Регистрация

Проект «Почему растения умирают?»

  • 11 мая 2016

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2016»

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Введение

В осуществлении задач воспитания, образования и развития глухих учащихся, в формировании и развитии представлений об окружающем мире, в котором они живут, важную роль играет курс природоведения. Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач, формирующее научно-теоретическое, нестандартное мышление, особенно важного для детей с нарушением слуха. Через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности, создаётся ситуация успеха.

Таким образом, при изучении курса природоведения в начальной школе с использованием приемов и методов проектной деятельности, расширяется кругозор, словарный запас обучающихся как в области предмета, так и в окружающей действительности, формируется социальный опыт в труде и общении.

В процессе изучения природы в 3 классе устанавливается, какие изменения происходят в разное время года в неживой природе, какое влияние они оказывают на характер и содержание сельскохозяйственных работ. В этом случае в учебном процессе комнатные растения находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на уроках природоведения живых растений.

В нашем классе есть замечательная традиция: дарить на День матери и 8 Марта маме цветы, выращенные самими ребятами. В течение нескольких месяцев ребята проращивают семена, сеют их, пересаживают молодые растения, обеспечивают им стабильный уход, но некоторые растения всё равно либо «сбрасывают» листья, либо вытягиваются. Ребята задались вопросом: «Почему растения умирают?», «Что нужно растению, чтобы оно жило?», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями?».

Раздел курса природоведения «Весенние изменения в природе» предполагает проведение практических работ, в том числе и «Как правильно ухаживать за комнатными растениями». Таким образом, перед педагогом была определена проблема, которая заключается в необходимости выявления педагогических условий эффективного формирования базовых компетенций у обучающихся младших классов с нарушением слуха.

Сложившаяся ситуация помогла сформулировать тему исследования: «Почему умирают растения?».

Актуальность данной исследовательской работы: привлечение внимания к миру растений, к взаимосвязи человека и растительного мира.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: процесс размножения, роста и развития комнатных растений в различных природных условиях.

Цель: определить, при каких условиях возможна жизнь растений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений за процессом жизни комнатных растений;
  • раскрыть взаимосвязь растений и условий их произрастания;
  • показать связь, взаимодействие и влияние человека на окружающую природу;
  • выяснить влияние различных условий на жизнь комнатных растений;
  • активизировать и расширять словарный запас у учащихся по темам «Комнатные растения».

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитание групповой сплочённости, межличностной симпатии;
  • воспитание открытости для новых контактов и культурных связей.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать у детей способность самостоятельно мыслить;
  • формировать у детей умения добывать и применять знания;
  • формировать у детей способность тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия;
  • работать над формированием связной речи;
  • развивать слуховую речь учащихся.

Коррекционно-социализирующие:

  • приобщение к нормам и ценностям общества;
  • обучение общению.

В ходе проектной деятельности использовались следу следующие группы методов:

теоретические: изучение и анализ литературы, моделирование и проектирование различных этапов поисковой работы;

экспериментально-теоретические: создание экспериментальных участков, эксперимент;

эмпирические: наблюдение, беседы, объяснение, демонстрация, практическая работа, фотографирование, анализ творческих работ.

Практическая значимость проекта определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких коррекционно-развивающих задач образования, как:

  • преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности глухого ребенка, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
  • актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления глухого обучающегося;
  • развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой в процессе проектной деятельности;
  • формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, в том числе как ученика, члена детского коллектива, члена своей семьи, растущего гражданина нашего государства;
  • развитие представлений о коммуникации людей, речевом этикете, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности с детьми и взрослыми.

Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе

1. Выбор темы исследования.

У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности в формировании движений в связи с нарушением слухового анализатора. В процессе выполнения какой-либо деятельности у глухих учащихся наблюдаются трудности в соотнесении цели деятельности, результата и рациональных способов осуществления этой деятельности. Поэтому при выборе темы детских проектов и исследований ребятами, учитывается и мнение педагога, который выступает для учащихся младших классов главным советчиком и помощником, исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Наиболее «благодатным» для детей с нарушением слуха, по моему мнению, является курс природоведения.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  • Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  • Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Название творческо-исследовательского проекта предполагает быть кратким, понятным и интересным, вызывающим интерес глухих младших школьников к содержанию и исследованию, а именно: «Почему умирают растения?».

2. Постановка проблемы.

Учащимся предлагается:

  • рассмотреть виды комнатных растений;
  • подобрать комнатные растения для проведения экспериментов;
  • предположить, какие условия необходимы для жизни растений;
  • предположить, какие условия пагубно влияют на жизнь растений;
  • обсудить, какие условия являются наиболее благоприятными для выращивания комнатных растений;
  • подобрать необходимую информацию, литературу для исследования;
  • создать необходимые и возможные для эксперимента условия.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

Учащимися совместно с педагогом прогнозируется продолжительность, сроки, участники эксперимента и составляется общий план деятельности по разработке проекта.

Вид проекта: Творческо-исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный. Сроки проведения: 10.02.2015 - 17.04.2015

Участники: педагоги, учащиеся, родители. Возраст: обучающиеся младших классов.

План.

  1. Подбор, анализ информации и литературы.
  2. Выбор материала, оборудования для проведения эксперимента.
  3. Создание специальных условий для растений.
  4. Наблюдение за возможными изменениями жизненных процессов.
  5. Обработка собранных сведений.
  6. Оформление проекта.

ІІІ этап. Процесс исследования

На этом этапе педагог грамотно и ненавязчиво осуществляет руководство работой, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети (с помощью учителя) обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), за помощью к родителям, друг к другу, используют Интернет.

Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления глухих детей приводит к большим трудностям в процессе исследования. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.

Многие моторные акты глухих детей в младшем школьном возрасте формируются при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и кинестетического анализаторов. Следовательно, особое значение в процессе исследования приобретают рече-кинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).

Другой важной задачей педагога является развитие у детей с нарушением слуха осязательного восприятия, которое выступает как средство компенсации. Таким образом, учитывая возрастные, психологические, физические возможности были проведены следующие эксперименты:

Эксперимент № 1.

От одного комнатного растения мы отрезали несколько веточек. Одну веточку мы положили на сухую поверхность. Другие – поставили в ёмкость с водой. В результате наблюдений, мы отметили, что без воды растение высыхает, становится хрупким, листья рассыпаются. В итоге – оно погибает. Другие веточки, напротив, не только сохранили свой внешний вид, но и пустили корни. Веточки комнатного растения продолжали жить.

Значит, растениям для жизни нужна вода.

Эксперимент № 2.

В полиэтиленовый пакет мы положили зелёный лист комнатного растения и плотно упаковали его. Перекрыв, таким образом, доступ воздуха к растению. В течении трёх недель мы наблюдали за испарением влаги из листа. Это говорит о том, что растение дышит: при «выдохе» выделяется водород и углекислый газ. При вдохе, как и человеку, растению нужен кислород, которого не хватало в закрытом пакете. В результате – растение погибает.

Значит, растениям нужен воздух.

Эксперимент № 3.

Один из ростков мы положили в холодное место. Через 3 часа мы вернули росток в тёплое помещение. В течение первых суток, оно потемнело, а через 4 дня – высохло. В результате наблюдений, мы отметили, что после мороза растение не оживает. Мороз губит комнатное растение.

Значит, растения нуждаются в тепле.

Эксперимент № 4.

Взрослое растение мы поставили в тёмный шкаф. в течение нескольких дней оно оставалось таким же, как было. Но со временем, растение стало вытягиваться. Его новые растущие веточки были тонкими и белыми, а листочки – маленькими и жёлтыми. Растение будто тянулось к солнышку, но оно не светило. Растение постепенно умирало.

Значит, растениям нужен свет.

ІV этап. Выводы

Большие различия между глухими и слышащими детьми возникают при выполнении заданий, где требуется сделать умозаключение о причине, следствии или цели события на основе сопоставления сведений, содержащихся в разных местах рассказа. Часто смешивают причину события и его следствие, нередко в их описаниях встречается лишь перечисление обстоятельств, сопутствующих данному событию.

В результате предварительной работы совместно с родителями, руководителем, специалистами Камчатской школы-интерната, ребята составили вывод: Растение – часть живой природы. Оно, как человек» нуждается в воде, пище (в виде удобрений), воздухе, тепле, свете, заботе».

Чтобы комнатное растение чувствовало себя комфортно в нашем классе, нужно за ним ухаживать: рыхлить, удобрять и поливать почву, протирать листья, опрыскивать растение, держать его в светлом месте, проветривать класс. При заботливом и постоянном уходе за растением, оно будет жить: расти, цвести, давать плоды и радовать нас своей красотой.

В результате проделанной работы, у ребят, участвующих в проекте, активизируется их познавательная способность, обогащается личный опыт, расширяется словарный запас, раскрывается взаимосвязь растений и условий их произрастания, показывает связь, взаимодействие и влияние человека на окружающую природу, приобщает к нормам и ценностям общества.

V этап. Отчет и защита работы

Отчет о наблюдениях, эксперименте и успехах в исследовательской деятельности был представлен участниками проекта обучающимся и педагогам Камчатской школы-интерната во время прохождения традиционного праздника «Книжкины именины».

Материал проектной работы в настоящее время используется на различных этапах уроков природоведения, ознакомления с окружающим миром и развития речи.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы

Активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у учащихся всех видов базовых учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социальных компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.

Конечно, младший школьный возраст и физические возможности накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Заключение

Проектно-исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества.

Реализация такого подхода в педагогической практике учителя начальных классов – необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС второго поколения. Считаю, что мой опыт в полной мере обеспечивает получение глухими учащимися на уроках и во внеурочной деятельности опыта продуктивной деятельности, что является основным условием формирования ключевых компетенций.

Используемая литература

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых, Т.Д. Файн // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – 274с.
  2. Богатов В.В. организация научно-исследовательских работ : учебное пособие для студен- тов высших учебных заведений / в.в. Богатов. – владивосток : дальнаука, 2008. – 259 с.
  3. Граш Н.Е. Чтение и развитие речи: учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I вида / Н.Е. Граш. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 208 с.: ил.
  4. Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение. Учебник для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М.: Владос, 2008,159 с.
  5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) – М.: Просвещение, 2003.
  6. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.

Автор: Соложеницин Андрей, учащийся 3 б класса, Калина Прискилла, учащаяся 1 б класса. Руководитель: учитель начальных классов Высокая Алевтина Николаевна, Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Петропавловск – Камчатский.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Юлия Ст 22.05.2016 в 13:42

Проект "Почему растения умирают" очень познавателен, многогранен, интересен с точки зрения экологии и воспитания бережного отношения к окружающему миру. Спасибо огромное за Ваш, Алевтина Николаевна, труд.

Алевтина 23.05.2016 в 14:27

Юлия Ст, спасибо за внимание к нашей работе и теплые слова.

Сергиенко Ольга Николаевна 05.06.2016 в 14:37

Алевтина Николаевна и ребята! Ваш проект к сожалению не оценен по достоинству. Есть недочеты: оформление не по положению к конкурсу, отсутствие подтверждающих фотографий и презентации, тема не раскрывает полностью суть проекта. Поэтому, на мой взгляд проект выглядел менее выигрышным. Работа проведена интересная, познавательная. Благодарю вас за участие в конкурсе! Успехов в будущем!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!