Регистрация

Тренинг № 2 «Учимся говорить»

  • 8 июня 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Гибкий, послушный, звучный голос нужен
каждому человеку.

Ю. Василенко

Задумывались ли вы, почему люди «речевых» профессий: дикторы телевидения, актёры театра и кино, лекторы говорят так легко, чётко и громко? У вас же  в самый неподходящий момент то предательски хрипит голос, то начинается першение в горле, то сбивается дыхание.

Ответ прост! Тренировка, тренировка и ещё раз тренировка. Тренировка закрепляет умение пользоваться дыханием, снимает мышечные зажимы. Не раз слышала от самых квалифицированных и знаменитых дикторов, что перед эфиром они делают небольшую речевую гимнастику. Тренинг № 1 «Умение говорить – залог успеха» можно прочитать здесь.

Тренинг «Учимся говорить» предусматривает укрепление речевого аппарата и развитие выразительности голоса. Написание пособий, посвящённых методике и практике постановки речевого голоса, представляет большую трудность: вокальная педагогика пользуется нотными знаками при записи тренировочных упражнений, а речевой голос? Голос каждого человека индивидуален – нет абсолютно одинаковых голосов. Это означает, что полезные для всех виды тренировочных упражнений,  дадут разный результат, звучание будет у каждого своё, неповторимое. Ясно одно, что улучшится тембр, расширится диапазон, разовьётся выносливость голоса.

Тренинг по развитию речевого аппарата можно провести целиком на уроке риторики, классном часе или использовать несколько упражнений на  уроках  литературного чтения, где громкость и чёткость при чтении  текстов особенно важна.

Массаж и гимнастика речевого аппарата

1. Открыть рот и поглаживать шею сверху вниз то правой, то левой рукой.

2. Открыть рот и сделать повороты головы влево - вправо.

3. Произнести звуки: К-Г, К-Г, К-Г, которые укрепляют мышцы гортани и глотки.

4. Произнести звуки: П-Б, П-Б, П-Б, они укрепляют мышцы губ.

5. Произнести: Т-Д, Т-Д, Т-Д, укрепляющие мышцы языка.

6. Массаж верхней губы: протяжно тянуть звук В-В-В, одновременно поглаживая верхнюю губу от центра к углам.

7. Массаж нижней губы: тянуть звук З-З-З, одновременно поглаживая нижнюю губу от центра к углам

Специализированные дыхательно-голосовые упражнения

Цель упражнений – подготовка работа над развитием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в голосообразовании, профилактика голосовых расстройств.

Азами голосовой тренировки является правильная лёгкая имитация «мычания» (М-М-М) или «нычания» (Н-Н-Н). Если звук образуется правильно, то ребёнок почувствует вибрацию, щекотание на губах, дрожание крыльев носа. В качестве дополнительной стимуляции можно проводить вибрационный и точечный массаж.

1. Произнести протяжно М-М-М, одновременно легко постукивая кончиками пальцев по ноздрям.
2. Произнести протяжно М-М-М, одновременно проделывая небольшой точечный самомассаж около ноздрей.
3. Произнести протяжно: М-М-М, Н-Н-Н, одновременно кончиками пальцев легко постукивая по всему лицу.
4. Произнести: ММММУМ, ММММОМ, ММММАМ, одновременно – наклон вперёд.
5. Произнести: ННННУН, ННННОН, ННННАН, одновременно – поворот головы то вправо и влево, то вверх и вниз.
6. Фиксированный выдох, прерываемый  звуком ФФФФФ, с поворотом головы в одну сторону.

Фиксированный выдох, прерываемый  звуком ФФФФФ, с поворотом головы в одну сторону

7. Вдох через маленькое отверстие между ноздрями, закрыв пальцами нос.
8. Вдох через маленькое отверстие между губами (как будто пьёте через соломинку).
9. Крепко сжать губы и дышать носом .
10. Произнести несколько раз: ЖВ-ЖВ-ЖВ, ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ, закрыв пальцами левую ноздрю. 

Произнести несколько раз: ЖВ-ЖВ-ЖВ, ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ, закрыв пальцами левую ноздрю.

11. Произнести несколько раз:  МВ-МВ-МВ, МЗ-МЗ-МЗ, закрыв пальцами правую ноздрю.
12. Произнести несколько раз: ДЗУХ, БРУХ, ФРУХ громко и шёпотом.
13. Поднять и опустить плечи, произнося: АРРН, АРРН, АРРН.     

 Поднять и опустить плечи, произнося: АРРН, АРРН, АРРН.

    «Рисуем» картину

    Встаньте в 10 шагах от стены, воображая, что стена – это огромный холст (до 20 шагов в ширину), на котором вы собираетесь нарисовать морской пейзаж. Ваше дыхание «фффф» – это Ваша краска. Каждый новый образ рождает новый импульс дыхания. В этой картине есть образы, требующие большого дыхания – изображение горизонта и  корабля. Образы, со средним дыханием – парус, солнце, облака. И,  наконец, с коротким дыханием – чайки, лучи солнца.

    Что мы рисуем?

    Через весь «холст» горизонтальной линией ярко-синие волны.
    Примитивный большой корабль красного цвета.
    Мачта и два больших белых паруса на корабле.
    Круглое жёлтое солнце.
    Лучи, исходящие от него.
    Белые пушистые облака.
    Летающие вокруг корабля маленькие чайки.

    Последние инструкции перед началом: соедините вдохновение с необходимостью «нарисовать» картину  и помните, что каждое изменение мысли  влечёт за собой изменение дыхания. Если изменение мысли и дыхания происходит одновременно, то голос неизбежно звучит на новой высоте.

    Каждая группа тренировочных упражнений проверяется словом, фразой. Например, коротенькие фразы – пословицы, поговорки или фрагменты из стихов, в которых преобладают взрывные согласные Б-П, Д-Т.

    У боярина – бобра
    Нет богатства, нет добра,
    Два бобрёнка у бобра –
    Лучше всякого добра! (Т. Белозёров)

    В чистом поле, в белом поле
    Было всё белым – бело… (Б. Заходер)

    1. Дятел и дуб продалбливает.
    2. Без труда нет добра.
    3. Не изведан – друг, а изведан – два.

    Очень важно заканчивать занятия чтением вслух литературных текстов, подобранных специально, где содержание требует смены высоты, темпа, силы голоса и лёгкости звучания.

    Что тебе милей всего?

    – Что тебе милей всего, сосна?
    Высота – вот страсть моя и гордость!
    – Что тебе милей всего, скала?
    Твёрдость!
    – Море, что тебе всего милей?
    Широта земли, моя безбрежность!
    – Что тебе, весна, всего милей?
    Нежность!
    – Что тебе, зима, милей всего?
    Белизна на белоснежном поле!
    – Птица, что тебе милей всего?
    Воля! 
                                                     (К. Кулиева)

    Это что там…

    – Это что там до самых небес?
    – Лес, да поле…да поле, да лес…
    – Это что там: иль зыбь, или дрожь?
    – Это поле…волнуется рожь.
    – Это что там за синь – огоньки?
    – То во ржи по краям – васильки.
    – Это кто там, разряженный в шёлк?
    – Это из лесу тополь пришёл…
    – Что за птицы летят, не таи.
    – То не птицы, то думы мои…
                                                                   (С.  Молева)

    Очень нравятся ученикам стихотворения по ролям хором с плавными, несложными поворотами головы, движениями рук, наклонами туловища.

    Очень нравятся ученикам стихотворения по ролям хором с плавными, несложными поворотами головы, движениями рук, наклонами туловища

    По лесу леший кричит на сову.
    Прячутся мошки от птичек в траву.
    – Ау! Ау! Ау!
    Спит медведица, и чудится ей:
    Колет охотник острогой детей.
    – Ау! Ау! Ау!
    Плачет она  и трясёт головой:
    – Детушки-дети, идите домой.
    – Ау! Ау! Ау!
    Звонкое эхо кричит в синеву:
    – Эй ты, откликнись, кого я зову!
    – Ау! Ау! Ау!
                                                             (С. Есенин)

    Как при любой тренировке, все « помехи» и затруднения уходят со временем, и появляется  ощущение лёгкости, податливости голоса. Но  нужно  помнить, что проблема голоса останется нерешённой,  если не будет уделено внимание его систематической тренировке.

    Фото автора

    Автор: Халтурина Галина Павловна, учитель высшей категории МОУ Гимназия № 2 г. Екатеринбург.

    4.6 из 5 звезд
    (голосов: 111, сумма баллов: 506)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (57)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Виктория 11.06.2010 в 20:08

    В статье Галины Павловны - инновационный подход к своему педагогическому труду. И на фотографиях видим, что у учителя со учениками хорошие психогигиенические взаимоотношения. Спасибо за тренинг,ценные рекомендации.

    анна 25.06.2010 в 13:24

    Познакомилась с 2 тренингами, согласна с пользователями портала Курочкой, Артистом и Натальей, что это хорошя помощь для молодых учителей. Скажите, пожалуйста, какой литературой вы пользовались при составлении тренинга?

    Галина Павловна 29.06.2010 в 21:22

    Литературу я брала в Екатеринбургском театральном институте. Больше всего этот вопрос освещён в работах Э.М. Чарели и Н.И. Жинкина. А ещё я несколько последних лет ходила в театральный институт на открытые занятия по речи. Затем упрощала некоторые упражнения, переделывала или придумывала по аналогии, опираясь на литературу, чтобы научить, а не навредить.Спасибо!

    Ольга Витальевна 01.07.2010 в 10:45

    Замечательный практический материал.Спасибо большое Галине Павловне!

    Смирнова Любовь Александровна 06.07.2010 в 09:59

    Понравились оба тренинга. Большое спасибо за помощь в работе.

    Иван Сергеевич 06.07.2010 в 12:09

    Интересно

    Галина Павловна 07.07.2010 в 09:54

    Это действительно интересно. Особенно детям нравятся упражнения не за партами, а на полу в игровой комнате или перед доской. Тогда они готовы делать их даже на перемене.Спасибо за комментарий!

    Елизавета А. 18.07.2010 в 19:14

    Очень ценная информация, доступный яркий материал, спасибо Учителю за труд и помощь начинающим педагогам! А самое главное - какая замечательная и лёгкая форма обучения для детей. Ещё раз спасибо, Галина Павловна!)))

    Катя 22.07.2010 в 15:12

    Чувствуете ли вы положительную динамику в речи детей после тренингов ? Хотелось бы попробовать ваши приемы в новом учебном году.

    Галина Павловна 23.07.2010 в 21:20

    Конечно динамика есть! Особенно ощутима она была на предыдущем выпуске, где дети как на подбор говорили робко и очень тихо. 3 года регулярных упражнений, тренинги и отличный результат: уверенное владение голосом на уроках и победы при защите своих проектов на уровне области, города, района. Для следующего выпуска достаточно было букварного периода, чтобы добиться громких и чётких рассуждений на уроках. Спасибо за вопрос. Желаю и Вам успехов!

    Эльвина 22.07.2010 в 22:04

    Тренинги по-настоящему педагогическая инициатива: довольно редкая форма занятий, обмен опытом и мастер-классы для детей района. Молодец учительница!

    Дина Рашидовна 27.07.2010 в 12:36

    Я уверена, что данный тренинг будет полезен не только детям, но и многим взрослым!
    Огромное спасибо УЧИТЕЛЮ за труд, и за неравнодушие к нашим детям.
    Хочется чтобы эта методика использовалась во всех классах начальной школы!!
    Считаю, что "вашим" детям и их родителям очень повезло, что у них есть такой УЧИТЕЛЬ!

    Галина Павловна 27.07.2010 в 15:30

    Спасибо, Дина Рашидовна, за добрые слова!

    Ксения 29.07.2010 в 10:06

    Спасибо за статью!

    Александр Яковлевич 06.08.2010 в 15:22

    Спасибо, уверен, данный тренинг необходим.

    Катя 11.08.2010 в 10:39

    Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. Приёмы, которые использует Галина Павловна безусловно помогут детям развить речь, сделать её более совершенной и приятной. Главное не лениться и результат будет. Я это так поняла. Пятёрка!

    Галина Павловна 13.08.2010 в 10:41

    Вы всё правильно поняли, Катя. Большое спасибо за проявленный интерес к моим тренингам.

    Марина Николаевна 12.08.2010 в 09:27

    Оба тренинга понравились. Живая, образная подача материала, умение заинтересовать и держать интерес детей. Можно смело использовать в работе.

    Галина Павловна 13.08.2010 в 10:43

    Спасибо, Марина Николаевна!

    Галя 13.08.2010 в 13:13

    Сценариев к праздникам у нас много, а вот тренинги - большая редкость. Хорошо, что в них нет "воды", каждое слово и предложение - руководство к действию. Сразу видна рука МАСТЕРА своего дела. Удачи Вам и успеха!

    Олег 14.08.2010 в 20:31

    И когда только всё успевает Галина Павловна? Руководит ассоциацией учителей начальных классов Екатеринбурга, даёт мастер-классы, проводит тренинги, пишет статьи, а ещё жена, мать и бабушка! Браво! Победы Вам в конкурсе!

    Галина Павловна 17.08.2010 в 19:39

    Мой девиз: "Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" - вот и весь секрет!

    Анна Павловна 15.08.2010 в 12:42

    Спасибо за статью!

    Полина Аликовна 16.08.2010 в 14:32

    На мой взгляд, тренинг не только способствует укреплению речевого аппарата
    и способствует развитию выразительности голоса, но и раскрепощает детей. Создает
    благожелательную атмосферу в классе, в которой каждый ребенок свободно
    может выступить, высказать свою точку зрения. Учителю начальных классов обязательно
    нужно использовать такие методические разработки. Спаибо Галина Павловна.

    Галина Павловна 16.08.2010 в 15:34

    Большое спасибо, Полина Аликовна, за такой содержательный комментарий. Я рада. что Вам понравились тренинги.

    Радость Владимировна 16.08.2010 в 21:06

    Большое спасибо. У меня первый класс, обязательно возьму на заметку. Детки приходят зажатые, с речевыми проблемами, а логопеда нет.
    Это один из путей решения.

    Наталья Андреевна 19.08.2010 в 14:48

    И все это не требует какой-либо технической поддержки, только личные ресурсы учителя и детей. Полный тренинг можно провести в классе (игровой комнате), а часть будет легко осуществить и на прогулке. Полезно всем - и ученикам, и их родителям, и учителю!

    Анна 22.08.2010 в 13:17

    У учителя прослеживается система в работе - это прекрасно. Тренинг №1, тренинг №2 значит будет и тренинг №3?

    Галина Павловна 27.08.2010 в 20:20

    Конечно будет и №3 и №4, если это будет нужно пользователям портала. Кстати тренинг №2 я послала на сайт по просьбе молодого преподавателя колледжа из г. Валуйки Федосеевой Натальи (см. комментарии в тренинге №1).

    Василий 26.08.2010 в 01:27

    Случайно узнали о Вашей замечательной методике.Искал нечто подобное в родном городе Москва и неожиданно нашел у вас.Спасибо Вам большое и успехов!!!

    Галина Павловна 27.08.2010 в 20:25

    Благодарю за добрые слова и хорошую оценку.

    Зоя Анатольевна 31.08.2010 в 20:50

    Статья очень понравилась. Из личного опыта знаю, что дети лучше запоминают текст, если он сопровождается мимикой и жестами.

    Иван Карпенко 09.09.2010 в 13:52

    прикольный тренинг сам в нем участвовал 5+

    Поля Шпак 09.09.2010 в 14:42

    Участвовала в тренинге)))
    Очень понравилось!!!
    5+!!!

    Яна Чагаева 09.09.2010 в 20:24

    Я сама учавствовала В этом тренинге
    Очень понравилось))))))
    5!!
    Галина Павловна, Почему нет упражнения Шархан?))

    Галина Павловна 11.09.2010 в 15:32

    Спасибо, Яночка! В двух тренингах невозможно поделиться всеми упражнениями, которыми я пользуюсь. А упражнение "Шархан" по-моему одно из самых любимых у моих учеников. Так что вам 7 классникам повезло, вы его выполняли и даже показывали родителям на празднике. Помнишь?

    юлия 10.09.2010 в 19:33

    Прочитав статью, еще раз убедилась в многогранности Вашего таланта. Успехов Вам и Вашим ученикам)))

    Галина Павловна 11.09.2010 в 15:34

    Спасибо, Юлия Леонидовна, за высокую оценку моей работы!

    я 10.09.2010 в 20:20

    А вот мы, увы, на такой тренинг так и не попали :) Жаль, наверное! Успехов и дальше!

    полина 10.09.2010 в 20:40

    согласна с Екатеринои,хотелось бы попробовать)

    Valeria 10.09.2010 в 21:29

    Галина Павловна, с Вами и у Вас безмерно интересно учиться. Спасибо! )

    Галина Павловна 11.09.2010 в 15:36

    Спасибо, дорогие мои, третьекурсники!!! Жду через несколько лет в школу ваших детей. Для них тренинг обещаю.

    Светлана Александровна 11.09.2010 в 18:16

    Галина Павловна! В моей работе руководителя школьного фольклорного ансамбля материалы тренинга будут очень полезны. Спасибо Вам за увлекательную, красочную и доступную работу. Интересно Ваше мнение о моей работе http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/1872.html с уважением...

    Яна Чагаева 13.09.2010 в 17:29

    Да Галина Павловна, я помню эти замечательние праздники) Это было где-то в 3или2 классе

    Татьяна Михайловна 16.09.2010 в 21:31

    Галина Павловна! Отличный тренинг, очень интересно!

    Марков Евгений 18.09.2010 в 08:56

    замечательный тренинг, и уверен, что на практике всё еще лучше
    Галина Павловна отличный педагог и специалист. Она была моим учителем в начальных классах, но мы до сих пор её любим и уважаем. Наш класс поддерживает с ней контакт и ежегодно приходим к Галине Павловне на встречи. Для нас она на всегда останется лучшим учителем в нашей жизни. Спасибо Вам, Галина Павловна за счастливые детские годы-)))

    Наталья Васильевна 19.09.2010 в 11:54

    Прочитав тренинги и комментарии, понимаешь, что учитель всегда в поиске, готов учиться сам и учить других. И это прекрасно!!!

    Владимир 21.09.2010 в 20:19

    Очень интересная информация, простая и замечательная форма обучения для детей. Спасибо, Галина Павловна!)))

    Никита Плюснин 22.09.2010 в 20:26

    Я ученик Галины Павловны, участник этого тренинга. Есть на первой и четвёртой фотографии. Тренинги и обучение у Галины Павловны помогли мне развить своё красноречие. Я выступал на конкурсе "Кто хочет стать академиком?", конкурсе чтецов и в других... И всё благодаря Галине Павловне. Спасибо!

    Галина Павловна 23.09.2010 в 19:34

    Спасибо, Никита, тебе за старание, терпение. Хорошо, что учась уже в 7 классе, ты развиваешься дальше и оттачиваешь своё красноречие. Успехов тебе!

    Ирина Адриановна 02.10.2010 в 23:16

    Учитывая, что далеко не все первоклассники правильно подготовлены к школе, Ваш материал, Галина Павловна, будет полезен учителям в часы ГПД. А макстер-классы по городу Вы проводите?

    Светлана Александровна 04.10.2010 в 15:57

    Поздравляю с победой, коллега!!!

    Любовь Владимировна 04.12.2010 в 20:04

    Галина Павловна, провела предложенные Вами тренинговые упражнения у себя в классе. Дети в восторге! Огромное Вам СПАСИБО!

    Туманова Екатерина Леонидовна 09.02.2011 в 20:01

    Уважаемая Галина Павловна! Очень рада вновь встрече с Вами! На протяжении всего конкурса мне было ценно каждое слово жюри, в том плане, что приняв решение участвовать в конкурсе, я изучила подробно условия конкурса, требования к публикуемым материалам, но я могла что-то не понять, что-то расценить для себя по-другому.Я работаю старшим воспитателем, и проводя любое мероприятие - занятие, семинар, мастер -класс и т.д, в первую очередь ставлю цели, задачи, определяю технологии, методы, приёмы. Сократив но минимума свои разработки, хотелось, чтобы жюри и конкурсанты увидели главное. И спасибо Вам, что Вы это увидели.Конечно, когда вновь буду участвовать в конкурсе, сделаю приложения, презентации и практический материал. С большим уважением, Екатерина Леонидовна.

    Андрей Посохин 04.12.2011 в 17:35

    Супер! От нас пятерка с бесконечностью плюсов и маленькое пожелание - внедрить Ваш тренинг в первые классы. С учетом современной нагрузки на первоклассников, в т.ч. по иностранному языку, становление речевого аппарата таким детям необходимо уже с первого класса, тем более, что подобные занятия психологически сплачивают всех участников процесса. Желаем победы в конкурсе.

    С уважением, Андрей и Юлия Вячеславовна.

    Татьяна Анатольевна 10.12.2011 в 21:54

    Огромное спасибо за материал. Я тоже применяю тренинги на занятиях театрального кружка. Ребяткам очень нравится и развивает речь.Вы молодец!

    Ирина Почекаева 11.02.2015 в 17:42

    Супер, я провожу такие же упражнения. Но и многое для себя нашла интересного. Вы молодец, удачи в работе и творческих успехов. Спасибо.

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!