Главная страница » Для педагогов » Раздел «Начальная школа» » Рубрика «Внеурочная деятельность»

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети войны»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Композиция посвященна снятию блокады Ленинграда (по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).

Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.

Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?

Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.

Поля: Написано Мемуары.

Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.

Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Юля: Ну-ка, дай почитать.

С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла...

Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.

Женя:

Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Маша:

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
                                (Мила Анина «Война», «Реквием»)

Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника. На сцене появляются призраки войны (хореография).

Пластическая композиция «Воспоминания».

В финале пластической композиции танцующие повязывают детям черные платки и разворачивают на заднике длинную полоску пожелтевших обоев. Мила подходит к обоям и начинает рисовать.

Голос: Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова.

Полина:

Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Женя:

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Полина:

Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Оборачиваются на Милу – она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата.

Песня «Ах, печаль, ты моя печаль» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

Ход композиции

4 девочки встают и выходят на авансцену. В их руках – небольшое окошко. В процессе чтения они заклеивают окно крест-накрест.

Таня:

Как он тяжел, недетский Крест
И на Голгофу восхожденье…
И кто поможет в горький час?
Надолго ль хватит жизни тленья?

Юля:

В тщедушном теле чуть жива,
Но все же теплится душа.
За жизнь цепляюсь, как могу,
И перед всеми я в долгу…

Маша:

И обрету ли я покой?
Так много горя за спиной…
В начале иль в конце пути?
И что еще там впереди?

Юля:

И донесу ли я свой Крест
До тех благословенных мест,
Где повзрослевшая душа
По жизни поведет меня?..
Минуй, блокадная Голгофа…
Мой Крест, меня не придави…
Ведь я еще в начале жизни,
В начале долгого пути…
                               (Мила Анина «Недетский крест»)

Дети, переворачивают окно, с обратной стороны которого – образ Христа. Под колокольный звон они проходят круг, вопросительно смотрят на Милу и, не дождавшись ответа, идут рисовать одинокую девочку, приникшую к свече.

Песня «Вопрос», муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского.

Голос: Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».

Встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать.

Ксюша:

Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
                                 (Мила Анина «Семейный альбом»)

Рассыпает фотографии, идет рисовать фотокарточки из мирной жизни.

Песня «Есть только миг».

Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.

Встают две девочки и, кутаясь в одеяла, садятся на авансцене. Пробуют молиться.

Ксюша:

Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.

Катя:

И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…
                                (Мила Анина «Отчаяние»)

Обращают взгляд на потолок, где зажигаются звезды. Идут рисовать молящихся мать и дочь. На середину выходит оставшаяся девочка, судорожно начинает собирать рассыпанные фотокарточки. Появляются «призраки войны» (хореография), начинают кружить, задевать ее длинными рукавами, хлестать, останавливая движения.

Настя:

Воспоминанья хлынули лавиной…
Они способны раздавить меня,
Война, блокада, страхи и болезни,
Берггольц, бомбежки, лютая зима…
125 святых, бесценных граммов
Святого хлеба…, очередь за ним…
Вода из грязного растопленного снега
И похожденья долгие за ним.
Воспоминанья хлынули лавиной,
Они способны раздавить меня…
И вспоминать не хочется блокаду –
Все снова пропускать через себя…
                           (Мила Анина «Воспоминанья»)

Девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по голове.

Голос (эхом повторяют те же слова другие голоса): Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.

Мила поднимает с колен девочку и ведет показывать то, что она нарисовала. За время композиции все полотно обоев разрисовывается детьми рисунками из книги Л.Пожедаевой.

Мила:

Я рисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведет…
Здесь деревья…,там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах…
                            (Мила Анина «Я рисую»)

Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, замирают, поднимают глаза на зал.

Голос:

Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.

Отдает листы своей тетради, снимает платок. Все за ней снимают платки, бережно держат их в руках. Выходит хор.

Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей», муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков.

Автор: Полина Валерьевна Горохова, педагог-организатор отдела празднично-игровых программ ГОУ Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района города Санкт-Петербурга, стаж работы – 2 года.

О себе: Увлекаюсь педагогикой с тех пор, как окончила с отличием РГПУ им.Герцена по специальности «Культурология». С 7 лет занималась в Образцовом коллективе театре «Луч» г.Ярославля. Сейчас сама руководитель театрального коллектива. Окончила музыкальную школу по классу домры, люблю музыку и искусство вообще.

Фото автора

огонек

Оценка статьи:

Просмотров статьи: 17096
Средний балл: 3.8 из 5 звезд (голосов: 12, сумма баллов: 46)

Комментарии ():

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Светлана_Александровна Светлана_Александровна пишет 31.08.2010 в 17:20

Трогательно, патриотично, театрально, с душой! Подробный сценарий написан грамотно, оформлен эстетично, автору успехов и удач!

Mochulaev Mochulaev пишет 01.09.2010 в 03:01

Сценарий написан профессионально, чувствуется, что автор имеет опыт написания сценариев на патриотическую тему. Успехов в постановке спектакля, который сложен и многогранен по своим драматургическим событиям.

молодечик молодечик пишет 11.01.2011 в 13:57

материал очень актуален и интересен

3

Другие публикации раздела «Рубрика «Внеурочная деятельность»»

Спортивное состязание «Большие гонки», посвященное Дню здоровья

Игра проводится в спортивном зале. В состязании принимают участие 2 команды, из учителей формируется судейская коллегия. Ведущий праздника – учитель с громким голосом и с чувством юмора.

Просмотров статьи: 7899, комментариев: 4

Средний балл: 3,7 из 5 звезд (голосов: 7, сумма баллов: 26)

Классный час «Я дарю вам слово»

Классный час является одним из цикла классных часов, созданных при участии настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы отца Андрея Другая.

Просмотров статьи: 1275, комментариев: 6

Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 6, сумма баллов: 30)

Программа «Мы вместе»

Представляю авторскую программу социально-эмоционального воспитания и обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Просмотров статьи: 656, комментариев: 9

Средний балл: 3,9 из 5 звезд (голосов: 7, сумма баллов: 27)

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Регистрация на сайте «О детстве» даст вам много преимуществ.

Узнать, какие именно

Опрос недели

Доп. занятия вашего ребенка?

Доп. занятия вашего ребенка?

  • Компьютеры
  • Школа танцев
  • Спортивная секция
  • Музыкальная школа
  • Изостудия
  • Театральная студия
  • Ничего не посещает
  • Другое

Ответить Результаты

Архив голосований

Конкурс месяца

V Всероссийский дистанционный конкурс детского литературного творчества «Волшебное перышко»

Предлагаем ребятам принять участие в V Всероссийском дистанционном конкурсе детского литературного творчества «Волшебное перышко – 2014» с международным участием. Победителей ждут дипломы и подарки!

Подробнее

Почтовая рассылка

Еженедельная рассылка анонсов статей и новостей портала.

Поиск по сайту

RBK Money  Visa, MasterCard, Maestro 

MySQL: 0.0724 s, 47 request(s), PHP: 0.2550 s, total: 0.3274 s, memory (average: 5.14, maximum: 7.45) , document retrieved from cache.