Регистрация

Роль тестопластики в развитии творческих возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью

  • 26 декабря 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают 
источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами развития. Детство и творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно – эстетического освоения мира, которые используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Посредством занятий творческим трудом у детей развивается мелкая моторика рук и координация движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, развивает все психические процессы. Большие возможности для творческого развития детей предоставляет «тестопластика».

Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен - он мягкий, очень эластичный, легко приобретает форму и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин, удовольствие и радость.

Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы, величины и цвета. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Мною был разработан план, который включает в себя знакомство с тестом и его свойствами, изготовление поделок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста, вырезывание фигурок с помощью формочек.

На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, мягкое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Также на первых занятиях в основном использовали с детьми формочки для печения. Ребятам очень нравилось стряпать угощения.

Учитывая специфику заболевания наших детей, я предлагаю на занятиях простые картинки и поделки, вполне доступные их пониманию, не требующие много времени для выполнения. Всё это поспособствовало тому, что лепка из теста стала одним из любимых занятий ребят. Дети с удовольствием лепят угощение для кукол, «пекут» булочки, печенье, нанизывают на верёвочку бублики. Из-под пальчиков появляются смешные портреты цыплят, вновь по дорожке катится колобок-румяный бок, на тарелочке располагаются аппетитные вишенки.

Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить вкусные конфеты для кукол. Ребята старательно лепят, кладут «конфеты» в вазочку, куклы «приходят» в гости и «пьют» чай с конфетами. А на следующее занятие к детям приходит в гости грустный мишка. Он приносит с собой картинки с нарисованными на них ниточками. Оказывается, на этих ниточках были воздушные шарики, но они лопнули. Как же помочь мишутке? Ну, конечно же «надуть» новые шарики! Скорее за работу! И вот уже мишка улыбается, потому что у него теперь снова много воздушных шаров, хоть они и сделаны из теста. И дети довольны – ведь это они помогли мишке.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать, что занятия «тестопластикой» – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для своих занятий я стараюсь подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнять уже усвоенные ими знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Так, во время лепки уточки, дети узнают, что она умеет плавать, нырять, а когда мы лепили цыплёнка, ребята вспомнили, что он любит искать червячков, а груша и яблоко вместе называются – фрукты. На таких занятиях дети лучше усваивают знания о цвете, форме, величине, количестве предметов и их пространственном расположении. Так, во время лепки воздушных шариков перед детьми ставится несколько задач: выбрать цвет (красный или зелёный), форму (круглый или продолговатый), а чтобы шары не улетели, их надо прикрепить к ниточке. Решая такие задачи, дети вспоминают: чтобы получилась круглая лепёшка, нужно сначала скатать шар, а затем расплющить его, а продолговатый зелёный шарик получится из «столбика».

В процессе занятий дети осваивают различные приёмы, необходимые для работы с тестом: скатывание шара, раскатывание столбика, надавливание, расплющивание. По мере того как основные навыки детей формируются, я предлагаю больше возможностей для самостоятельной работы, то есть даю им определённую свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Например, даю детям на выбор тесто разных цветов, или предлагаю различные элементы украшений. Я считаю, что такой подход позволяет развивать воображение, творческое начало личности ребёнка.

На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми внимания, похвалы, одобрения является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Я надеюсь, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Таким образом, можно сказать, что, развивая творческие возможности у детей с отклонениями в развитии, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка. 

Список литературы:

  1. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е.В. Данкевич.- СПб: Кристалл, 2001. – 64 с.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т.Г. Казакова. – М., 1992. – 274с.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005г.
  4. Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом.

Фото 1. «Плюшки-завитушки»

Фото 1. «Плюшки-завитушки»

Фото 2. «Коллективная работа - дело не легкое»

Фото 2. «Коллективная работа - дело не легкое»

Фото 3. «Угощения для Петрушки»

Фото 3. «Угощения для Петрушки»

Конспект занятия на основе устного народного творчества

Автор: Холодова Надежда Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей, г. Иркутск. Педагогический стаж работы 18 лет. Лауреат 2 степени в номинации «Педагогические будни» конкурса фотографий «Педагогический альбом 2013». На фото воспитанники группы частичного обучения №2.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 21)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 29.12.2013 в 13:46

Уважаемая Надежда Сергеевна, низкий Вам поклон за проводимую коррекционную работу, занятие понравилось, думаю, что и Вашим подопечнм было интересно.

Цырен-Жаб Доржиевна 31.12.2013 в 05:08

Уважаемая Надежда Сергеевна, очень хорошее занятие! Умения, сформированные на таких уроках, пригодятся им в жизни! По фотографиям видно, что ребята увлечены работой, делают все с интересом. Удачи вам!

Ануфриева Ирина Викторовна 06.01.2014 в 09:36

Уважаемая Надежда Сергеевна, ваш опыт работы, которым вы делитесь - актуален. Публикация представлена грамотно, виден авторский подход, хорошее фото приложение. Интересное интегрированное занятие. Ваши наработки с успехом могут использовать педагоги, работающие в подобных учреждениях, что является практической значимостью вашего материала. Успехов в вашей работе и удачи в конкурсе!

Олеся Сергеевна 06.01.2014 в 09:42

Уважаемая Надежда Сергеевна, низкий Вам поклон за работу с детьми, которые требуют больше внимания, особого отношения, чем с обычными детьми. По вашей представленной работе видно, что вы творческий человек. 5 и удачи вам во всём!

Олеся Викторовна 07.01.2014 в 18:51

Уважаемая Надежда Сергеевна. Замечательную и нелегкую работу Вы проводите. Сколько души вложено в ваш труд. Вот она - инициатива! Спасибо! Удачи!

Вера Викторовна 19.02.2014 в 20:40

Всё в рамках конкурсах и профессионально. Спасибо!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!