Регистрация

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников

  • 13 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.

Особенностью, отразившейся на современном состоянии здоровья детей, стало воздействие постоянных стрессовых перегрузок, приводящих к разрушению механизмов саморегуляции физиологических функций. Особую тревогу вызывает здоровье школьников, у многих из них зафиксировано дисгармоничное развитие.

Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

Родители учащихся нашей школы поддержали предложение об основной цели воспитательной системы – создание условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Они приняли участие в определении перечня мероприятий, а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.

Ключевая идея нашей воспитательной системы – это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В связи с возрастными особенностями, развивающая работа связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутри личностных противоречий.

Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.

Системообразующий вид деятельности – игра «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры – «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям: Горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», – это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка – слово ребенок. Лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, – оказывающие влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».

Работа направлена на реализацию многих задач, главные из них: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.

На занятиях дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. Подобные занятия носят исследовательский характер.

Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома.

У детей младшего школьного возраста, как правило, именно в школе формируются дружеские отношения, поэтому на занятиях педагог учит детей ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками. Обучение правилам «цивилизованного» продуктивного общения – задача, которую решают учителя начальных классов школы. На первых порах формирование определенных социальных норм общения дается с трудом, но определенные результаты достигнуты: количество учащихся, умеющих строить свои отношения с окружающими, увеличилось с 69% до 71% среди третьеклассников и с 71% до 75% среди четвероклассников.

Нам всем в жизни приходится кому-то в чем-то отказывать. Делать это крайне неприятно, но иногда необходимо. Ребенок часто не имеет понятия, как проявить твердость, когда к нему обращаются с просьбами, которые он не может выполнить. Для того чтобы пореже обращались с разными неприятными просьбами, мы учим сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», или «там будет видно». Эти обороты очень похожи на обещания. Помимо этого дети учатся четко, ясно, спокойно объяснять свою позицию, прибегать к специальным техникам отказа. Диагностика четвероклассников показала, что умение отстоять свое мнение, сформировано у 62%, по сравнению с прошлым годом (54%).

Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов». От учителя зависит, в какие краски будет раскрашена жизнь их воспитанников.

Список литературы и Интернет-ресурсы:

1. Березовская Р.А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.  СПб.: 2003. – С. 100 – 110
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.– 272с.
3. www.zdobr.ru – описание составляющих здорового образа жизни, статистика.
4. http://www.ami-tass.ru/article/45897.html – формирование здорового образа жизни молодого поколения должно стать одним из приоритетов властей всех уровней – Путин ВВ.

Галактионова Т.А.Автор: Татьяна Петровна Галактионова, руководитель МО, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 21» с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла и естественных профилей города Волгограда, педагогический стаж – 30 лет.

О себе: Работаю по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Участник ежегодных городских и областных научно-практических конференций «Опыт, достижения и перспективы развития системы Л.В.Занкова». Провела серию уроков мастер-класс по окружающему миру на тему: «Воспитание здорового образа жизни младшего школьника».

Моё хобби – классическая музыка, восточные танцы. Люблю путешествовать по заповедным уголкам России, читать научную и познавательную литературу. Являюсь участником фестиваля педагогических идей «Открытый урок», размещаю материалы на сайте www. prosholu.ru. Люблю детей и нашу с ними совместную деятельность.

Фото автора

Галактика

3.7 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 33)
  • 13 сентября 2010
  • 22035
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Татьяна Петровна 13.09.2010 в 21:20

Полезно использовать статью на семинарах и конференциях.

Болутанова Надежда Викторовна 02.10.2010 в 18:04

Татьяна Петровна, спасибо за грамотный, интересный материал. Дальнейших успехов!

Татьяна Петровна 02.10.2010 в 22:08

Багодарю Вас, большое спасибо за отзыв.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!