Регистрация

Создание условий для формирования информационной грамотности в начальной школе

  • 16 ноября 2020

В настоящее время во всём мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет её социально-экономическое положение в мировом сообществе.

Ориентир систем образования на усвоение учащимися определённой суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя её себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Создание условий для формирования информационной грамотности в начальной школе

В «Примерных программах начального общего образования Стандартов нового поколения» большое значение уделяется формированию информационной грамотности в начальной школе.

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работать с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.

В «Примерных программах» определяются умения, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы в результате освоения общих навыков работы с информацией. Приведу лишь некоторые:

  • Оценивать потребность в дополнительной информации;

  • Определять возможные источники информации и способы её поиска;

  • Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.

На уроках русского языка открываются широкие возможности по формированию данных умений, составляющих информационную грамотность.

НОУ СОШ «Гелиос» – школа информационной культуры. Уже на протяжении 15 лет педагоги школы создают условия для формирования потребности учащихся в саморазвитии и самосознания в условиях информационной революции. А это значит, учат детей и их родителей отслеживать информационные потоки, анализировать их, ориентироваться в постоянно меняющейся информации.

Уже в первом классе при работе со словарными словами ученики знакомятся  с «Толковым словарём русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля, «Школьным толковым словарём русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской.

Показывая эти книги, рассказываю о богатстве родного языка, о том, что такое словарь и какую важную информацию он может дать. Сначала печатаю выдержки из необходимых словарных статей, объясняющих лексическое значение слов, затем делаю закладки и указываю страницу и столбец, позже (начиная со второго класса) указываю диапазон в несколько страниц, ну и, наконец, дети уже сами способны найти слово в словаре.

Во время такой работы у учеников формируются умения работы со словарём: пользуясь аппаратом ориентировки, правильно отыскивать нужное слово, выделять нужную информацию из словарной статьи, понимать сокращения, а главное использовать их в своей работе.

Начиная со второго класса, знакомлю учеников с другими видами словарей: «Этимологический словарь», «Орфоэпический словарь» О. Д. Ушакова, «»Школьных словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова.

Хотелось бы сказать о том, что словарная работа проводится мной по определённой системе. Каждый день недели несёт свою определённую функцию.

  • Понедельник – словарный диктант ранее изученных слов (причём со второго класса – однокоренными к словарным),

  • вторник – знакомство с новой группой слов (с использованием различных словарей: толкового, этимологического, орфоэпического),

  • среда – работа с группами однокоренных слов к словарным словам (обязательно с использованием словообразовательного словаря!!!),

  • четверг – выполнение текстовых заданий с использованием словарных слов,

  • пятница – разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок (первоначально их составляю сама, позже дети с удовольствием включаются в эту работу).

Отмечу, что содержание всех вышеперечисленных заданий тесно связано с темой урока. Домашние задания так же предполагают использование вышеперечисленных словарей.

Работа со словарями вызывает большой интерес у школьников. Поэтому в четвёртом классе я провожу кружок «Секреты русского языка», на котором знакомство со словарями продолжается, а круг используемых словарей расширяется (добавляются словари синонимов и антонимов, фразеологический словарь, словарь омонимов,  омографов и омофонов).

Большим успехом я считаю, что в процессе такой работы в семьях моих учеников появились различные словари русского языка.

Для формирования информационной грамотности очень важно научить детей работать с таблицами, алгоритмами, памятками: извлекать информацию из них, а позже и самим составлять. Для этого мы вместе с родителями и детьми создаём тетрадь, которая называется «Правильная тетрадь».

В ней весь материал структурирован соответственно предметам и темам программы. В тетрадь по мере изучения той или иной темы вклеиваются таблицы, памятки, алгоритмы. Первоначально они выдаются детям в готовом виде, затем с недостающими данными, а позже некоторые полностью создаются учениками. «Правильная тетрадь» становится собственноручно изготовленным справочником. К нему можно обратиться, когда новый  материал ещё не полностью усвоен, если появляются затруднения при выполнении домашней работы, а так же при повторении и в среднем звене.

Таким образом, умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках русского языка.

Автор: Светлакова Ксения Юрьевна, учитель начальных классов, I категория, НОУ СОШ «Гелиос», г. Екатеринбург. Стаж работы по специальности – 16 лет. Ксюшка

«Создание условий для формирования информационной грамотности»

3.5 из 5 звезд
(голосов: 18, сумма баллов: 63)
  • 16 ноября 2020
  • 10583
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!