя-литератора от бога. И за это отдельное спасибо!)

pioneer pioneer пишет 17.11.2010 в 17:30

Татьяна Александровна, Ваша работа - это шедевр!!! Вы Учитель с большой буквы "Л"!!!!

Denis Denis пишет 18.11.2010 в 19:22

Татьяна Александровна! Вы учитель от бога, мне очень понравилась Ваша работа...

Любовь Владимировна Любовь Владимировна пишет 01.01.2011 в 06:02

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Надежда Николаевна Санакова Надежда Николаевна Санакова пишет 20.01.2011 в 22:02

Грамотно,гармонично, душевно,светло! Вы, Татьяна Александровна,большая умничка!! Успехов Вам!!

дружинин и с дружинин и с пишет 22.01.2011 в 18:06

Уважаемая Татьяна Александровна. В настоящее время тема Родина и патриотизм очень актуальны. Во многих школах на это мало обращают внимание. Вы молодцы, что затронули эту тему. Успехов ВАМ.

9

Другие публикации раздела «Рубрика «Внеурочная деятельность»»

Сценарий военно-спортивного конкурса «Я готовлюсь стать солдатом»

Конкурс имеет военно-прикладную направленность, способствует развитию чувства товарищества, формированию правильного восприятия назначения и роли мальчиков как защитников Отечества.

Просмотров статьи: 12207, комментариев: 42

Средний балл: 4,2 из 5 звезд (голосов: 63, сумма баллов: 266)

Душа поет, а дети нет?

Консультация опытного вожатого: как разучивать песни с младшими школьниками в детском лагере.

Просмотров статьи: 2910, комментариев: 7

Средний балл: 4,1 из 5 звезд (голосов: 11, сумма баллов: 45)

Рыцарский турнир

Состязание «Рыцарский турнир» состоит из 9 конкурсных заданий, в которых мальчики должны проявить отвагу и смекалку, а также умения танцевать, говорить комплименты девочкам и танцевать. Заканчивается праздник торжественным обрядом посвящения в рыцари.

Просмотров статьи: 10292, комментариев: 2

Средний балл: 4 из 5 звезд (голосов: 4, сумма баллов: 16)

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Регистрация на сайте «О детстве» даст вам много преимуществ.

Узнать, какие именно

Как сформировать вдумчивого читателя?

Для детей

Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. В. Белинский

Лучшие статьи недели

Все разделы

Опрос недели

Доп. занятия вашего ребенка?

Доп. занятия вашего ребенка?

  • Компьютеры
  • Школа танцев
  • Спортивная секция
  • Музыкальная школа
  • Изостудия
  • Театральная студия
  • Ничего не посещает
  • Другое

Ответить Результаты

Архив голосований

Конкурс месяца

V Всероссийский дистанционный конкурс педагогической публицистики и литературного творчества «Педагогическое вдохновение – 2014»

Предлагаем школьникам и педагогам принять участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогическое вдохновение» – 2014». Победителей ждут дипломы и благодарности!

Подробнее

Почтовая рассылка

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Поиск по сайту

RBK Money  Visa, MasterCard, Maestro 

MySQL: 0,0270 s, 83 request(s), PHP: 0,5613 s, total: 0,5883 s, memory (average: 5,04, maximum: 6,59) , document retrieved from database.