Регистрация

Как научиться воспринимать информацию?

  • 9 октября 2009

Хорошую информацию трудно добыть.
 Сделать с ней что-нибудь – еще труднее.
 Штирлиц

Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и потому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений. Поэтому так важно в школе научить детей обрабатывать информацию разными способами. И сделать это можно с помощью игр.

Краткая характеристика каждой из сторон получения информации:

1. Психологи выделяют два основных пути получения информации: с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); и с помощью умозаключений. Часто два эти пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.

2. Под сохранением информации прежде всего понимается умение удерживать полученную информацию. В процесс сохранения и переработки информации включаются все компоненты познания: восприятие, память, воображение, мышление.

Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т. е. в том, в котором она была получена. При активном сохранении информации «текст» подвергается определенным изменениям (подключение образной, ассоциативной сфер мышления и т. д.).

3. Успешное воспроизведение и передача информации зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К таким средствам обмена информацией относят речь, письмо, жесты, мимику и пантомимику, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы) и даже систему организации пространства общения (комфортность, степень доверия и т. д.).

Цель игрового блока заключается в знакомстве участников с основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем.

Приведенные ниже упражнения:

  • развивают логическую память (т. е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста, семантической близости и ассоциаций),
  • помогают обрести высокую скорость переработки информации,
  • углубляют восприятие (понимание как прямой, так и косвенной информации),
  • тренируют гибкость усвоения информации (легкость перехода от одной ассоциации к другой).

Все игры, включенные в информативный блок, являются интегративными, хотя и связаны с какой-либо определенной стороной: получение информации, сохранение, воспроизведение и передача.

Игра 1. Визитная карточка

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (подойдут шишка, камешек и пр.).

Задание: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, что каждая новая «визитная карточка» кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:

1-й участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-й участник: Меня зовут Аня, мне 11 лет, я люблю оладьи.

3-й участник: Меня зовут Лена, мне 11 лет. Я не люблю оладьи, зато мне нравится танцевать... И т. д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленять основную информацию, «примерять»ее, включаться в процесс кругового общения.

Вопросы к обсуждению:

  • Чья информация оказалась наиболее интересной и «дошла» до конца?
  • И какая информация была потеряна и почему?

Игра направлена на формирование умения вычленять основную информацию, соотносить и обогащать полученное знание в соответствии с конкретной жизненной ситуацией.

Игра 2. Собираемся в поход или Супермаркет

Из группы выбираются трое-четверо добровольцев, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

– Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими материальными рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву ... (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала супермаркета» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров. Итак:

– Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки... Нет? Тогда, может быть, рюкзаки?.. И т. д.

Вопросы к обсуждению:

  • Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух?
  • Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

Игра 3. Я дарю тебе...

Играет пара участников. Остальные «ограничиваются» ролью внимательных наблюдателей.

Задание: два человека, сидя друг напротив друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

  • в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т. д.) за подарок...»;
  • обязательно перечисляются все уже подаренные подарки и добавляется новый.

Например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:

– Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне – молодильное яблоко, я тебе подарил Земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю...

Вопросы к обсуждению:

  • Кто первый допустит два сбоя подряд?
  • Кто лучше удерживает информацию?
  • Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?

Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и... доброжелательности.

Игра 4. Расскажи сказку

Игра, которая будет интересна людям любого возраста, буквально «от мала до велика». Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного (супер-информативного) в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца...

Форма игры: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка). Основное условие то же, что и в предыдущей игре, но здесь сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики.

Задание: первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки (например: «И жили они счастливо и умерли в один день»). Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: «И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо и умерли в один день». И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказке и рассказывает ее от начала и до конца.

Вопросы к обсуждению:

  • Каковы перипетии сюжета: традиционны или совершенно необычны?
  • Сохраняется ли логика повествования «сказки наоборот»?
  • Подкрепляется ли сюжет сказки интонациями рассказчиков?
  • Чей поворот сюжета самый удивительный?

Как и в предыдущих играх, развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение «достраивать» информацию.

Вариант: сказка рассказывается участниками последовательно от начала до конца по одному слову.

Игра 5. Совместить несовместимое

Понадобится ручка (карандаш), бумага для каждого участника.

Задание: перед вами список из 10 слов: сапожник, орехи, булка, банк, сельдерей, парикмахер, ножницы, бананы, комар, корреспонденция.

Прежде всего проклассифицируйте и сгруппируйте предложенные слова по своему выбору. Затем попытайтесь в одном предложении связать между собой не менее трех слов из разных групп. Для связи слов возможно объединение их с помощью различных предлогов (например, «корреспонденция с комаром и бананами»).

Вопросы к обсуждению:

  • Чьи классификации наиболее полные?
  • Чьи образные ряды наиболее запоминающиеся?

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19 до 61%. «Лучше использовать какую угодно группировку, чем не использовать вообще никакой», – утверждает американская исследовательница Даниэль Лапп.

Вариант: составить рассказ по полученным классификациям.

Игра 6. Информация в газете

Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объема.

Занятие проходит в форме соревнования.

Задание: перед вами два небольших газетных материала. Ваша задача прочесть вслух оба отрывка, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка.

Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.

Вопросы к обсуждению:

  • Чей пересказ окажется ближе к оригиналам?
  • Кто затратит на эту работу меньшее количество времени?

Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает способность к быстрому переключению внимания.

Игра 7. От топота копыт...

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты и мимику говорящего. Попробуем проверить это утверждение.

Задание группе: представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что химии (алгебры, литературы) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику главным образом при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавая сообщение, – это известная пословица «От топота копыт пыль по полю летит». Интонация должна показать, радуетесь вы этому случаю или нет. Передайте эту информацию соседу. Тот передаст свое настроение при помощи тех же слов следующему участнику, и так – до кона цепочки. А последний должен рассказать эту новость учителю химии (алгебры, литературы), которого вы встретили в коридоре.

Вопросы к обсуждению:

  • Какова интонация вашей реплики на этот раз?
  • Чьи «реплики» показались наиболее выразительными и почему?
  • Действительно ли можно передавать содержание информации дополнительными средствами?
  • Где еще можно использовать этот прием?

При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать, проживать информацию, интонационно обогащать ее. Парадокс ситуации заключается в том, что определенные ограничения в содержании (только слова пословицы) заставляют информатора искать иные средства для достижения своей цели.

Игра 8. Полный комплект

Подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историческое событие и его участники и т. д.).

Задание: каждый участник получает карточку или с названием литературного произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками).

Вопросы к обсуждению:

  • Легко ли найти «своего человека» в условиях переизбытка информации?
  • Что или кто мешает воссоединению?
  • Какие еще задания можно было бы предложить?

Игра 9. Соберемся вместе

Участники разбиваются на небольшие группы по 6 человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания:

– построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

– построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

– найти свой способ построения группы.

Вопросы к обсуждению:

  • Какая группа быстрее реагирует на задания?
  • Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? и т. д.

Игра 10. Телеграмма

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же, лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на «Б», второе на «Т»и т. д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению:

  • Чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее?
  • Как влияют незначимые части речи, знаки препинания на содержание?
  • Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

Игра 11. Кошка, которая гуляет…

Все встают в круг, оставляя побольше места в центре.

Задание: участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион (крадучись на цыпочках), как супермодель («походка, свободная от бедра...»), как солдат на параде (печатая шаг) и т. д.

Каждый участник проходит через круг, а группа угадывает «кто есть кто».

Вариант: участникам предлагаются карточки, на которых написаны различные профессии. Необходимо походкой показать профессиональную принадлежность.

Вопросы к обсуждению:

  • Какой канал получения информации здесь используется?
  • Что может выразить походка человека: его профессию? его эмоции?
  • Как мы реагируем на разные стили походки?
  • А что ощущают люди, за которыми наблюдают и оценивают?

Автор: Lepta

4.9 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 34)
  • 9 октября 2009
  • 12835
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 13.10.2009 в 17:26

Формирование иформационной культуры и информационной безопасности - важная задача современного образования. Суперсовременные средства коммуникации часто оказывают нам медвежью услугу. Наши высказывания на сайте, неосторожный разговор по мобильнику принимают не только наши адресаты. Поэтому такие исследования очень своевременны.

Елена Елена Елена 21.09.2020 в 11:10

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!