Регистрация

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Соль – знакомая незнакомка»

  • 22 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Цели урока:

– изучение некоторых свойства поваренной или каменной соли;

– применение данной соли в быту.

Задачи урока:

Учебные – развить навыки самостоятельной работы;

Развивающие – развить речевые навыки, способности к анализу, расширить кругозор учащихся с привлечением научно-популярной литературы;

Воспитательные – поощрять умение слушать товарищей.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем юными исследователями. Нашим девизом будут слова Романа Сефа «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». Но перед тем, как мы отправимся в большой мир открытий, отгадайте загадку: Что в воде родится, а воды боится?

Дети: Соль.

Учитель: В разных странах люди употребляют в пищу различные продукты. И только один продукт везде одинаков – поваренная соль (в химии его называют хлорид натрия). В минералогии его называют галитом или каменной солью, в быту – поваренной или пищевой солью. Она необходима для приготовления почти всех блюд. Даже сладких пирожных! А если нам кажется, что в пище её недостаточно, «то недосол на столе...».

2. Постановка целей урока

Учитель: Соль для нас знакомая незнакомка. Какие вопросы мы поставим перед собой:

  • Зачем нужна соль?
  • В каком количестве соль необходима для человека?
  • Попытаться узнать некоторые свойства соли.
  • Соль: полезная или вредная?

3. Открытие новых знаний

1 ученик: Если заглянуть в словарь, можно найти определение соли: Соль – белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляется как приправа к пище (Ожегов).

Назовите однокоренные слова к слову соль.

2 учёник: Хлорид натрия или просто поваренная соль – это соль №1, самая распространенная в природе. В водах мирового океана на её долю приходится около 76% от всех растворенных солей. Оказывается, морская вода по своему солевому составу близка к составу крови. Это сходство позволяет предположить, что жизнь зародилась в водах мирового океана.

3 ученик: Почти все необходимые питательные вещества для человека в достаточном количестве содержатся в обычной пище. Только хлорида натрия в ней не хватает. Хлорид натрия – это и есть поваренная соль. Для поддерживания жизни человек должен получать 20-25 г соли ежедневно (показать). Каждый человек потребляет в год 6-8 кг соли (показать). В крови соль создаёт условия для существования красных кровяных телец, в желудке образует соляную кислоту, без которой невозможно переваривание пищи.

4 ученик: Если собрать всю соль, которая находиться на нашей планете, и посыпать её всю Землю, то слой, покрывающий её, будет примерно равен 42 сантиметрам.

5 ученик: Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценной была соль для человека. Соль приравнивалась по цене к золоту.
В древнем Риме легионерам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.

Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Обреченные получали только хлеб и воду, а соли были совершенно лишены. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться.

Первое упоминание соли на Руси найдено в рукописях 12 века. Производство соли в то время было примитивным. В местах, где появлялись соляные ключи, рыли ямы – колодцы и собирали рассол. В Киевской Руси пользовались солью из Прикарпатья, из соляных озёр и лиманов на Черном и Азовской морях. Здесь её покупали и везли на Север, она обходилась так дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знати, прочие же расходились «несолоно хлебавши».

Рассказ ученика

6 ученик: В названии многих городов и посёлков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Сольвычегодск. Что ещё может объединять эти города и посёлки?

Сольвычегодск – это город Архангельской области. Герб города был утвержден в 1780 г. В верхней половине щита вологодский герб, в нижней половине «две ступки соли в красном поле». В начале 16 в. известные купцы Строгановы построили близ Усолья первые соляные варницы. Здесь добывали соль почти для всей России.

А есть такое море (показать на карте), которое называется Мертвым. Вода этого моря напоминает пересоленный суп. Там не могут жить даже рыбы. Что бы случилось, если бы вода «сбежала» из моря? Осталась бы одна соль. В природе так бывает. Иногда, по вине человека. У нас в стране есть море – Аральское, которое высыхает, а по берегам образуются солевые отложения. Расти вокруг такого моря ничего не может: растения не выносят соленую землю.

7 ученик: Соль никогда не была просто продуктом. Ей посвящают пословицы, связывают с ней суеверия.

  • От хлеба и соли и царь не отказывается.
  • Хлеб да соль не бранятся.
  • Соль – всему голова, без соли и жито трава.

Учитель: Так все-таки чего в ней больше – пользы или вреда? Перед тем, как покупать соль, мы должны научиться, правильно выбирать соль (взять каменную и в пакете).

4. Практическая работа

Опыт № 1.

Учитель: Рассмотрим полученные образцы соли. Что вы заметили? Какую бы соль вы выбрали и почему?

Опыт № 2.

Учитель: Растворим образцы соли в воде в стаканчиках. Что заметили? Какую бы соль вы взяли для приготовления пищи? Почему?

Опыт № 3.

Учитель: Нагреем соляной раствор (выпаривание). А что же оказалось на донышке колбочки? (Кристаллики соли).

Опыт № 4.

Учитель: Рассмотрим заранее выращенные кристаллы соли.

5. Итог урока

Учитель: Очень часто какая-нибудь хозяйка, просыпав соль, огорчается; «Не иначе, как к ссоре, быть беде». Действительно ли поваренная соль может повлиять на отношения между людьми? Есть ли связь между ссорой и солью? В прошлом соль была товаром очень дорогим. И конечно, если в те времена кто-нибудь в семье просыпал соль, то его ругали, возникала ссора. Это естественная связь между ссорой и солью, существовавшая в те времена, постепенно превратилась в суеверие.

Вывод: Соль нам нужна не только, как добавка к пище, но и как необходимая вещь в хозяйстве. Но сегодня мы только открыли коробку знаний о соли. Где еще можно узнать информацию о соли?

Д/з.: Сделать свою подборку материалов о соли.

Автор: Ирина Николаевна Качан, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ поселка Илеза Устьянского района Архангельской области, стаж работы – 20 лет.

О себе: Люблю в свободное время мастерить. Участвовала в районном конкурсе «Воспитать патриота-2009».

Фото автора

Ирина К.

3.9 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 35)
  • 22 сентября 2010
  • 25261
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Васильевна Климентьева 30.09.2010 в 15:02

Замечательно!!! Использую ваш конспект на своих уроках.

Королёв Олег 02.10.2010 в 20:35

Ирина Николаевна, хороший урок.

Гаврикова Нина 05.11.2015 в 20:10

Уважаемая Ирина Николаевна, интересная идея проведения!
Все гениальное - просто! Дальнейших Вам задумок и их воплощения!!!
Удачи, радости, успехов!!!

Аманжулова Ирина Юрьевна 16.08.2016 в 12:11

Ирина Николаевна, познакомилась с вашей разработкой урока. Хочу отметить, что это не просто обыденный урок, а урок проектный, исследовательский, где дети сами искали интересную информацию про соль и знакомили с ней других, проводились опыты т.е. исследования . Это как раз урок соответствующим новым стандартам. Если бы вы ввели групповую работу, где дети сами проводили опыты, задавали друг другу вопросы. спорили и делали выводы. Но а в целом мне понравилась и обязательно буду использовать ваш материал. Спасибо! Удачи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!